Канада не намерена спасать Украину, Германия ей дороже
Фото: DPA / Picture-alliance

Все газовые проблемы Берлин может решить двумя звонками, и один уже сделан

Хитрый план «позеленевших» властей Германии по поставкам сжиженного природного (СПГ) не может быть реализован — как выясняется, теперь еще и танкеров не хватает. Вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ, представитель «зеленых» Роберт Хабек показал, что способен быстро учится. В прошлом литературовед, теперь он осваивает реальную политэкономию. Оказывается, доставка СПГ в Германию для стабильного энергоснабжения зимой, может быть сорвана. Танкеров, необходимых для перевозки, категорически не хватает.

Выяснилось, что в торговом флоте Германии вообще нет газовозов, способных транспортировать СПГ на большие расстояния. И вообще в мире таких танкеров не так уж много, порядка пяти сотен — и каждый на счету. Ни один не простаивает ни минуты — спрос на них очень высокий. Может природного газа для Германии и наскребут по сусекам, но все имеющиеся танкеры привязаны к долгосрочным контрактам. Поэтому в Минэкономики Германии считают, что сейчас трудно гадать о танкерах, которые доставят СПГ в Германию, пишет газета Bild.

Политолог Алексей Анпилогов напоминает, что география на нашей планете не изменилась и попытка нарастить производство СПГ упирается сразу в несколько неприятных факторов, которые не решить по щелчку, даже за двойную цену:

— Весь объем СПГ был законтрактован еще до кризиса на газовом рынке текущего года, вызванного попыткой Евросоюза отказаться от российского трубопроводного газа. Такая же практика существует по новым контрактам. Например, Катар собирается нарастить производство сжиженного природного газа, но просит на дополнительные объемы заключить твердые контракты.

Вообще на газовом рынке есть правило, от которого Евросоюз очень долго пытался отказаться. По трубопроводному газу оно звучит «качай или плати», а по сжиженному «сжижай или плати». По этому правилу и строились все мощности СПГ в мире. Очень редко контракты заключались с расчетом выхода на спотовый рынок. Он существовал, но только как рынок перекупщиков. В любом случае СПГ сначала выкупался по долгосрочным контрактам, иногда это даже были вложения в сам завод. Как пример, японские вложения в «Сахалин-2», привязанные к поставкам российского природного газа в Японию.

В такой ситуации зарегулированного рынка с долгосрочными контрактами, с финансовым участием в строительстве заводов СПГ и флот танкеров тоже строился не на авось, в надежде где-то вырвать разовые контракты. Все танкеры приписаны к тем или иным месторождениям. Рынок свободного фрахта существовал, но он незначителен.

Еще неприятно для Европы то, что она удалена от многих поставщиков СПГ чисто географически. Не зря же часто американский газ, приходящий на рынок Европы на поверку оказывался… российским газом с Ямальских месторождений.

«СП»: — Почему так происходило?

— Американцам выгоднее было везти свой газ в Японию или Южную Корею со своего западного побережья. Катару выгоднее продавать на коротком плече в Индию. А те объемы газа, которые формально были куплены у Катара или США, замещались объемами с Ямала, это близко — всего лишь обогнуть Скандинавию.

«СП»: — Получался как бы «симбиоз» стран, если брать «зеленую» терминологию?

— В экономике это называлось «своп» или обмен товаром. Россия продавала газ индийцам, Катар — европейцам, а фактические поставки — закрывались с точностью до наоборот.

Поэтому сейчас, когда нужен физический газ, а не какие-то виртуальные поставки — когда реальный танкер загрузит реальный газ на реальном заводе по сжижению и по определенному маршруту привезет его в Европу — оказывается, что танкеров-то и не хватает. Нет свободных месторождений, нет заводов по сжижению сверх законтрактованных объемов и нет танкерного флота, перевозящего СПГ на более длинном плече. Получается, что за это нужно не только заплатить, но и обеспечить физическое присутствие танкера на маршруте.

«СП»: — Однако в Европе громко кричат о том, что в июне поставка СПГ превзошла поставку трубопроводного газа?

— Это тоже нуждается в пояснении. Если мы рассматриваем только Евросоюз, то он потребляет пять миллиардов кубометров газа в месяц. Примерно половина — трубопроводный газпромовский и столько же ЕС смог завести СПГ. Но они не берут в учет «Турецкий поток», по которому тоже поступает российский газ. А он в статистике ЕС не учитывается. В результате оказывается, что по-прежнему «Газпром» — № 1 на европейском рынке, даже с учетом всех сокращений.

«СП»: Так что опасения министра по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберта Хабека — достаточно обоснованы?

— Если Евросоюз будет такими же темпами сокращать потребление российского трубопроводного газа, он столкнется с тем, что у него начнут выпадать из баланса объемы газа. Ему нечем станет их заместить. Ситуация в перспективе года-двух не изменится. Все что связано с рынком СПГ очень инерционно. На строительство завода и танкера нужны не месяцы. Все это решения, принимающиеся долгосрочными планами и реализующиеся с помощью масштабных, многолетних инвестиций.

 «СП»: — За это время нынешние зеленые министры Германии могут сделать какие-то разумные выводы или им это просто не нужно — они и так харизматичные политики, и немецкие домохозяйки проголосуют за них в любом случае?

— Вопрос не только в голубом огоньке на кухне у избирательниц, домохозяек в Германии. Не только в том, по какой цене у них будет газ под кастрюлей, а еще в том, что могут по графику ограничить подачу горячей воды — такого там не бывало давным-давно.

Я думаю, нам предстоит еще много интересного услышать, когда, как говорится, «холодильник победит телевизор». А в Германии не только холодильник, а еще и батарея отопления начнет постепенно побеждать телевизор с его антироссийской пропагандой. В Германии много автономных домовладений, выключи котел — и дом сразу остынет. И когда еще и котел с радиатором «победят телевизор», мы узнаем насколько устойчива ситуация зеленых министров Германии, отрицающих очевидные законы экономики. Изменения ситуации мы должны увидеть осенью, в начале зимы.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что кое-что для обеспечения себя танкерами в Германии сделали:

— Они национализировали танкеры, которые перевозили сжиженный газ с месторождения «Сахалин-2» на Дальнем Востоке. Не то, что эти танкеры теперь будут их собственностью, просто в силу того, что они национализировали компании, которые фрахтовали эти танкеры, эти танкеры с «Сахалин-2» ушли. Не понятно, будут ли они работать на Германию, но на нашу страну они уже не работают.

У Европы одна надежда — привлекать к себе газ ценой. Чем выше цена на европейском рынке, тем доступнее для нее газ. Но для привлечения газа самой высокой ценой в мире, у европейцев — неоднородна структура по приему СПГ. Например, в Германии, самого крупного потребителя, нет возможности принимать сжиженный газ. Только к концу года немцы должны подтянуть к своим берегам плавучие терминалы по приему СПГ. Они частично могут покрыть потребности, но не не закроют и половину тех объемов, что поставляла в Германию Россия. Проблема есть, и она быстро не уйдет. Ее решат, но на это потребуются годы.

«СП»: — Но с этими годами проблемы могут только усиливаться. Из Юго-Восточной Азии поступают тревожные сообщения. Там, в отличие от немцев, газ важен не только для комфорта, а просто для выживания — миску риса не на чем сварить.

— У европейцев бытовой газ — это в первую очередь тепло зимой. Во вторую — электричество. И только в третью — для приготовления еды. Приготовить обед можно и в микроволновке, но, если не будет отопления, можно просто замерзнуть, не добравшись до этой микроволновки.

Поэтому в Европе и план такой: по максимуму ограничить работу газовых станций, загрузить угольные ТЭЦ, чтобы сэкономить газ, и еще политики просят своих избирателей снижать температуру обогрева. Все для экономии.

Естественно, в случае чего они первым делом будут останавливать работу немецкой промышленности. «Под расстрел» попадет вся потребляющая газ промышленность: металлургия, машиностроение, химические отрасли. Ограничивать простых граждан начнут в последнюю очередь. Сейчас пытаются стимулировать их финансово, вводя дополнительный налог на отопление газом, как налог на «зеленую энергетику».

Они проделывают колоссальную работу — вместо того, чтобы решить все попросту. Придумывают целую кучу сложных решений, задействуют какие-то рычаги управления. А нужно всего лишь вернуть «Газпрому» после ремонта в Канаде газовые турбины.

Одного этого было бы вполне достаточно. Я уж не говорю про «Северный поток-2» — история с ним слишком политизирована. Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» — эквивалентен снятию всех шести пакетов санкций с России. Только после снятия всех санкций, они согласятся на ввод в эксплуатацию «СП-2». Шансы равны «ноль целых ноль в периоде».

Хотя бы вернули турбины. Это просто идиотизм какой-то! У шизофреников больше логики, чем у нынешнего правительства Германии.

«СП»: — Зато эти министры очень хорошо выглядят, они красиво держатся и все время улыбаются. А Роберт Хабек признался, что принимает душ не больше пяти минут.

— В Германии сейчас самое непрофессиональное правительство «за всю историю наблюдений». Министр экономики — ничего не понимает в экономике, а министр иностранных дел — в иностранных делах. Канцлер Олаф Шольц занимается администрированием, но как можно администрировать этот «винегрет непрофессионалов»? Они приведут свою страну к рецессии вместо того, чтобы сделать два звонка: в Канаду по поводу турбин, и в Россию, чтобы увеличить объем газа в два раза.

И, кажется, здравый смысл постепенно возвращается в европейские головы. Стало известно, что Канада вопреки просьбам Киева планирует сделать исключение в санкциях для турбин для «Северного потока» — то есть один звонок Шольц все-таки сделал. Ждем его звонка в Кремль.

svpressa.ru

Добавить комментарий