Мариуполь «распечатывает» порт
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Турецкое судно идет к Новороссийску из ДНР

Судно «Азов Конкорд» стало первым, совершившим безопасный выход по действующему морскому гуманитарному коридору из Мариуполя. Так что невольно хочется перевести на русский его название, а оно значит, как единение или согласие. Благодаря этому единению, российские военные моряки вместе с портовыми властями ДНР, взаимодействуя с турецкими военными, и «распечатали» порт.

Сейчас сухогруз движется в сторону Новороссийска. Для этого была проделана большая работа по обеспечению безопасности судоходства, рассказал начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации Михаил Мизинцев, его цитируют РИА «Новости».

По мнению экономиста Василия Колташова портовая инфраструктура позволяет загружать сыпучие грузы, отправлять продукцию Донбасса водным путем по Азовскому, и если это потребуется, Черному.

— В этом смысле порт Мариуполя очень ценен.

Первоначально мариупольский порт будет использоваться в морских коммуникациях между российскими регионами, Турцией, может быть, с балканскими государствами. Запад в первое время будет его игнорировать.

Но, по всей видимости, транспортные компании начнут в него заходить все активнее и значение порта станет только возрастать, особенно в результате восстановление горно-металлургической промышленности Донбасса и вообще Новороссии. Этот новый подъем неминуем. И в результате порт не только обретет прежнее свое значение, но и добьется большего.

Перспективы у него хорошие. Он ведь является главным портом промышленного региона. Этот порт должен развиваться, ничего другого быть не может.

Порт Мариуполя — это действительно стратегически важная точка на карте Донецкой республики. Торговая гавань обеспечивала, и будет обеспечивать Луганск, Донецк и Запорожскую область всем необходимым, скоро через него начнется импорт важных для промышленности, социальной и бытовой сферы товаров. Из него в свою очередь начнется экспорт металлов, угля и пшеницы.

Характер загрузки порта, возможно, изменится. Металлургическая продукция останется, но более важным станет продукция аграрная. До 2014 года лишь 3% оборота порта составляло зерно, но его доля повышалась, пока не достигла 10%. В порту был построен новый зерновой терминал.

Украинские вооруженные формирования до последнего боролись за порт и предприняли ожесточенные усилия, чтобы уничтожить инфраструктуру и сделать акваторию недоступной. Но прошло полтора месяца, и российские военные моряки полностью вернули порт Мариуполя в рабочее состояние. Это произошло довольно быстро — к концу мая, рассказал в свое время глава Донецкой республики Денис Пушилин.

Территорию уже очистили от мин и снарядов — 12 тыс. взрывоопасных предметов. А территория — ни много ни мало, около семидесяти гектаров. Длина причальной линии — четыре километра. Всю сгоревшую технику, запомнившуюся по телевизионной картинке, вывезли.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько напоминает, что до полного восстановления еще очень далеко:

— Но в целом Россия нацелена на восстановление инфраструктуры: заводов, портов, других организаций. Очевидно, что там, где не было разрушений, как например, в Херсоне не нужно прикладывать больших усилий для восстановления. Там в Лимане находится ряд иностранных судов, потому, что акватория заминирована украинскими военными…

И в порту Мариуполя остаются четыре иностранных судна: «Азбург» под флагом Доминиканской Республики, «Смарта» (Либерия), «Блю стар» (Панама), «Леди Аугуста» (Ямайка). А вообще в шести портах — Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса и Южный — остаются заблокированными семь десятков иностранных судов из шестнадцати государств. Так что работы впереди много.

Что интересно, еще задолго до начала специальной военной операции украинские вооруженные формирования заминировали большинство пляжей в Мариуполе и установили на них инженерные заграждения — боялись, что будет высажен морской десант. Особенно много мин понаставили на Белосарайской косе.

Скоро должно быть восстановлено водоснабжение и подача электроэнергии. Работники морской гавани безопасно перемещаются, ездят машины, идет погрузка и отгрузка. До начала специальной военной операции в порту работало четыре сотни человек, пока на работу вернулась половина специалистов.

У Донецкой республики большие планы на порт Мариуполя. До конца года через него рассчитывают отгрузить не меньше миллиона тонн грузов. В ДНР морским путем будут поставлять строительные материалы, которые пойдут на восстановление территории республики, освобожденной от украинских боевиков.

Прежде грузы из порта отправлялись в три десятка стран мира, причем на первых местах были Италия и Великобритания. Про Турцию и говорить нечего. Совсем рядом, за Керченским проливом — Чёрное море. Пока порт должен войти в разветвленную систему прибрежных, каботажных маршрутов. Но он связан при помощи каналов с портами Каспия, Балтики и Белого моря.

Порт способен принимать грузовые суда длиной до 240 метров и осадкой до семи. Но и тяжеловесные, крупногабаритные грузы могут быть перегружены, с помощью плавкранов грузоподъемностью до 150 тонн.

Есть здесь и комплекс морских грузопассажирских сообщений с пропускной способностью более 100 пассажиров за рейс. Причем, международный. В принципе, конечно, Мариупольский порт является специализированным — с самого начала он был ориентирован на донецко-криворожский рудно-угольный бассейн. Ситуация не очень поменялась: более 70% грузов, которые были отгружены в порту в 2021 году, относились именно продукции горно-металлургического комплекса.

Пропускная способность порта — 17 млн. тонн грузов в год, но использовался он отнюдь не в полной мере. Два года назад оборот порта составил лишь семь с небольшим млн. тонн, в 2021 году и того меньше.

Скоро еще один иностранный сухогруз собирается выйти из Мариупольского порта, сообщил командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов. По его словам, на болгарском судне «Царевна» завершается техническое восстановление, идет сбор экипажа, осуществляются все процедуры по оформлению пограничных и таможенных документов.

А ушедшее из порта турецкое коммерческое судно по виду ничем не примечательно, из тех, что называют «самоходной баржой». Хотя и считается турецким, но ходит под флагом Мальты. Сейчас его восстановили от повреждений, нанесенных украинским боевиками, и набран новый экипаж из 14 человек — сплошь российские моряки. Капитан тоже наш, Иван Бабенков, уже ходивший на «Азов-Конкорде» старшим помощником.

svpressa.ru

Добавить комментарий