Предстоящий кризис сметет остатки экономической мощи ЕС
Похоже, европейские лидеры начинают не просто подозревать о надвигающихся серьезных трудностях социально-экономического порядка, но и предупреждают о них население своих стран. Так, президент Финляндии Саули Ниинистё сообщил о накрывающем континент экономическом кризисе.
«Мы в Финляндии давно привыкли жить с мыслью, что в будущем году все будет только лучше. Такой разворот, что как прежде уже не будет, а вызовы растут, сложен. Это может повлиять на единство Европы», — заявил руководитель страны Суоми в интервью изданию Maaseudun Tulevaisuus.
Ниинистё, впрочем, заверил, что европейские государства должны двигаться в направлении «ситуации, когда самодостаточность, в самом широком смысле, станет приоритетом». Он пояснил, что имеет в виду самодостаточность «в плане безопасности, хотя идет процесс вступления в НАТО», а также продовольственную.
В данном интервью финский лидер также выказал свою озабоченность относительно возможного усиления конфронтации между Россией и Западом, а также Москвой и Хельсинки, заявив, что «пока невозможно представить, какими данные отношения могут быть после конфликта на Украине», но происходящее там «имеет решающее значение».
Он также обеспокоен возможным разрастанием украинского кризиса. «Я должен сказать, что беспокойство по поводу эскалации… растет. Данный риск подстерегает постоянно, и его следует учитывать. Обеспокоенность обязательно будет разделена еще где-то», — порассуждал Ниинистё. В то же время президент Финляндии не уточнил, в каком направлении опасается эскалации, но заверил, что его озабоченность «безусловно, разделяют и другие».
Ранее в июле об экономических трудностях в Европе заявил президент Венгрии Виктор Орбан во время своего выступления в румынском городе Бэиле Тушнад. «Европа в беде — экономической и политической… Люди столкнутся с резким повышением цен… И большая часть мира тоже нас демонстративно не поддержала — Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, арабский мир…», — подчеркнул тогда венгерский лидер.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что определить глубину предстоящего экономического спада пока сложно.
— Многое тут будет зависеть от геополитических факторов, если же брать во внимание чисто экономическую сторону — от длительности инфляции, а также способности центробанков США и Европы взять процесс под контроль. Уже поступили сообщения, что цена на тысячу кубометров газа превысила 2100 долларов — это предвестник новой раскрутки инфляционной спирали.
«СП»: — Какие меры центробанки могут предпринять?
— Могут начать повышать базовую ставку. Причем американская ФРС уже прибегала к таким мерам, в Европе центробанк пока пытался воздерживаться от этого, предпринял данный шаг в июле, но, видимо, придется повышать еще.
«СП»: — К чему это может привести?
— Традиционно — к снижению деловой активности. И как следствие — к замедлению темпов экономического роста и последующей рецессии.
«СП»: — Какое время может продолжаться рецессия?
— Здесь многое будет зависеть именно от действий центробанка. Если он сможет взять инфляцию под контроль, то она может быть не очень продолжительной — примерно два квартала. Но если этого не случится, и сбить ее не получится — то все может слишком затянуться, продолжительность спада увеличится.
Здесь у экспертов основные опасения заключаются даже не в вероятности спада, его не избежать, а в дальнейших перспективах — в стагфляции — когда экономический спад и рост безработицы будут сопровождаться инфляцией — и последующем нулевом росте. И еще непонятно, как мир в 2023 году будет выходить из этой ситуации. Есть высокая вероятность, что выход потребует серьезных структурных реформ в экономике.
«СП»: — Когда по времени можно ожидать экономический спад в Европе?
— В четвертом квартале нынешнего года экономика Старого Света влетает в рецессию, спад начнется с кризисом в еврозоне. И от влияния центробанка на инфляцию, ее снижение и глубину, зависит последующий выход из ситуации. Но пока здесь в Европе все очень неопределенно. И спрогнозировать детально непросто.
Экономист Андрей Бунич полагает, что экономический кризис не может угрожать Старому Свету, поскольку уже начался.
— Начало кризиса вполне очевидно. При этом надо сказать, у ЕС и раньше было множество проблем, даже без происходящих сейчас украинских событий. Дело в том, что сама модель экономического пространства Евросоюза обладает массой изъянов. Если первые годы ее строительства, в том числе на обломках Советского Союза, были относительно спокойны, то потом начались трудности — примерно с середины 2000-х. Мы помним, как кризисы вспыхивали в Греции, Италии, Испании, Португалии. И ни один из них так и не был решен: принимались какие-то меры, можно сказать, временного характера - долги выкупались, реструктуризировались, где-то выдавались новые кредиты. По сути, трудности переносились на более поздний период. И пришли к тому, что юг Европы в стагнации уже давно.
Восточную Европу экономически так и не удалось полностью интегрировать. В результате финансовые системы стран-членов ЕС разваливались, осталось три-четыре страны во главе с Германией, которые генерируют добавленную стоимость, а остальные идут на поводу.
«СП»: — В общем, объединение не стало благом.
— По большому счету, ЕС представлял собой второе издание Советского Союза времен его распада. К тому же была непонятна ниша Евросоюза в мировой экономике. Скажем, место Соединенных Штатов, Китая, даже, как теперь выясняется, России, понятно. А вот для Европы где место? Выходит, она — всего лишь удобное, комфортное место жительства. Да и комфорт этот теперь улетучивается.
Финансовая система у ЕС слаба. Если те же англосаксы умеют манипулировать финансовыми рынками, которые заточены под них, надувать финансовые пузыри и сдувать их, то Европа это делать не способна. Она могла выехать на климатической повестке, навязав ее миру и получив под нее дополнительные бонусы, но этому воспротивились Россия, Китай, Индия и другие страны.
А теперь Европа еще и ввязалась в убийственную для себя антироссийскую политику, навязанную из-за океана. Для нее Россия всегда была последним козырем, источником недорогих ресурсов. А теперь этот источник перекрыт. Да еще и придется нести бремя военных расходов, которое ЕС в настоящее время совсем не нужно.
«СП»: — Что же будет дальше?
— Думаю, Европу ожидает судьба Японии, которая одно время бурно развивалась экономически, бросая в чем-то вызов даже США. Но примерно в начале 1990-х, в период распада Союза, она рухнула в кризис, из которого не может выбраться и поныне. У нее хватает ресурсов удерживаться на плаву, но для развития их уже нет. Нечто подобное, видимо, будет и с Европой. Все эти упомянутые трудности, видимо, имел в виду финский президент.