Крылатая фраза "Хотели как лучше, а получилось как всегда" по-прежнему очень актуальна. Нарастает скандал со списками "агентов иностранного влияния" и их "пособниками" в культуре, которые составила депутатская "Группа по расследованию антироссийской деятельности" ("ГРАД"). В списке людей, которых нужно уволить или "прояснить", оказались весьма уважаемые фамилии. А инициаторы чистки рядов неожиданно переобулись.
На сайте "Группы по расследованию антироссийской деятельности" указывается, что её участников "объединяет желание исправить кадровую политику государства в сфере культуры, чтобы чиновники и бизнес прекратили подпитывать творческую элиту с антигосударственной позицией". И своей целью они ставят определение "основных механизмов осуществления иностранного влияния и антигосударственной деятельности в сфере культуры, а также меры для изменения сложившейся ситуации".
Что тут не так? Как с этим поспорить?
Вести эту деятельность "градовцы" (а в их рядах уважаемые люди – председатель партии "Справедливая Россия – За правое дело" Сергей Миронов, режиссёр Николай Бурляев, актёр Дмитрий Певцов, писатель Захар Прилепин и др.) намерены с помощью предания гласности выявленных ими подобных фактов, дабы привлечь внимание надзорных органов. Тоже ведь верно – общественный резонанс, как известно, по-прежнему имеет силу и выступает в роли ускорителя для власти.
Однако после первого же заседания группы, состоявшегося в Госдуме 3 августа, грянул скандал. Журналисты одного из изданий, приглашённые на освещение мероприятия, заполучили и опубликовали список тех, кто оказался под прицелом "ГРАДа". В нём почти полторы сотни фамилий известных деятелей культуры и ТВ – причём не только из числа тех, кто открыто осудил спецоперацию на Украине (с ними-то как раз всё понятно), но и тех, кто не высказал публично своего мнения о ней.
"Пора пришла избавиться от пятой колонны среди чиновничества"
А ведь начиналось заседание "ГРАДа" совсем неплохо – даже увлекательно. Его участники эмоционально высказывались о необходимости "незамедлительных изменений в сфере культуры" – и делали это весьма аргументированно.
Когда мы увидели, что некоторые деятели культуры 24 февраля себя так повели, наши люди почувствовали себя обманутыми. А ведь им верили,
– возмутился, например, Сергей Миронов.
Идёт попытка повлиять на взгляды, на позиции наших людей через культурный срез, через межнациональные взаимоотношения, повлиять на психику, на мировоззрение, на наши поступки. Запад влияет через тех работников культуры и творческих людей, чья недвижимость и деньги находятся на Западе,
– заметил сопредседатель СРЗП Геннадий Семигин.
Пришла пора избавиться от прозападной либеральной цензуры и пятой колонны среди чиновничества. Мы за свободу творчества и ответственность чиновника. Для настоящей победы система управления культурой должна измениться,
– заявил депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов.
И писатель Захар Прилепин – сопредседатель СРЗП и рабочей группы с грозным названием – выразил справедливое недоумение, почему деятели "либеральной культурной публики, занимая "антинародную позицию" – то есть выступавшие против признания ДНР и ЛНР, спецоперации против укронацизма (как ранее – против возвращения Крыма), продолжают получать госзаказы и "сидеть на бабле". И ещё много резких и правильных слов он сказал.
Правда, чуть позже депутат Кузнецов в беседе с Царьградом счёл нужным уточнить, что "ГРАД" занимается "не художниками, артистами и юмористами, а тем, что помогает проснуться нашей управленческой элите – чиновникам и менеджерам окологосударственных предприятий".
Список "молчащих": Залп в никуда
Редакция "Первого русского" полностью согласна с этими тезисами – и мы не раз писали о том, что недопустимо появление на экранах и на сцене тех, кто выступает против государственной политики, кому стыдно называться русскими, кто финансирует ВФУ, кто льёт крокодиловы слёзы о погибших украинцах и восемь лет молчал (и продолжает молчать сейчас) об убитых детях, женщинах и стариках в Донбассе. Мы постоянно говорим о том, что нельзя финансировать фильмы, снятые русофобами.
Однако появление списка "молчащих" – это уже как минимум совсем "не наш метод". Он больше похож на списки для предстоящих репрессий.
Как выяснилось, в него попали члены экспертных советов Фонда кино и премии "Большая книга", мнение которых звучит при принятии решений о выделении денег из госбюджета на культурные проекты.
Таким образом, завершилось всё, как в сказке Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве": "От него кровопролития ждали, а он чижика съел".
"ГРАД" вынужден был выступить с заявлением по поводу "чёрного списка 142 деятелей культуры". В нём, в частности, говорится:
В СМИ попали некие списки людей из сферы медиа и культуры, которые были преподнесены общественности как "чёрные списки артистов" или "списки агентов иностранного влияния". В связи с этим "ГРАД" считает необходимым внести разъяснения по этому инциденту. Это списки членов жюри "Большой книги" и экспертных советов Фонда кино. А также стоит заметить, что это рабочие материалы, не предназначенные для глаз широкой публики, но попавшие в СМИ.
История – странная. Особенно если учесть, что на сайте самой структуры в списке "агентов" фигурируют всего пять фамилий, включая телеведущего Ивана Урганта, группу "Би-2", режиссёра Александра Молочникова.
Тут как-то невольно напрашивается: вы уж определитесь между собой – это ваши списки с пометками или "дешёвая провокация"? И какое отношение имеет всё это к жюри "Большой книги" и Фонду кино?
Оккупирована культура, говорите? Можно, пожалуй, и так выразиться. И не только в этих областях. Только не кажется ли вам, судари, что выявлением этих связок и механизмов должна заниматься не группа депутатов-энтузиастов, а оперативники из ФСБ?
Молчишь? Прояснить тебя следует
Гораздо худший термин можно было бы употребить (но не будем) по отношению к категории людей в списке "ГРАДа", обозначенных как "молчит". То есть – на подозрении и требует "прояснения". Среди таких подозрительных молчунов оказались... режиссёр Владимир Хотиненко, советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, режиссёр Фёдор Бондарчук, писатель Роман Сенчин, журналист, телеведущий и профессор МГУ Виталий Третьяков.
Третьяков, кстати, отреагировал на произошедшее – открытым письмом к "градовцам". Приведём отрывки из него:
"Сергею Михайловичу Миронову и Захару Прилепину.
Милостивые государи!
Насколько я понимаю, именно Вы инициировали создание "Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры" (ГРАД) и являетесь то ли её руководителями, то ли патронами.
На днях из СМИ и Сети я узнал, что моё имя включено в составленный Вашим "ГРАДом" список лиц, "занимающих антироссийскую позицию".
Во-первых, это меня удивило, так как оснований для включения меня в этот список не больше, чем для включения в него каждого из Вас. …
Во-вторых, я был возмущён. Конечно, я не собираюсь оправдываться ни перед "ГРАДом", ни перед кем-либо другим, но Ваш "ГРАД" меня оклеветал. Кроме того, таким образом Ваш "ГРАД" покусился на честь и достоинство возглавляемого мною факультета МГУ… Допускаю, что Вас, как принято выражаться, подставили Ваши помощники. Тогда ищите невежд и идиотов среди них. Но извинений я жду, естественно, не от них".
Сергей Миронов отреагировал на обращение профессора так:
Знаю Вас как патриота и государственника, честного и порядочного человека. Появление списков группы "ГРАД" – не чья-то ошибка, а дешёвая провокация. Горжусь, что мы с Вами вместе стали объектами этой провокации. Достойная компания!
В общем, получилось, что уж лучше было и не стрелять из "ГРАДа", чем палить вот так – из зенитно-ракетного комплекса, да холостыми в никуда.
"Буду депутатом – отменю пенсионную реформу. А, нет! В Думу идти передумал!"
Впрочем, ещё раз заметим, каждый действительно должен заниматься своим делом. И, главное, уметь признавать ошибки и делать из них выводы.
Получается это, однако, не у всех.
Писатель Захар Прилепин – один из идеологов создания "ГРАДа", талант, неординарная личность – безусловно, патриот и молодец, тем не менее уже попадал в подобные истории, когда приходилось срочно что-то "редактировать".
С другой стороны, понятно, что он – человек творческий, увлекающийся, это многое объясняет. Так получилось, скажем, с выборами в Госдуму, когда он вошёл со своим движением "За Правду" (название сложилось из его же инициалов) в коалицию со "Справедливой Россией".
И ведь активно двигался в направлении депутатского кресла, обещал на предвыборных плакатах, например, что "придёт (в Госдуму – прим. ред.) и отменит пенсионную реформу". Участвовал в пресс-конференциях, на которых, опять-таки, высказывал много-много правильных мыслей и идей.
Но за два дня до окончания голосования, 17 сентября (2021-го), вдруг объявил, что... не хочет быть депутатом. На следующий день стало известно, что он то ли получил, то ли даже принял предложение войти в программу кадрового резерва Высшей школы госуправления – так называемой школы губернаторов.
И Прилепин сообщает, что он "с удовольствием и благодарностью согласился" и выразил надежду, что сможет "совмещать депутатскую работу и губернаторскую школу".
Сергею Миронову, как лидеру СРЗП, пришлось объясняться: "Некоторые члены партии, в том числе сопредседатель Захар Прилепин, могут пойти в исполнительные органы власти. Прилепин не отказывался от депутатства. Отказываются, получив мандат".
Спустя ещё пару дней Прилепин вновь возвращается к теме – мол, не факт, что откажется от мандата, да и вообще – готов возглавить фракцию в Госдуме.
И, наконец, 24 сентября последовал внятный отказ и разъяснения пресс-службы партии, что мандат после выборов Прилепин получил только для того, чтобы передать коллеге. 14 октября решение о сложении полномочий было официально утверждено.
Зачем было устраивать такую масштабную кампанию, обещать избирателям, доверившим ему право представлять их интересы в Госдуме, – в надежде, что он сможет реально исполнить их наказы, непонятно. Получилось – сдал назад.
А ещё в ходе предвыборных баталий случился другой казус.
За несколько дней до старта голосования на пресс-конференции Захар Прилепин заявил, что привёз из ДНР двести бойцов для наблюдения за выборами в Нижегородской области: "Ребята с военным опытом, умеют отстаивать свои интересы". И вроде как эта новость, по его словам, вызвала "самые сложные чувства" в администрации региона.
Затем одно СМИ написало, будто нижегородский губернатор Глеб Никитин якобы подал на Прилепина жалобу в ФСБ, чтобы проверить его на предмет подрыва государственного строя. Позже заметку с сайта издания убрали, но её успели разнести по всем новостным лентам.
А Прилепин выдал и вовсе странную версию: "Нижегородская администрация, судя по всему, наняла людей из "Двуглавого орла" для противостояния "заправдинцам", "прилепинцам", "справороссам", "ополченцам".
При этом почему-то умолчал, что многие люди из "Двуглавого орла" и есть те самые ополченцы, которые реально, а не на словах воевали за свободу Донбасса. А один из руководителей организации Андрей Пинчук и вовсе был первым министром госбезопасности ДНР.
А закончилось всё и вовсе комично. Выяснилось, что вроде никого Захар Прилепин и не привозил.
Что с того?
Мы далеки от шельмования и высмеивания самой центральной идеи "ГРАДа" о возвращении домой культуры России – как и образования, семьи, экономики. В сухом остатке всей этой нелепой истории мы имеем провал крайне неудачной попытки выполнить действительно важное дело: очищение сферы публичной культуры от явной и скрытой русофобии, либерального западничества и круговой поруки.
Только вот нельзя в России заниматься американской шоубиз-политикой. Тут другая страна, другой народ. Он, может, и доверчивый, потому как чист душой и искренен, но обмана не простит. Русская политика должна быть честной и ответственной. Просто не стоит пиариться на очень серьёзных проблемах, не решая их.
Так что есть новая идея и для Захара Прилепина, и для некоторых других авторов разнообразных горячих идей – заниматься своим делом. Писателю, допустим, лучше всё-таки книги сочинять. У него это получается – во всяком случае, выходит лучше, нежели будоражить народ возвратом к 37-му году.