Юг Украины — следующая цель после Донбасса
Еще 22 апреля исполняющий обязанности командующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев заявил, что российская армия во время начавшейся тогда второй фазы спецоперации планирует установить полный контроль над Донбассом и Южной Украиной и обеспечить сухопутный коридор в Крым.
«Контроль над югом Украины — это еще один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения», — отметил Миннекаев.
За прошедшие после этого заявления почти полтора месяца силы ВС РФ, а также союзных республик полностью освободили Мариуполь, а также расширяют зону контроля в Донбассе, продвигаясь к границам ДНР и ЛНР. Занятый в самом начале операции Херсон постепенно переходит на российские рубли и планирует провести референдум о вступлении в состав РФ.
Однако о планах в отношении главных городов юга Украины, Одессы и Николаева, военное руководство пока не сообщает. Депутат Госдумы Константин Затулин 2 июня в интервью сказал, что эти области Украины должны «перейти под наш контроль, если мы хотим добиться победы в этой борьбе», но вряд ли это можно считать официальной позицией. Пока что эти регионы находятся под прицелом российской авиации и высокоточных ракет, которые периодически уничтожают там военные объекты.
По мере того, как зона влияния ВС РФ на востоке Украины будет расширяться, вопрос об этих городах и областях будет становиться все более остро. Особенно в условиях назревающего продовольственного кризиса и необходимости вывоза украинского зерна из портов Одессы и Николаева, на котором особенно настаивают представители ЕС.
Военный аналитик, капитан первого ранка в отставке Сергей Ищенко считает, что российские войска вряд ли ограничатся освобождением территории ДНР и ЛНР и будут продвигаться дальше на юг. Но это будет возможно только после того, как будет разгромлена донбасская группировка ВСУ и высвобождены соответствующие военные ресурсы.
— Думаю, в практическом плане для нашего военного руководства речь об Одессе сейчас не идет, хотя, безусловно, в Генштабе есть разные разработки на этот счет — и с десантом, и без десанта только сухопутной операцией, есть варианты охвата Одессы по периметру и так далее. Но практически этот вопрос сейчас не стоит, потому что все усилия сейчас сосредоточены на совсем других участках фронта.
Никакого продвижения в направлении Николаева и Одессы нет, все застопорилось в районе Херсона, практически сразу за городом. Думаю, выбирать варианты наступления на Одессу в Генштабе будут только тогда, когда этот вопрос можно будет перевести в практическую плоскость, пока об этом говорить рано.
«СП»: — От чего зависят сроки наступления?
— Первоочередная задача — взять под контроль всю территорию ЛНР и ДНР, и она сейчас решается. Я убежден в том, что победа России в этой спецоперации не может быть полной без освобождения Одессы. С моей точки зрения, это обязательный вариант. Одессу нельзя оставлять Украине, иначе мы будем иметь очень большие проблемы в Крыму и на Черном море. Им очень быстро создадут и новый флот, и подводные лодки дадут, все это будет.
Если же у Одессы Украины не будет, пойдет совсем другой разговор. Хотя бы потому, что сама Украина будет иметь гораздо меньший удельный вес. Без выхода к морю и внешняя торговля, и поставки оружия будут очень затруднены. Поэтому Одессу мы должны брать.
Но, еще раз подчеркну, что в силу ограниченности нашей группировки об этом сегодня вопрос не стоит. Видно, что наши оставили идею наступать широким фронтом, которая была в начале операции. Она ничем не кончилась, нам пришлось уходить из Киевской и Сумской областей именно потому, что в начале мы пытались наступать таким образом, но оказалось, что мы свои силы переоценили. Пришлось сосредотачиваться на Донбассе и на Херсонской области, которая была взята практически без боя. Думаю, после Донбасса сначала встанет вопрос Запорожья, а потом уже все остальное.
«СП»: — Возможно ли занять Одессу по херсонскому сценарию?
— Нет, я практически не сомневаюсь в том, что это невозможно. Одесса превращена в очень мощный укрепленный район. Она укрепляется без конца, это происходит и сейчас. Это достаточно крупный город и взять его так, как Херсон, не получится. Ее можно только блокировать и потихоньку душить гарнизон, никак иначе. Штурм города тоже вряд ли возможен, потому что он был бы очень кровавым. Одесса в два с лишним раза крупнее, чем Мариуполь. Штурм чреват огромными жертвами. Поэтому возможен только охват Одессы.
Будет ли при этом высаживаться десант — это уже вопрос тактики. Десант может высаживаться ближе к Дунаю и охватывать Одессу с Запада. Сухопутные силы могут наступать со стороны Николаева и сомкнуться. Но, мне кажется, все эти планы лежат в Генштабе далеко на полках, потому что это не вопрос сегодняшнего дня.
Сначала нужно высвободить силы в районе Запорожья и Донбасса. Когда это произойдет, может начаться движение в сторону Николаева. Вопрос штурма или захвата Киева сейчас, похоже, вообще не стоит, но Одесса — другое дело, брать ее необходимо, но не сейчас.
Похожее мнение высказал доктор военных наук, капитан первого ранга в запасе Константин Сивков.
— Наши силы постепенно будут продвигаться по Николаевской и Одесской областям. Конечная цель должна заключаться в выходе на границу с Приднестровьем и освобождении всей Одесской, Николаевской областей и изоляции Украины от морского театра Черного моря.
Сначала нужно уничтожить группировку, которая сидит в нашем тылу и расстреливает Донбасс. После этого таких больших боеспособных сил у Украины не останется, и другие задачи будут решаться быстрее. Тогда можно будет идти в направлении Николаева и Одессы. Высадка десанта — это уже тактический вопрос, который будет определять командование, принципиального вопроса он не имеет. Обязательной десантная операция не является.
Специалист Бюро военно-политического анализа Николай Костикин также считает, что продвижение на юг Украины целесообразно.
— Эти территории необходимо брать под контроль. Потому точечными ударами дело не обойдется. В отношении десанта или привлечения сухопутной группировки прогнозировать не берусь. Есть информация, что пляжи в Одессе заминированы. На рейде стоят корабли с опасным грузом.
Вместе с тем, огромное количество военнослужащих Украины сейчас просто сдается в плен, где с ними обращаются очень хорошо. В целом стратегия на «гуманную войну» в формате миротворческой операции срабатывает.