Запрета на «фермы» не будет, но для майнеров в России создадут что-то типа «песочницы»
Владимир Путин вмешался в дискуссию о будущем криптовалют в России, которая развернулась между Министерством финансов и Центральным банком. Он призвал финансовое руководство страны прийти к единому мнению и добавил, что предложение запретить майнинг и криптовалюты связано с рисками для граждан страны.
Президент отметил, что позиция ЦБ, который на прошлой неделе предложил запретить выпуск, обращение и обмен криптовалют на территории России, объясняется их высокой волатильностью. Из-за этого деятельность в этой сфере несет высокие риски для россиян.
«Хотя, конечно, есть у нас здесь и определенные конкурентные преимущества, особенно в так называемом майнинге, имея в виду профицит электроэнергии и хорошо подготовленные, имеющиеся в стране кадры», — сказал Владимир Путин.
Между тем Минфин, как сообщил во вторник, 25 января директор департамента финансовой политики ведомства Иван Чебесков, выступает не за запрет, а за регулирование. Концепцию этого регулирования Минфин уже направил в аппарат правительства, но официального решения по ней пока не было.
«Мы не можем себе позволить просто так брать и какую-то из высокотехнологичных индустрий запрещать у нас в стране и говорить, что она должна развиваться в другой стране», — сказал Чебесков на конференции «Криптоактивы: всё, что вы хотели знать о регулировании, но боялись спросить».
Сейчас вопросы выпуска и обращения криптовалют в России законодательно не урегулированы в принципе.
«Это означает, что криптообменники, криптобиржи, P2P-платформы и прочие операторы криптовалютного рынка находятся вне правового поля. При этом закон о ЦФА запрещает использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ», — отметили в Банке России.
Поэтому в ЦБ предложили не только запретить операции с криптовалютами, но и ввести ответственность для российских юридических и физических лиц за нарушение запрета на их использование в качестве платежного средства. При этом регулятор не предусматривает запрет на владение криптовалютой гражданами, однако обращает внимание на существующие риски мошенничества и сложность отстаивания своих прав при приобретении криптовалюты на иностранных криптобиржах.
«Я бы просил правительство России и Центральный банк в ходе дискуссии прийти к какому-то единому мнению и просил бы вас эту дискуссию в ближайшее время провести, а потом сообщить о тех результатах, которые в ходе этой дискуссии будут достигнуты», — сказал Владимир Путин на совещании с членами правительства.
По оценкам экспертов, Россия занимает на сегодняшний день третье место после США и Казахстана по объему вычислительных мощностей для майнинга. В прошлом году Китай запретил майнинг и торговлю криптовалютами на территории страны.
Народный банк Китая (НБК) в сентябре заявил, что криптовалюты не должны циркулировать на рынках наравне с традиционными валютами и иностранным биржам запрещено предоставлять услуги материковым инвесторам. После этого четырнадцать крупнейших майнинговых компаний в мире за несколько месяцев вывезли из КНР более двух миллионов компьютеров, в том числе в Россию и Казахстан.
— ЦБ выступил с посылом ограничить доступ потребителей к высоковолатильным рыночным инструментам, чтобы не плодить скам-проекты, притворяющиеся легальными, — объясняет «СП» ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Но в последние дни мы многократно от других чиновников услышали, что предложенные меры чрезмерно жёсткие.
Путин также обратил внимание на то, что мы указывали ранее: Россия — экспортер энергии и энергоносителей. И эту энергию можно направить на майнинг, а не продавать электричество Казахстану, для майнинга криптовалют. С запретительным подходом действительно легко оказаться на обочине прогресса.
Минфин же не хочет уступать доходы, которые может получить от майнинга и других видов бизнеса, связанных с криптовалютами, и надеется, что удастся преодолеть риски и загнать пользователей криптовалют в банки.
Но ведь криптовалюты как раз создавались, чтобы люди обходились без банков. Захочет ли сообщество этого? Пока они там не рады. Однако для бизнеса это нормально, а люди даже по жесткому сценарию ЦБ имели право использовать зарубежную инфраструктуру. То есть открывать кошельки на зарубежных криптобиржах.
В то же время, политолог Павел Салин полагает, что дискуссия о будущем криптовалют в России связана не столько с экономикой, сколько с политикой, в частности, обострением отношений Москвы с Западом.
— Это вопрос имиджа президента в глазах элиты. Нужно понимать, откуда появилась идея тотального запрета криптовалюты в России. Перед финансовыми властями поставлена задача — в условиях вероятной эскалации на Украине пресечь или минимизировать вывод средств из страны. Ясно, что как только ситуация станет развиваться не по плану, российская элита начнет быстренько выводить из страны деньги накануне грандиозного «шухера».
Значительная часть денег и так уже выводится, но еще больше может выводиться через крипту. Поставлена задача в условиях конфликта с Западом свести к минимуму возможность элиты создавать запасные аэродромы. Поскольку вывод денег во всем мире осуществляется в криптосфере, ЦБ пришел к выводу, что нужно её существенно ограничить.
Вброс в западных СМИ о том, что якобы это предложение было сделано с подачи ФСБ и причина — финансирование оппозиционеров через криптовалюты, это просто часть кампании по поддержанию либерального реноме финансового блока. На самом деле все гораздо сложнее.
Но понятное дело, что такая инициатива серьезно напрягла элиту, которая в криптовалюте видит удобный канал обращения средств. Здесь и вывод денег из страны, и коррупционные отношения, которые якобы труднее отследить в криптосфере. Запрет криптовалют на территории России нанесет удар по всей «серой» экономике страны, а, значит, всей российской элите без исключения.
Ситуация сложилась достаточно напряженная. В качестве «доброго следователя» выступил Минфин, а затем в дискуссию вмешался и Владимир Путин. Президент удерживает свои позиции во многом за счет статуса межэлитного арбитра. Так как этот вопрос для элиты очень важен, Путин и сейчас выступил в роли такого арбитра, который больше склоняется к «доброму следователю». Но однозначного ответа он не дал, сказал разобраться. Потому что вопрос регулирования или запрета криптовалют — это ситуация стоимостью не на десятки, а на сотни миллиардов долларов в год, с учетом российской коррупционной экономики и теневых потоков.
«СП»: — И все же, к какому варианту склоняются в Кремле?
— С одной стороны, задача национализации финансовых потоков элиты в условиях конфронтации с Западом поставлена президентом. С другой, он же нашептывает элите на ушко, что не даст поступить с ней «по беспределу». Как всегда он действует по принципу «и вашим, и нашим». Скорее всего, сейчас президент ждет, когда ему принесут техническое решение, которое позволит и криптовалюты тотально не запрещать, чтобы не злить элиты, но и вывод средств с их помощью минимизировать.
Сила криптовалют в их анонимности. Минфин предлагает все эти операции деанонимизировать. Хотите заниматься криптой — пожалуйста, но только вашу личность должны установить. А какой интерес проводить операции с криптовалютой, если ты не анонимен? Тогда можно все то же самое сделать обычным банковским переводом.