Насколько реальна новая угроза Крыму и Севастополю?
Фото: en.wikipedia.org/ВМС США

Внезапно рядовой, казалось бы, визит главы Верховной Рады Украины Руслана Стефанчука в Берлин родил новость, мимо которой не прошли ведущие средства массовой информации всего мира. По словам самого спикера, во время его встречи с министром обороны Германии Кристиной Ламбрехт стороны обсудили идею поставки Берлином Киеву подводных лодок. И, как полагает Стефанчук, эта инициатива нашла благожелательный отклик фрау Ламбрехт, поскольку Украина, по мнению гостя Берлина, готова стать «оборонной границей» Европы на Востоке.

Что за этим может последовать? Немецкие субмарины под Військово-Морським прапором Збройних Сил України и в самом деле могут вскоре обосноваться где-нибудь у одесских причалов?

Скажете: совершенно нереальная для соседней страны затея? Я бы не торопился. Прежде всего, потому, что многое, казавшееся абсолютной фантастикой для Украины еще пару месяцев назад, с предельно энергичной помощью Запада на глазах сегодня становится свершившимся фактом. Как, скажем, поставки Киеву самых современных ракетных систем самого разного назначения. Или начало подготовки в США первой группы из 11 украинских пилотов к полетам на американских многоцелевых истребителях типа F-16. Зачем — надеюсь всем понятно.

Между тем, идеей обзавестись на Черном море собственными дизельными подводными лодками официальный Киев буквально одержим, по крайней мере, с января 2016 года. Уже тогда в стане нашего нынешнего противника ожесточенно обсуждали: как в случае начала боевых действий с Россией сдерживать ее Черноморский флот, опирающийся на Севастополь и вообще на Крым, буквально нашпигованный нашей боевой авиацией и зенитными и противокорабельными ракетными комплексами различного назначения?

Выходило, что без украинских подводных лодок — никак черноморцев не сдержать. Даже в случае завершения Украиной разработки собственного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Нептун» и постановки его на боевое дежурство, реальна лишь пассивная оборона побережья от русских. А хотелось бы большего. Хотелось бы — атаковать! В том числе и Севастополь, до которого «Нептуну» не дотянуться и в самых радужных снах украинского руководства.

Поиски вариантов начались как раз в Одессе с заявления тогдашнего командующего Военно-Морскими силами Украины вице-адмирала Сергея Гайдука изданию Defense Express: «Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».

Вице-адмирал Гайдук, судя по дальнейшему ходу того интервью и сам понимал, что его замысел сильно попахивает махровой маниловщиной. Потому что где же брать экипажи, каждый из которых для обычной средней подводной лодки должен составлять не менее 50−70 высокопрофессиональных моряков? Куда ставить те лодки, если Одесский порт, превратившийся после потери Крыма украинской властью в главную базу ВМСУ, и без підводних човнов перегружен важнейшими для страны экспортно-импортными товарными грузами?

Наконец, как и где в столь короткие сроки выстроить серьезную береговую базу для подводников? Все эти штабы, казармы, учебные классы, учебно-тренировочные станции, станции для подзарядки аккумуляторных батарей, минно-торпедные и ракетные арсеналы?

Поэтому экс-командующий ВМСУ еще четыре года назад дал понять, что быстро обзавестись полноценной подводной компонентой у Украины точно не получится. Это задача для Киева — на куда более отдаленную перспективу. Исходя из этого, как выяснилось, Гайдуку хотелось бы поначалу получить под свое начало полноценное боевое соединение из хотя бы двух малых и одной средней подводных лодок.

Уже тогда в контексте этой проблемы со всей очевидностью в политическом воздухе Киева принялось витать слово «Германия». Потому что в том же январе 2016-го и ровно тот же вопрос в Стамбуле в ходе своего рабочего визита в Турцию счел нужным поднять и в ту пору еще не президент Украины, но уже глава ее Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. В беседе со своим турецким коллегой Сейфуллахом Хаджимуфтюоглу он, как было объявлено, обсудил вопросы «углубление сотрудничества между Украиной и Турцией в секторе безопасности и обороны, военно-технического сотрудничества».

Но украинские журналисты разведали, что на самом деле Турчинов с Хаджимуфтюоглу обсуждали возможность передачи турками Киеву конкретно четырех дизельных подводных лодок типа «Атылау». А фактически — субмарин германского проекта 209, построенных на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard. К тому времени Стамбул как раз готовился снять их с вооружения. И искал, куда бы пристроить. Но так и не нашел по сию пору.

Что в этом случае приобрели бы ВМСУ? Исключительно удачные, хотя и несколько устаревшие корабли. Со сравнительно скромным подводным водоизмещением в 1586 тонн, что немаловажно для использования в мелководной северо-западной части Черного моря. К слову: у наших «Варшавянок», которыми в последние годы энергично пополнялся наш Черноморский флот, в два с лишним раза больше (3950 тонн).

Кроме торпед и морских мин каждая подлодка проекта 209 способна нести противокорабельные крылатые ракеты «Sub Harpoon» с дальностью стрельбы от 120 до 280 километров (в зависимости от модификации). Для морской блокады Крыма, организация которой ночами снится мстительному Киеву, то, что нужно.

Тогда, как уже сказано, Турчинов впустую тратил красноречие по поводу четверки «Атылау». Турки их Киеву до сих пор не отдали. Но в 2016 году обстановка на Черном море была одна, а сейчас — совсем другая. Анкара демонстрирует, что совершенно не намерена учитывать мнение Москвы, когда речь идет о поставке вооружений Украине. И внаглую буквально заваливает Киев знаменитыми беспилотниками типа «Байрактар». Порой отправляя их на линию российско-украинского фронта прямиком с конвейера. С чего бы теперь Турции делать какие-то исключения для подлодок?

Не исключено, что мешает не слишком решительная позиция Германии в отношении поставок оружия Украине. Но ведь именно Берлину, как ни крути, принадлежат авторские права на ставшие ненужными туркам субмарины. Тогда, согласитесь, беседа Руслана Стефанчука с Кристиной Ламбрехт выглядит очень логичной и своевременной для Киева.

Если все так и есть, предлагаю рассмотреть худший для нас вариант: что будет, если турецко-германские ракетные подлодки (или хотя бы одна из них, о которой мечтал вице-адмирал Гайдук) все же Киев получит?

Понятно, что проблема подготовки хотя бы одного полноценного украинского экипажа встанет немедленно. Понятно, что готовить его на Украине совершенно негде. И совершенно некому. Ну, так к их услугам хоть турецкие, хоть германские флотские учебные центры. Это — во-первых.

А во-вторых — к будущему экипажу запросто можно прикомандировать любое количество опытных западных инструкторов-добровольцев. А там — пойди проверь, кто на самом деле на такой лодке реально выходит в море? Только ли украинские моряки и с ними пара иноземных инструкторов? Или в боевом походе, допустим, к Севастополю вовсе ни одного украинца на борту не окажется?

Другая проблема, как уже сказано, — базирование. Одесса, если и когда она снова станет действующим портом, не резиновая. Ни дополнительные подводные лодки, ни береговую инфраструктуру для них там располагать просто негде. Как быть?

Вот тут я бы предложил обратить внимание на опубликованную в сборнике научных трудов в феврале 2020 года статью группы научных сотрудников научно-исследовательского центра Вооруженных сил Украины. Озаглавлен материал предельно красноречиво: «Перспективы возрождения подводного флота Украины». Среди прочего там рассмотрена и проблема базирования будущих украинских подлодок. В чем суть?

Если коротко, то авторы предлагают вовсе не ставить субмарины к одесским причалам. Под базу будущего подплава ВМСУ, полагают они, целесообразней использовать расположенные рядом с устьем Дуная лиман Сасык (в переводе с тюркского — «вонючий») площадью в 210 квадратных километров и с глубинами до 2,7 метра. По сути — искусственное озеро на территории Татарбунарского и Килийского районов Одесской области, в 1970-х годах отделенный от Черного моря насыпной дамбой. Сделано это было для того, чтобы исходно солоноватые воды Сасыка опреснить частью стоков Дуная, а затем использовать для полива сельскохозяйственных полей. Понятно, что для этого предварительно был прорыт канал Сасык-Дунай.

Теперь канал предлагается углубить, одновременно вновь соединив лиман с Черным морем. В этом случае, уверены авторы статьи, будущие украинские подводные лодки смогут выходить из своей новой базы двумя путями: через дельту Дуная и непосредственно из лимана.

При этом, если вести речь о ракетных субмаринах проекта 209, то над углублением для них и канала в Дунай, и другого, который предстоит прорыть из «вонючего» лимана непосредственно в открытое море, предстоит немало потрудиться. Как минимум — вынуть уйму грунта, чтобы эти подлодки с осадкой до 5,5 метров не рисковали сесть на мель.

Да и много еще предстоит сделать. Выстроить полноценные военные городки, причалы и прочее. А еще — провести железнодорожную ветку. Наверняка Киев просит, чтобы сердобольный Запад поучаствовал и в этом.

Однако те, кто строит подобные планы, не знает главного: куда в итоге «спецоперации Z» докатится фронт? Будет ли в обозримой перспективе освобождена от нацистов Одесса и прилегающие к Дунаю территории Украины? Если будет — ничего Киеву не понадобится. Ни подлодки, ни экипажи для них, но новая военно-морская база.

Впрочем, этого, судя по всему, не знает не только Москва. Но и Берлин с Анкарой. Поэтому их торги с Киевом по поводу украинского подплава продолжаются.

svpressa.ru

Добавить комментарий