И теперь не знают, как защитить права и свободы россиян
Резонансный закон «О полиции» продолжает вызывать многочисленные вопросы и, как считают эксперты, потребует дальнейшей доработки. Расширение полномочий полиции оказалось гораздо существеннее, чем требовали неурегулированные российским законом моменты, заявил депутат Государственной думы Алексей Куринный на прошедшей в Национальной службе новостей пресс-конференции, посвящённой поправкам в закон «О полиции». При этом он напомнил, что фракции КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» голосовали против принятия поправок.
Парламентарий сожалеет, что расширение полномочий сотрудников полиции стало общегосударственный трендом. Он не отрицает, что многие вопросы действительно не были проработаны изначально, как например, спасение детей из закрытого автомобиля, и сотрудники правоохранительных органов часто оказывались в затруднении.
«Под маркой необходимости урегулировать эти небольшие недоработки были внесены, на мой взгляд, достаточно существенные изменения, расширяющие полномочия сотрудников полиции — и, к сожалению, не гарантирующие безопасность граждан и возмещение возможного ущерба», — считает депутат.
По его мнению, законом урегулированы только случаи ответственности при нанесении полицейскими неправомерного ущерба, однако добиться возмещения будет очень сложно. Если в закон не будут внесены соответствующие поправки, то, полагает он, россиянам придется по году, а то и по два судиться.
«Это не очень здорово для граждан, человеку нанесен вред, ему разбили стекло, ему выломали дверь в машине или в квартире, и он будет вынужден доказывать, что именно федеральный бюджет, именно правоохранительная система должна этот вред компенсировать», — подчеркнул он.
Алексей Куринный выразил сожаление, что поправки, которые вносились в том числе лично им, были отклонены несмотря на то, что были абсолютно обоснованы.
Президент Союза адвокатов России, доктор юридических наук Игорь Трунов уверен, что новый закон о полиции во многом нарушает Конституцию России.
«Залезли на территорию Конституции и ограничили ряд фундаментальных конституционных принципов, таких как неприкосновенность жилища, обязанность знакомить с материалами, затрагивающими права и свободы человека, принцип правовой определенности», — заявил он в ходе пресс-конференции.
Как пояснил адвокат, согласно статье 56 Конституции только в условиях ЧП для обеспечения безопасности граждан могут быть затронуты определенные конституционные права, но нельзя затрагивать право на ознакомление с материалами.
«А эту обязанность сегодня из закона убрали. Это существенное нарушение Конституции», — подчеркнул он, добавив, что этого нельзя делать даже в условиях чрезвычайной ситуации.
По словам юриста, в пять статей внесены поправки, в результате которых убрали «обязанность» сотрудников полиции и заменили их словом «обеспечивать». Он обратил внимание, что согласно словарю обеспечивать — это «делать вполне возможным», а это процесс.
«То есть обязанность заменяется процессом, который достигается, и каковы критерии этого процесс абсолютно непонятны», — отметил он.
Возмущение эксперта вызывает и исчезнувшая обязанность пресекать действия, в которых гражданам причиняются боль и физические страдания, то есть пытки.
«У нас, с одной стороны, готовят законопроект о том, чтобы жестко наказывать за пытки, а здесь совершенно другая ситуация в этой части в отношении обязанностей сотрудников полиции. То, что убрали эту обязанность и подменили ее обтекаемыми формулировками вполне возможных процессов, немного удивляет. Насколько это соответствует Конституции и сегодняшнему тренду?» — вопрошает он. Как предполагает Игорь Трунов, это связано с тем, что законопроект готовили еще до ситуации, выявленной во ФСИН.
Он также обратил внимание, что из закона убрана обязанность принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, использовать достижения науки и техники, информационных систем, сетей связи.
«Речь о том, что пыткам, хищениям во время обысков, подбросам наркотиков сегодня можно противостоять только при помощи современных технологий. Сюда включается обязательное ношение видеорегистраторов, установка видеокамер и т. д. А идет либерализация, и обязанность заменяется на какие-то мутноватые процессы. Спросить не с кого», — негодует юрист.
Не меньше возмущение Игоря Трунова вызывает и обязанность сотрудников полиции знать действующее законодательство, а вот «чрезвычайные вещи» добавили. Как подчеркнул эксперт, в России нет режима чрезвычайной ситуации, чтобы позволять полицейским нарушать конституционные права.
«У нас есть специальное законодательство для ЧП, и в честь чего в нормальной жизни вдруг применяются эти оцепления, эти блокирования? При том, что они идут под такой мутноватой историей, как „при наличий оснований полагать“. То есть раньше это были факты, которые можно проверить, к которым можно апеллировать, а сейчас это „основания полагать“. Это что такое? Это мыслительная деятельность, которую проверить нельзя, а за ней следует нарушение права на жилище, блокировка территорий, оцепление и так далее», — заявил он.
Президент Союза адвокатов России не понимает, почему в условиях отсутствия ЧС или каких-то трагедий полиция получает возможности нарушать фундаментальные конституционные права. При этом не без иронии заметил, что понимает «откуда ветер дует».
«Это же американская история! „Probable cause“ или „reasonable suspicion“, то есть, когда есть факты, чтобы получить те или иные полномочия, или когда есть подозрения. Эта градация между этими двумя вещами сейчас сместилась, и фактов не надо, а достаточно вот этих подозрений или „оснований полагать“», — уверен он.
Непонимание юриста вызывает еще ряд норм, которые вошли в закон «О полиции», включая личный осмотр граждан, или были исключены из него, но при этом они «развязывают руки».
«Вводится ряд новелл, с которыми нам, юристам, непонятно, что потом делать», — констатировал Игорь Трунов. При этом он похвалил депутатов за то, что удалось, например, «отбить бесконтрольное применение оружия».
В дальнейшем юрист видит в происходящем большой объем работы для Конституционного и Верховного судов России — по анализу правоприменения, чтобы выправить ситуацию и «приземлить в правоприменительное русло».
Эксперты также дали несколько советов как обезопасить себя от мошенников, которые иногда представляются сотрудниками полиции. Как рассказал Игорь Трунов, мошеннические схемы в основном идут из СИЗО, звонят уголовники. Однако если возникает ситуация с вскрытием машины, арестом, изъятием имущества, то конечно, сотрудник полиции должен представиться, а гражданин не должен бояться его фотографировать и послать фото либо своему адвокату, либо своему знакомому, который бы параллельно проверил, есть ли такой сотрудник или нет.
«Может быть, это абсолютно липовый сотрудник. Сегодня технические средства позволяют, и разговор о том, что не надо стесняться. Да у нас на каждом углу камеры стоят!» — напомнил он.
Руководитель ассоциации профсоюзов полиции России Алексей Лобарев также советует перезванивать и проверять, откуда идет звонок. При этом он заметил, что липовых полицейских на улице все меньше, а вот телефонного мошенничества много.
«Сегодня участились случаи представления по телефону различных силовых структур. И деньги потом похищаются с банковских карточек, и вообще проводят целые мероприятия, когда граждане порой остаются без квартир, без всего, дают под залоги деньги, квартиры свои оставляют», — рассказал он.