Анатолий Бутенко эксклюзивно для 19rusinfo.ru: о команде, работе и блокировке счетов
Фото: А. Бутенко

Исполняющий обязанности министра образования и науки Хакасии Анатолий Бутенко дал эксклюзивное интервью 19rusinfo.ru, в котором рассказал о самых актуальных темах в сегодняшней повестке.

Речь шла о готовности школ республики к учебному году, патриотическом воспитании молодежи,  о всколыхнувшей СМИ истории с блокировкой счетов в ряде муниципалитетов. 

Также Анатолий Алексеевич поздравил всех читателей 19rusinfo.ru с прошедшим Днем знаний и подчеркнул, что учиться никогда не поздно. 

Полная версия беседы с Анатолием Бутенко представлена ниже. 

И.о. главы Минобрнауки Хакасии рассказал о повышении зарплат педагогов

- Анатолий Алексеевич, сегодня в школах Хакасии начался учебный год. Расскажите, все ли образовательные учреждения к нему готовы? 

- Во всех школах Хакасии накануне прошли торжественные линейки. Мероприятия обошлись без каких-либо происшествий. Вместе с первоклассниками в школу были приглашены родители. Все педагогические коллективы прошли тестирование на коронавирус. Положительные результаты составляют менее 1%. Данные сотрудники не допущены до работы. Но у нас хватает специалистов, чтобы учебный год начать в плановом режиме, чтобы все дети 2 сентября сели за парты.

Теперь расскажу о том, какая работа была проведена, чтобы школы открылись.

Мы закупили в этом году учебников на более чем 48 млн. Все учащиеся обеспечены учебниками. В прошлом году на эти цели затратили 26 млн. Кстати, в нынешнем году закупили 92 тыс. экземпляров учебников.

Занимались и развитием материально-технической базы, продолжили участие в федеральной программе, благодаря чему в 11 образовательных организациях запустили "Точки роста". Эти кабинеты. пожалуй, являются эталоном того, как должны выглядеть кабинеты в общеобразовательных учреждениях. 

Кроме того, открыто 19 ЦОСов. ЦОС - это фактически компьютерный класс, только вместо стандартных компьютеров там стоят ноутбуки. И такие кабинеты можно использовать не только для информатики, а для любого предмета. Федеральный бюджет в данном случае выделил средства на приобретение оборудования, республика - на капремонт данных кабинетов. При необходимости менялись и пол, и потолок, и электропроводка... Мебель в данных кабинетах тоже новая. 

В 2022 году отремонтировано и оснащено спортивным оборудованием 11 спортивных залов.

За счет ресбюджета также направлялись средства на подготовку к зиме. 

Дополнительно на капремонт школ направлено 25 млн рублей, на детские сады - 20 млн. В 30 дошкольных образовательных организациях был проведен частичный ремонт. 

Проходили передготовку учителя. Кстати, коллектив сотрудников всех образовательных организаций в республике составляет 19 800 человек. Детей в школах обучается около 80 тысяч. 

На протяжении нескольких дней руководители районов говорили о том, что в силу серьезных финансовых трудностей есть риск срыва учебного процесса. Как можете это прокомментировать? 

- Если смотреть на финансирование государственных образовательных учреждений, то практически все техникумы, за исключением тех, которые подчиняются ХГУ и СТЭМИ (частное учреждение), финансируются из республиканского бюджета в полном объеме. 

Если говорить о муниципальных образовательных организациях, о школах. По законодательству финансирование заработной платы и учебных расходов осуществляется за счет ресбюджета. В детских садах все сотрудники, кроме обслуживающего персонала, финансируются из республиканского бюджета. Остальные - за счет муниципального. Учебные расходы тоже финансируются за счет ресбюджета. 

Что касается заданного вопроса. Министерство образования в стороне не находится. Но даже при большом желании мы не можем выдать муниципальным бюджетам дотации. То есть свои полномочия муниципалитет должен финансировать либо за счет муниципального бюджета, либо просить у республики дотации, которые идут не через министерство образования и науки, а через министерство финансов. 

Текущая блокировка нам тоже неприятна, потому что не проходит ряд средств, которые идут в том числе на реализацию нацпроектов. Блокировка вызвана невыплатами муниципальных образований. Из 13 муниципалитетов только в 4 есть существенная блокировка. В остальных либо ее нет, либо она незначительная. 

Чем она опасна? Заработная плата проходит при любой блокировке. Скажу больше: примерно на протяжении нескольких лет у нас заработная плата выплачивается без задержек, в полном объеме. 

Некоторые вопросы возникали по дополнительному образованию, но главой региона поставлена задача, чтобы в 2022 году эта проблема была решена. То есть все педагоги допобразования должны получать заработную плату, которая определена указом президента. 

Если говорить об организации питания в школах и подвозе детей, в этом случае точно не будут проходить средства на оплату предпринимателям, если счета не будут разблокированы. Но у нас есть фора - сейчас долгов не за бензин, не за продукты питания нет. Лимиты доведены до всех учреждений, поэтому можно заключать договоры, контракты. Контракт оплачивается только после того, когда он поставлен. 

- С блокировками все ясно. Анатолий Алексеевич, вы недавно вернулись с Байкальского образовательного форума. Какова была цель поездки туда? Что нового вы узнали? 

- В нынешнем году форум проводился в восьмой раз. Это площадка Минпросвещения Российской Федерации. Все спикеры - это представители либо Минпросвещения РФ, либо подведомственных учреждений. В рамках форума нам рассказали обо всех направлениях, которые будут реализовываться в течение учебного года образовательными учреждениями.

Например, уже неоднократно говорилось о том, что будут проводиться "Разговоры о важном". Буквально накануне смотрел по ТВ, как Владимир Владимирович Путин проводил такой урок в Калининграде. Там были активисты со всей страны. Таким образом нам показали, о чем должны быть эти уроки. И теперь раз в неделю такие уроки будут проводиться. И необязательно проводить их должны учителя. В качестве спикеров могут выступать и родители. Главное - чтобы тема была интересна и полезна детям. Это самое главное. 

Одно из новшеств, появившихся по итогам Байкальского форума, которое предложили уже всем руководителям - рассмотреть возможность использования школьных автобусов для подвоза детей на экскурсии. Кто поедет - пусть решает школа. 

Поскольку в учебное время мы практически не можем привлечь на дополнительные выезды школьные автобусы. Потому что автобус должен утром собрать всех детей, привезти в школу, затем отвезти домой. А какие-то автобусы, замечу, делают несколько рейсов и ездят в разные населенные пункты. По региону у нас, кстати, 100 автобусов подвозят детей в школы. В каникулярное время предложено использовать школьные автобусы минимум 3 дня. То есть минимум 3 дня они должны использоваться для выезда на экскурсии. 

- Что касается выездов. Совсем недавно ребята со всей Хакасии выезжали в Алтайский район. Там проводился крупный образовательный молодежный форум "Этнова". Его организатором выступало министерство образования и науки республики. Расскажите, сколько участников, сколько спикеров принял этот форум? И что дает ребятам участие в таких мероприятиях? 

- Любой форум предполагает общение. На этом форуме у нас было 114 участников - юношей и девушек от 14 до 35 лет. Для них мы пригласили самых активных спикеров из Кемеровской области, Красноярского края, Тувы. Молодежь почерпнула новые знания, пообщалась между собой, узнала что-то новое. 

На форуме работало 6 образовательных площадок по направлениям: "Предпринимательство", "Медиа", "Добровольчество", "Креативные индустрии", "Педагогика" и "Молодежь Алтая". 

Глава Хакасии Валентин Коновалов, глава Алтайского района Татьяна Раменская, от нашего министерства там были заместители Елена Конева и Юлия Ворошилова - все они пообщались с ребятами. Что мы хотели передать ребятам, мы передали.

Они уезжали довольные, обменялись друг с другом телефонами. Это же прекрасно!

- В последнее время как на федеральном, так и на республиканском уровнях активно обсуждается тема патриотического воспитания школьников. Появятся ли какие-то новшества в школах республики в связи с этим? 

- Вспомните, раньше, как мы приезжали в пионерские лагеря, и как нас выстраивали на линейку, или когда сезон открывался... Нас выстраивали в ряд, затем флаг поднимали. И все понимали: флаг поднят - работа идет. В нынешнем году предложено, чтобы государственная атрибутика присутствовала на всех торжественных мероприятиях.

Кстати, накануне был в нацгимназии на Дне знаний. Там был вынос флага и Российской Федерации, и Республики Хакасия. Соответственно, и гимны исполнялись. Очень приятно было за этим наблюдать. 

Вообще атрибутика, на мой взгляд, должна дисциплинировать ребятишек. 

К тому же, если еженедельно будут подниматься флаги в каждой образовательной организации, это будет доверено не всем детям, а тем, кто это заслужил хорошей учебой либо какими-то делами хорошими. А за хорошее дело всегда уважает общество. Поэтому и идея такая внедряется. 

Еще одно новшество - "Разговоры о важном", о которых сегодня уже было сказано. 

Ну и говоря о патриотическом воспитании, считаю нужным сказать, что детям необходимо рассказывать историю. Если посмотреть учебники хотя бы пятилетней давности, так как дети учились, я почитал их... про Советский Союз - полстранички. И все... А речь - о Советском Союзе, население которого было сравнимо с населением Америки. Сейчас по населению отстаем, потому что и площади уменьшились, и все союзные республики отошли. Хотя считаю, что все республики должны быть одной командой. Причем не на словах, а на деле.

На Байкальском форуме нам показывали отрывок из фильма "Легенда №17". Там есть момент, где сборная СССР играла со сборной Швеции. Ничья. 4:4. 

В какой-то момент зашел тренер, а команда между собой разговаривает так: "Спартаковцы, вы чего не забили ни одного гола?"; "А вы, ЦСКА, что всего 3 забили?!" Тренер послушал это и позвал всех на тренировку. И когда они вышли на тренировку, стали по кругу гонять, а тренер кричит: "Спартак, падай!" Они падают, остальные о них запинаются. Также он кричал остальным. И в конце уже Харламов сказал: "Никто не падайте! Мы ни "Динамо", ни "Спартак", ни ЦСКА! Мы - сборная Советского Союза. Понимаете?

Смысл в том, что не надо разбираться, кто и что делает! Не надо перетягивать на себя. Мы живем в Хакасии и должны этим дорожить. Мы работаем в команде, где одни люди назначаются, другие занимают выборные должности, но все мы должны быть в одной команде и друг другу помогать!

Пользуясь случаем Анатолий Алексеевич поздравил всех педагогов, школьников и, конечно же их родителей с началом нового учебного года. 

- Пусть этот учебный год начнется для всех вас удачно и будет успешным! Пусть каждый день отметится какой-то хоть и маленькой, но победой. А полученные знания и навыки открывают перед вами новые двери к чему-то новому и интересному! С праздником!

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо Анатолий Алексеевич! И Вам всего хорошего.
1сентября не стал праздником в школе19 г.Абакана.Не было праздничного оформления фасада школы.Не было главного-торжественной линейки.Как это могло случиться?Куда смотрела Усольцева и другие чиновники?
Неужели правда вспомнили и надолго ли???!!! "...- Вспомните, раньше, как мы приезжали в пионерские лагеря, и как нас выстраивали на линейку, или когда сезон открывался... Нас выстраивали в ряд, затем флаг поднимали. И все понимали: флаг поднят - работа идет. В нынешнем году предложено, чтобы государственная атрибутика присутствовала на всех торжественных мероприятиях..."