Нам теперь не уберечь от вражеских крылатых ракет бывшие «вышки Бойко», сегодня обеспечивающие полуострову половину газового баланса
Вынужденный отход наших войск с острова Змеиный («СП» подробно писала об этом 30 июня) возле Одессы вызвал сложные чувства. С одной стороны, понятно, что удерживать там небольшой гарнизон под шквальным украинским артогнем — только нести почти бессмысленные на сегодняшний день потери. С другой — любое отступление с отбитой у врага большой кровью земли и у народа, и у военных не может не вызывать горьких и тревожных мыслей.
Тем не менее, мы все должны быть морально готовы к тому, что в ближайшее время дальнейшее отступление России в тех краях будет продолжено.
Я имею ввиду газодобывающие платформы «Черноморнефтегаза» в северо-западной части Черного моря, снабжающие «голубым топливом» Крым с мелководной части шельфа.
К несчастью, почти наверняка вот-вот придется оставить и их. Или срочно прекратить работу вышек и отбуксировать их поближе к Крыму. Если, конечно, Украина нам такое позволит.
Но в любом случае это грозит превратиться в сложнейшую и кровопролитную конвойную операцию для Черноморского флота. Поскольку Украина уже давно обзавелась в этом районе значительным количеством поставленных Западом вполне современных противокорабельных крылатых ракет, дислоцированных под Одессой. И сначала 20 июня, а затем и 26-го уже даже использовала эти ракеты для двух ударов по почти беззащитным платформам, на которых к тому времени находилось более сотни человек персонала.
Одна из платформ — БК-1 — сгорела полностью. В другую («Таврида») удар пришелся в район вертолетной площадки, и проделал в ней огромную дыру диаметром в пять метров. Обрезав, таким образом, возможность снабжения по воздуху работающих здесь людей.
Но самое печальное: семь человек из числа персонала вышек во время этих атак, как официально считается, пропали без вести. Хотя все давно и вполне обоснованно думают, что с ними произошло самое худшее.
Сколько будет потеряно, если уже теперь, после состоявшейся потери Змеиного, попытаться буксирами и под конвоем боевых кораблей и авиации Черноморского флота оттащить уцелевшие неповоротливые платформы к Крыму? Об этом не хочется и думать.
Но прежде всего: почему именно сегодня ракетная угроза платформам «Черноморнефтегаза» со стороны Украины стала практически неотразимой? Все дело в географическом расположении района газодобычи.
Эти бывшие украинские, а после 2014 года национализированные властями «уплывшего» к России Крыма платформы, больше известны в Киеве как «вышки Бойко» (по имени бывшего вице-премьера правительства этой страны, а затем одного из лидеров «Оппозиционного блока» в парламенте этой страны Юрия Бойко). Сегодня они пока работают всего в 25 километрах от Змеиного. До Одессы от них, что особенно существенно в таком грозном контексте, — всего 71 километр. Для противокорабельных крылатых ракет — плевое расстояние, преодолеваемое в считанные минуты.
До минувшего четверга, когда «остров невезения» принадлежал нам, была надежда с него прикрыть газодобывающие платформы огнем установленных на Змеином зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У». Это — в дополнение к боевым возможностям малых ракетных кораблей и катеров 41-й гвардейской бригады черноморцев, которые посменно с самого 2014 года несут бессменную вахту по охране и обороне платформ.
Но ни 20-го, ни 26 июня эта российская стража газодобывающие вышки, выходит, уберечь оказалась не в силах. Удары Украины новым оружием у флота отразить не получилось. Тем более у нас не осталось на это шансов, когда «Торы» со Змеиного мы убрали.
Теперь, по простой человеческой логике, необходимо немедленно эвакуировать и тех, кто еще работает на злополучных платформах. А сами дорогущие платформы, стоимостью в сотни миллионов долларов, — бросить, если окажется слишком рискованно попытаться укрыть их в Крыму. Потому что опасности для них после потери Россией Змеиного стали поистине смертельными.
Что уход с шельфового месторождения под Одессой будет означать для Крыма не в боевом, а в народно-хозяйственном плане? Как минимум — он чреват огромными сложностями в обеспечении газового баланса полуострова. Хотя бы на первое время, пока бреши после мгновенной и незапланированной потери крупных объемов топлива с морского шельфа у Одессы не удастся заделать.
Если детальнее, то тут дело обстоит так. По сведениям эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, суммарное потребление газа в Крыму сегодня — примерно 2−2,5 миллиарда кубов ежегодно. Бывшие «вышки Бойко» обеспечивали примерно половину от этого количества. Остальное (то есть — другая половина) по 358-километровому газопроводу, ударными темпами проложенному Россией по дну Керченского пролива в декабре 2016 года, приходит с материковой Кубани.
Таким образом, остановка рубильником газодобывающих платформ в Черном море в разгар лета одномоментно неизбежно лишит полуостров половины газового баланса. Возможно это компенсировать? Безусловно. Но потребуется немалое время и огромные деньги.
Вероятно, на первые месяцы какое-то количество резервного газа есть в Глебовском подземном хранилище в западном Крыму. В любом случае наверняка речь идет о миллиардах кубов, потому что скажем, в 2019 году туда закачали 1,9 млрд. кубов газа. Но если его опустошить сейчас — что крымчане будут делать предстоящей зимой, когда потребление топлива ощутимо возрастает повсюду?
Можно быстренько взяться, например, за практическое освоение Субботинского месторождения нефти, давно открытого «Черноморнефтегазом» под самым боком у Керчи, лишь в 30 километрах от этого города. Уж сюда-то Украине из-под Одессы точно не дотянуться.
Только штука в том, что залежи сырья здесь покоятся на рекордных глубинах — до 4,3 тысячи метров. Это самый глубокий морской геологоразведочный объект в Чёрном море. Для работы на таком нужны какие-то супертехнологии. Которых у нашей страны, насколько известно, пока нет.
Можно, предположим, попытаться «перекинуть» через Керченский пролив еще одну газопроводную «ветку» с Кубани. Однако вряд ли выйдет ее построить быстрее, чем первую. А с той, первой, напомню, при всей экстраординарности патронированной лично Владимиром Путиным стройки, мы провозились почти два года. И затратили на нее около 20 миллиардов рублей. Кроме того, в этой работе принимало участие 1200 человек, а также 460 единиц техники и 40 судов различного назначения.
Даже эти цифры, на мой взгляд, убедительно свидетельствуют, что быстро и безболезненно почти гарантированную потерю топлива для Крыма не компенсировать, как ни бодрился бы по этому поводу (думаю, чисто внешне!) официальный Симферополь.
Для крымчан остается единственное: на предстоящую зиму — потуже затягивать пояса и потуже прикручивать газовые горелки.
Комментарии