Итак, Хакасия столкнулась с проблемой вывоза мусора в самом ее сердце, столице республики Абакане. К этому все и шло.
Как сообщало 19rusinfo.ru, все предпосылки именно к такому развитию событий начали формироваться уже с самого начала - 1 января 2019 года, когда было заявлено о старте мусорной реформы и приходе в регион регионального оператора - московской компании "Аэросити"-2000".
К этому моменту Хакасию разделили по территориальной схеме на 5 зон - все зоны забрал регоператор. Успешно работающие на рынке ЖКХ мусорные компания практически все должны были уступить дорогу москвичам. Работу потеряли сотни человек.
Справка
Региональный оператор по обращению с ТКО – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные». Согласно федеральному законодательству теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы.
Суть мусорной реформы: передача полномочий по организации системы обращения с ТКО на региональный уровень; выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных; изменение схемы обращения с ТКО; обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя; изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.
Если раньше эта услуга (ТБО) относилась к жилищным, которые рассчитывались с квадратного метра, то теперь вывоз мусора переходит в коммунальные услуги (ТКО). При этом главным критерием расчета становится количество человек, зарегистрированных в квартире. Как предполагает нацпроект "Экология", уже к 2040 году на вторсырье должно пойти 36% бытового мусора.
19rusinfo.ru напоминало, с чего началась мусорная реформа в Хакасии, которая сразу же пошла не так, как задумал федеральный законодатель, или, скорее всего, не продумал все детали. Как и следовало ожидать, недоработанная и недодуманная реформа сопровождаясь протестами, скандалами и митингами в республике, нормально так и не пошла. Уже по прошествии 8 месяцев реформа забуксовала и обернулась все ухудшающем положением со сбором, сортировкой и утилизацией твердых коммунальных отходов в республике.
С первых месяцев Минприроды РХ намеревалось расторгнуть соглашение с московскими мусорщиками. Далее по поручению уже главы Хакасии Валентина Коновалова, юридическая служба изучает вопрос законности безальтернативного выбора регионального оператора и рассматривает возможность лишения регионального оператора его статуса.
С проблемой Хакасия столкнулась ещё на этапе выбора регионального оператора. Первый конкурс попросту был отменен по жалобе одного из участников, и власти (правительство Виктора Зимина) вынуждены были объявить второй. После соблюдения всех формальностей комиссия допустила к участию единственную заявку - заезжей фирмы «Аэросити-2000». Причин отказать «варягам» не нашлось, и все пять технологических зон ушли к ним под обслуживание.
Кстати, в тот момент Владимир Кыров занимал должность и.о. заместителя министра по охране окружающей среды в Минприроды РХ и возглавлял конкурсную комиссию. Он же затем чудесным образом и возглавил отделение "Аэросити-2000" в РХ.
Далее началась длительная борьба за тарифы. Регоператор упорно не желал показывать реальные цифры по объему вывоза и своим затратам.
В июне 2020-го на заседании в Совете Федерации генпрокурор РФ Игорь Краснов открыто заявил на всю страну: мусорная реформа в России проходит с системными нарушениями, в каждом втором регионе отходы не вывозятся в срок.
"Надзорные мероприятия выявили системные нарушения и при переходе регионов на новые формы обращения с твердыми коммунальными отходами. Вопреки требованиям закона в половине субъектов региональные операторы не обеспечивали своевременный вывоз отходов, не ликвидировали несанкционированные свалки", - сказал Краснов.
Кроме того, по его словам, в трети регионов эксплуатируемые коммерческими структурамиполигоны не соответствуют экологическим и санитарным требованиям, а органы местного самоуправления повсеместно самоустранились от создания и содержания мест накопления отходов.
"О состоянии законности в данной сфере проинформированы президент и председатель правительства", - подчеркнул Краснов.
Что касается Хакасии, то мы видим, что правительство республики на протяжении длительного времени так и не может решить вопрос строительства мусороперерабатывающего завода. А это основное условие для участия региона в федеральных программах
В сфере обращения с отходами в Хакасии не складывается конкурентная среда, которая в помогла бы устранить недобросовестных игроков рынка и позволила бы добросовестным операторам обращения с отходами надежно защищать интересы граждан.
«АЭРОСИТИ-2000» работает на рынке по обращению с отходами с 1999 года. Как региональный оператор по обращению с ТКО, компания отвечает за весь цикл обращения с отходами. Наша цель снижение уровня захоронения отходов на полигонах, увеличение прозрачности данного сегмента рынка и увеличение уровня переработки вторсырья. Сейчас идет обработка информации об организации вывоза ТКО в районах республики. Только по Аскизскому, Таштыпскому районам и городу Абаза можно сделать вывод, что до 8 тысяч кубов твердых коммунальных отходов с данных поселений попадают на несанкционированные свалки, - говорил руководитель московской компании Сергей Шабалин в августе 2018-го.
Ему вторил министр природных ресурсов и экологии Хакасии Юрий Соколов:
- Правила внедрения коммунальной реформы определены и закреплены на законодательном уровне, но сегодня реформа - это живой механизм, который дорабатывается и совершенствуется. Не только нашему региону, но и всей стране нужно пройти непростой путь перехода на новую систему с раздельным сбором и ответственным обращением с отходами.
Правительство республики сейчас делает все возможное, чтобы облегчить этот переход. В рамках национального проекта «Экология», направлены предложения по участию в федеральных проектах «Чистая страна» и «Строительство объектов по сортировке и переработке твердых коммунальных отходов». Кроме того, уже несколько месяцев мы ведем активную борьбу с крупными несанкционированными свалками около населенных пунктов.
А сегодня мы все видим, что регоператор стал обыкновенной ненужной прослойкой. Потому что за мусор еще отвечают муниципалитеты, к примеру - должны убирать несанкционированные свалки на муниципальной земле. МО также отвечают за создание и содержание мест накопления ТКО. Управляющие компании тоже отвечают за мусор - обязаны убирать территорию вокруг мусорных площадок. Сами жители обязаны вывозить за свой дополнительный счет строительный мусор в какие-то определенные им точки сбора. А жители частных домов обязаны сами покупать и устанавливать мусорные баки.
И где же весь цикл, который берет на себя регоператор?! Зачем он нужен тогда?
Вот так и вышло в России и Хакасии, как обычно - хотели как лучше, а получилось как всегда. А в случае с мусором - получилось хуже, чем было. Вот это да.
Делайте выводы, господа депутаты Верховного Совета Хакасии! За вами - слово. Именно вы на законодательном уровне должны решать, как будет с мусором в Хакасии. И дело даже не в "Аэоросити-2000", на нее месте может быть любая другая компания, а в самой идее реформы, допускающей коррупцию, чистой воды коррупцию.
Жители Хакасии уже настойчивее и настойчивее спрашивают власть в регионе, где деньги, которые они платят ежемесячно и за мусор, и за капремонт тоже?
Комментарии