Скрытая угроза Путина. До Чубайса решили добраться через наследника
ФОТО: KREMLIN.RU

Президент России Владимир Путин встретился с главой компании "Роснано" Сергеем Куликовым. Вроде бы обычная, почти протокольная встреча. Но прозвучавшие на ней цифры и слова заставляют задуматься, не чрезмерно ли гуманным было решение позволить предшественнику Куликова Анатолию Чубайсу покинуть нашу страну.

Долги отдаём. А кто брал?

Встречу с руководителем "Роснано" Сергеем Куликовым Владимир Путин начал за здравие: с упоминания о том, что за 15 лет при помощи "Роснано" было создано около 40 тысяч рабочих мест. Учитывая масштаб вливаний в корпорацию, скорость 2500 мест в год выглядит не слишком солидной, но главное – нет ответа на вопрос, сколько из этих рабочих мест существуют сейчас, ведь высокотехнологичные производства в России – бизнес достаточно рискованный и очень сильно зависящий от возможностей импорта.

Сергей Куликов также проявил политес, перечислив определённые заслуги вверенной ему компании. Но как только дошёл до финансов, благодушие исчезло:

Долги отдаём, в прошлом году первые 20 миллиардов мы отдали.

Государственные компании развития, кажется, учреждают не для того, чтобы они влезали в долги. На что были взяты деньги, как потрачены, из каких ресурсов возвращены кредиторам?

Миллиарды Чубайса и его управляйки

Дальше Сергей Александрович и вовсе начал жонглировать цифрами – кажется, исключительно из желания прикрыть своего предшественника Анатолия Борисовича:

Учитывая, что в "Роснано" было инвестировано 233 миллиарда рублей, до 2020 года было получено от выходов из портфеля, из активов 155 миллиардов рублей, а мы добавили в эту копилку за прошлый год ещё 50 миллиардов рублей, таким образом, мы преодолели психологический барьер в 200 миллиардов рублей, сравнявшись с инвестиционными затратами, чем, как нам кажется, мы подтверждаем в целом доходность нашей деятельности.

Эту фразу пришлось перечитать несколько раз.

Во-первых, топ-менеджер, финансист приравнивает 233 миллиарда к 205 миллиардам, и более того, называет это доходностью.

Во-вторых, он демонстративно забывает, что в 2007 году, когда "Роснано" только было создано, реальный курс рубля по отношению к иностранным валютам был почти в три раза выше, покупательная способность – в два с лишним раза выше. Миллиарды 2007–14 годов, когда производились основные инвестиции, просто невозможно приравнивать к миллиардам нынешним. Как шутили в начале 1990-х "Уже нынешнее поколение будет миллионерами" (и так оно, по сути, и случилось, отбились деноминацией 1997 года), так и в результате санкционных ограничений и политики Центробанка сегодняшнему рублю далеко до вчерашнего.

А что до миллиардов, то часть их явно оказалась в карманах Анатолия Борисовича и его окружения: для этого они и создали управляющую компанию "Роснано", чтобы преодолеть зарплатные ограничения для госкомпаний. Не пора ли закрыть этот отросток и вернуться к нормальной системе управления? В Управляющей компании "Роснано" сейчас 187 сотрудников, а в АО "Роснано", то есть собственно корпорации – 10.

Как работает "Роснано"

Что такое "Роснано" сейчас? "51 актив у нас сегодня остался, из которых 18 в разной степени проблемности", констатирует Куликов. 18 – это более трети. Глава "Роснано" приводит пример новосибирского "Лиотеха" – производителя аккумуляторов и батарей, который несколько раз банкротился, в том числе уже под управлением корпорации; сам Куликов называет это "бородатой историей". В итоге "Лиотех" выручили "Россети" (хочется верить, что не добровольно-принудительно) – обеспечили предприятие большим количеством заказов.

В то же время есть и хорошие примеры, продолжил Куликов. Он похвалил пермский "Новомет", выпускающий погружные насосы для нефтяной промышленности, "Русские мембраны" из Владимира – "сердце и основа водоподготовки", мордовское "Оптоволокно". Эти активы пока не будут продаваться – а вот 20 других готовы к реализации. Напомним, что бизнес-модель "Роснано" – вхождение в капитал технологического предприятия, вывод его на прибыльность и продажа (полностью или частично) профильному инвестору.

Будем надеяться, что выход "Роснано" из предприятий будет оформляться нормально, а не как раньше – с выплатой огромных премий даже за продажу актива с убытком.

Что с того?

А теперь самое интересное. Как только компанию покинул Анатолий Чубайс, предприниматели стали нести деньги в её проекты. Сергей Куликов буквально светился, когда констатировал:

За всё время работы "Роснано" – до 2020 года – было привлечено 65 миллиардов рублей внебюджетных. Мы привлекли 68 миллиардов в проекты за прошлый год, из которых только четыре – собственные средства, остальное – внешнее финансирование.

Действительно, ничего подобного при Чубайсе не было и быть не могло: люди понимали, что покупать у него нельзя, где-нибудь да обманут.

Дальше, разумеется, вновь включилась деликатность: "Команду перезагрузили, уважительно к основателям". Можно было и неуважительно, Сергей Александрович. Это, кстати, понимает и Владимир Путин, который закончил разговор очень глубоко скрытой, но всё же угрозой в адрес прежнего руководства компании:

Мы с вами понимаем, что одна из ключевых задач – это дальнейшие шаги по оздоровлению финансовой ситуации.

То есть президент видит, что ситуация нездоровая, и знает, кто в этом виноват. Дело за малым – отринуть ностальгические воспоминания и дать зелёный свет объективному расследованию. Тут не просто президентский рейтинг взлетит до небес – тут будет яркий бриллиант в грядущую императорскую корону.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Ничего не меняется : кто украл миллиарды - грозят пальчиком, спёр банку тушенки или ведро угля в кутузку.