От мертвых проку нет, а вот с живых можно что-то поиметь
Уже более трех месяцев находятся в донецкой тюрьме двое пленных наемников из Великобритании и один из Марокко — Аслин Эйден, Шон Пиннер и Саадун Брагим.
Они были взяты в плен в Мариуполе с оружием в руках. И руки эти в крови наших солдат по самые плечи. Их вроде как приговорили в ДНР к смертной казни. Но приговор в исполнение почему-то так и не привели. Хотя по законам военного времени это можно было сделать очень быстро. Все факты против этих головорезов были налицо.
В чем причина задержки? Их может быть несколько.
Первое. Наш спецслужбы формируют некий обменный фонд военнопленных. Боевые действия на Украине продолжаются. Мало того — они набирают оборот.
Генеральное сражение за Донбасс еще впереди, а ВСУ клятвенно обещают контрнаступление на отбитый у них Херсон — чтоб устроить кровавую баню тем, кто встретил российскую армию с распростертыми объятьями. Такое вот тяжкое порождение ненависти побежденных. Поэтому будут новые бои, а в них будут новые пленные. И такой обменный фонд нам не помешает.
Хотя это аргумент малоубедительный. В донецких тюрьмах — почти десять тысяч пленных укровояк, и два-три наемника большой роли не сыграют. Хотя, как сказать. Вдруг за них попросят кураторы Зеленского?
Второе. В американской тюрьме до сих пор томится гражданин России военный переводчик Виктор Бут. Американцы обвиняют его в незаконной торговле оружием, не предъявляя, впрочем, никаких серьезных доказательств. А Бут не идет им навстречу и не подписывает никаких бумаг.
Я так понимаю, вопрос задержания Бута для американцев — это вопрос принципа. Но как только им предложат в обмен когорту пленных англичан и американцев — принципами можно и поступиться. Глядишь, и Бута спасем.
Третье. Возможно, наемники на встречах с нашими чекистами еще не «исповедовались» по полной программе. Еще не всю интересную информацию слили. И эта информации точно стоит нескольких месяцев жизни за решеткой.
И ради такого гейзера крайне интересной информации, который начинает фонтанировать из каждого наемника при характерном звуке снятого предохранителя, им и решили подарить несколько месяцев жизни. Авось, еще какие тайники откроются.
Четвертое. В Англии лохматый Джонсон вылетел из кресла премьер-министра, как пуля из нарезного ствола. И сейчас за это кресло перекусывают друг дугу кадыки и артерии министр иностранных дел Лиз Трасс и индиец-полукровка Риши Сунак, канцлер казначейства. Пока они идут ноздря в ноздрю. И неизвестно, чья возьмет. А ну как индиец, как факир на сцене, выхватит их своего рукава козырный туз в виде спасенного гражданина Великобритании, и пришпилит им своего конкурента, как ботаник — бабочку. Так и видишь по телевизору тожественное возвращение «своего сукиного сына» в аэропорту Лондона, мама сукиного сына рыдает у него на плече и истово благодарит на камеру смуглолицего спасителя Риши Сунака, скромно стоящего рядом.
Пятое. Теоретически можно предположить, что наемник в обмен на жизнь могут начать работать на нашу армию — в качестве консультантов. И от них будет прямая польза, например, нашим разведчикам. Преподавал же бывший белый генерал Яков Слащев после Гражданской войны и вынужденной эмиграции тактику военного дела в школе командного состава Красной армии. А фельдмаршал Фридрих Паулюс на Нюрнбергском процессе выступал в качестве свидетеля обвинения. Может, и этих наемников берегут для какого-нибудь Нюрнбергского процесса-2.0 — кто знает?
Шестое. Все-таки наемники — живые люди. И выбор у них — небольшой: либо умереть, либо переродиться. А вдруг у них получится? Вон Айден Эслин уже на камеру гимн России спел, когда к нему американский корреспондент приехал. Конечно, смотрелось это очень натянуто. Лучше бы он «Владимирский централ» исполнил. Или чеченский парафраз «Ахмат-сила, Россия — мощь, Донбасс непобедим, победа будет за нами!».
Если идею с гимном ему подсказали, то это «косяк, боец». Но не исключено, что Эслин до этого додумался сам, своим не шибко искушенным умом. Лицо-то у него интеллектом явно не испорчено. Но это уже движение в правильном направлении. Боец явно готов к сотрудничеству. Глядишь, скоро будет на «Russia Today» на своем родном языке вещать всем потенциальным наемникам мира, что не стоит «солдатам удачи» ехать на русское сафари на Украину.
В лучшем случае им придется петь гимн России. Так что можете учить его заранее. В худшем — они станут удобрениями. Перековалась же бывший украинский корректировщик огня Надежда Савченко, посидев год на российских нарах. И вернулась на родину убежденным противником войны с Россией. Глядишь, и у британцев получится.
«Я в слепом подчинении прибыл в Советский Союз как враг, но покидаю его как друг», — сказал фельдмаршал Паулюс перед возвращением на родину.
Может, и вчерашние наемники, заглянув в глаза смерти, людьми станут?..
И, наконец, седьмое. Мы, разумеется, никогда не узнаем о тех оперативных комбинациях, которые могут разрабатывать спецы из ФСБ и СВР с участием этих пленных наемников. А там могут быть такие сюжеты — любой сценарист любого детектива позавидует. И вчерашние головорезы вполне могут стать «золотым фондом» и активным «подсобным аппаратом» наших разведчиков за рубежом. Уж как минимум английскому языку и умению общаться с оружием их учить не надо.
Вот потому и не приводят пока приговор в исполнение.
От мертвого проку мало. Одни репутационные убытки.
А вот живой может быть очень полезен — и не только в качестве исполнителя российского гимна.