Планы Брюсселя по полному отказу от российского газа могут привести к коллапсу экономики ЕС
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Европа постепенно полностью откажется от всех видов топлива, которые закупает у России, в том числе и от газа, хотя его это коснется в последнюю очередь.
«Мы решили, что избавимся от слишком большой энергетической зависимости от России — сначала от угля, потом от нефти и от газа, с более длительными сроками адаптации. <…> Мы сделаем это, и Россия это знает», — сказал Боррель. Он также добавил, что энергозависимость ЕС от Москвы делает членов союза «уязвимыми», чем Россия пользуется.
Российские уголь и нефть уже попали под частичное эмбарго Евросоюза, но газ с самого начала был самым болезненным вопросом, особенно для таких стран, как Австрия и Венгрия, которые не могут получать СПГ морским путем, Германия, южноевропейские государства. Если к какой-нибудь Боснии и Герцеговине в Евросоюзе не слишком прислушиваются, позиция той же Австрии более весома.
28 июля канцлер Карл Нехаммер в очередной раз заявил, что эмбарго на поставки российского газа невозможно и что при формировании новых санкций нужно в первую очередь думать о том, чтобы они не наносили больший вред тем, кто их вводит. Ранее он признавал, что Австрия от российского газа зависит на 80%
Тем не менее, это не означает, что в длительной перспективе ЕС не продолжит курс на полный отказ от российского газа. Прямо сейчас это невозможно, но через несколько лет ситуация может изменится. Еще до начала событий на Украине Евросоюз провозгласил курс на «зеленый переход» и поставил задачу полностью избавиться от углеводородов к 2050 году.
Сейчас процесс отказа от российского газа ускорится, вопрос в том, возможен ли он полностью. Некоторые деятели, например, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, заявляют, что это должно случиться не позднее 2027 году, другие называют 2030. Получается, либо Евросоюз не ждет нормализации отношений с Россией даже через 5−8 лет, либо даже если эта нормализация произойдет, хочет навсегда избавиться от любого вида зависимости от РФ. Правда, непонятно, можно ли в таком случае говорить о реальной нормализации.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко полагает, что Европа не сможет навсегда отказаться от российского газа, даже несмотря на программу декарбонизации, поэтому рано или поздно придется садиться с Россией за стол переговоров и возобновлять поставки, но уже на других условиях.
— Сама идея отказа от российских энергоносителей не нова и связана не только с конфликтностью в текущем году, но и с политикой ЕС по диверсификации поставок энергоресурсов. То, что сейчас происходит, — это просто ускорение тенденции, заданной после отхода от политики интеграции, которую предлагал во время своего первого срока Владимир Путин европейским лидерам и находил у них отклик. Но это были политики другого ранга — Герхард Шредер, Жак Ширак. Тогда развивались совместные энергетические проекты, проекты по добыче.
Но пришли новые лидеры, и эта тенденция сменилась на дезинтеграцию, думаю, под прямым воздействием США, которые активно продвигали политику разрыва деловых и энергетических связей с Россией. А сегодня Европа движется к дезинтеграции и отказу от покупки российских энергоносителей семимильными шагами.
«СП»: — Когда это может произойти?
— В отношении нефти сроки уже определены началом следующего года, но дьявол в деталях. Отказ от прямых закупок не означает, что российская продукция не будет попадать на европейский рынок. Сейчас идет перераспределение потоков, индийские нефтепродукты, которые производятся из российского сырья, уже начали попадать в Европу.
С газом ситуация сложнее, поскольку львиная доля поставок идет по конкретным трубопроводным маршрутам, которые спроектированы, построены и работают не первое десятилетие. Они идут от точки А к точке Б, и развернуть все это не могут ни потребители, ни продавцы.
Более того, все газовые контракты заключены и курируются не правительствами и министерствами, а конкретными энергетическими компаниями, которые по природе своей являются частными акционерными структурами и руководствуются бизнес-интересами. Да, на них идет серьезное политическое давление, но все руководители корпораций, которые еще могут публично высказываться, говорят, что полностью заместить российские объемы невозможно, ни сейчас, ни в будущем. В силу самых разных факторов — неготовности инфраструктуры, отсутствия стабильной альтернативы.
Сегодня все говорят про сжиженный природный газ, и его действительно много, он мобилен. Но есть обстоятельства, которые не позволяют утверждать, что он сможет в кратчайшей перспективе заместить российские объемы. Это коммерческие контракты. Тот же американский газ будет приходить туда, где выше цена и больше маржинальность, так устроен рынок. Законтрактовать такие же объемы, которые сегодня поставляет Россия, невозможно.
«СП»: — Каким же образом произойдет отказ от газа?
— Сегодня то, к чему идет ЕС — это отказ от потребления. Несмотря на эпизодические замены объемов на европейском направлении все равно идет падение спроса. Во-первых, падает промышленное производство, а, во-вторых, ограничивается потребление в коммунально-бытовом плане.
Это не пропагандистские трюки, мы видим, что в той же Германии и других странах ЕС идет социальная пиар-кампания по перестройке привычек обывателей с точки зрения потребления воды, электроэнергии. На эту тему много шуток, но потребителям действительно пытаются показать, что можно реже мыться, меньше пользоваться теплой водой, охлаждать помещение только при очень высокой температуре. Это единственный выход, который пока нашли еврочиновники из сложившейся патовой ситуации.
Не берусь судить, когда произойдет полный отказ от российского газа. Я думаю, что никогда. Буквально на днях власти семи немецких городов острова Рюген написали письмо правительству ФРГ с просьбой не только не останавливать поставки по «Северному потоку», но и запустить уже готовый «Северный поток-2», иначе они могут не пережить зиму.
Думаю, рано или поздно Евросоюз вернется к переговорам с Россией, в том числе и о запуске «Северного потока-2». Сейчас идет геополитические обстоятельства, давление на Европу из-за океана. Но кроме пропагандистских высказываний некоторых европейских лидеров о полном отказе от газа ничего за этим не стоит.
Европейцам придется сотрудничать с Россией, но на новых условиях. Если РФ сможет диверсифицировать поставки, построить газопровод «Сила Сибири» и расширить поставки на восточном направлении, он окажется в более выгодном положении. Тем более, что перспективы там намного лучше, чем на европейском направлении.
Сегодня, правда, «зеленая сделка» может быть существенно пересмотрена, ЕС активно расконсервирует угольные станции. Поэтому перспективы газа есть и на европейском рынке. Сложно сказать, когда стороны смогут сесть за стол переговоров, но то, что Европе придется вернуться к потреблению российского газа, на мой взгляд, объективный факт.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков согласен, что отказаться от российского газа не просто, но в перспективе ЕС не оставляет планов о «зеленом» переходе.
— Европа в любом случае собиралась отказываться от углеводородов в рамках плана по декарбонизации, просто теперь нам говорят, что сначала откажутся от российских энергоносителей, а потом от всех остальных. Но быстро сделать это без резкого падения уровня жизни невозможно, поэтому сроки такого отказа будут увязаны с желанием европейцев сохранить свою экономику.
Европейцы рассчитывают, что уголь и нефть Россия будет направлять на другие рынки, а с этих рынков поставщики придут к ним. Но с газом такого же перераспределения не получится. Мы не сможем никуда перенаправить европейские объемы и просто сократим экспорт, возникнет дефицит, весь газ в мире подорожает. Сейчас они скупают СПГ со всего мира, но только потому, что цена установилась на уровне 2000 долларов за тысячу кубов. Но даже так этих объемов не хватает европейцам.
«СП»: — Возможен ли полный отказ и когда?
— Новая волна ввода мощностей по сжижению газа в эксплуатацию в Катаре и США ожидается с 2025 по 2030 год, тогда произойдет и очередное сокращение потребления российского газа. Полностью ли они откажутся от него или только сократят закупки будет зависеть от политической ситуации вокруг Украины. Если она нормализуется к концу года, будут подписаны хоть какие-то документы и прекратятся боевые действия, европейцы закупки только сократят. Так они и от зависимости избавятся, и планы по декарбонизации выполнят.
Им желательно вообще отказаться от газа, как от источника энергии, а не просто попасть в зависимость от другого поставщика. Основной упор европейцы продолжат делать на «зеленую» энергетику, хотя именно ускоренная декарбонизация и стала причиной нынешнего энергетического кризиса.