Вопреки ожиданиям многих, министром по чрезвычайным ситуациям вместо погибшего Евгения Зиничева стал не кадровый спасатель, а человек, до сих пор не имевший никакого прямого отношения к этой службе. В чём логика кадрового решения президента – разбирался Царьград.
Когда в начале осени прошлого года трагически погиб глава МЧС Евгений Зиничев и временно исполняющим обязанности министра был назначен его первый зам Александр Чуприян, мало кто сомневался в том, что именно он и станет тем, кто официально займёт это кресло. Однако по прошествии целых восьми месяцев этого так и не случилось.
А буквально накануне, 23 мая, стало известно о неожиданном (для непосвящённых, разумеется) кадровом решении президента России: назначить главным спасателем страны только недавно получившего погоны генерал-майора – даже не МЧС, а Росгвардии – Александра Куренкова.
Путин хорошо лично знает Куренкова. И выбор означает, что, по мнению главы государства, личные, служебные, профессиональные качества Куренкова позволят наилучшим образом выполнять эти функции,
– прокомментировали назначение в Кремле.
Зиничев был близким другом Путина. Он ему доверял
Гибель Зиничева, как утверждают источники Царьграда, была не просто внезапной и обескураживающей, она произвела эффект "грома среди ясного неба" – в самом Кремле. Наши собеседники говорят, что было распоряжение с самого верха провести тщательное расследование о причинах случившегося: слишком уж странной была смерть, на минутку, 55-летнего генерала армии, которому предрекали большое будущее.
Всё произошло, напомним, рано утром 8 сентября 2021 года во время съёмок фильма для МЧС на краю Большого Иркиндинского водопада (Китабо-Орон), что находится на реке Иркинда в Путоранском заповеднике Красноярского края. Зиничев находился вместе с режиссёром-сценаристом Александром Мельником на краю 27-метрового обрыва. В какой-то момент у Мельника на скользких камнях "поехала" нога – и он сорвался вниз. Вокруг было много людей – и охрана министра, и сотрудники МЧС, и члены съёмочной группы, но генерал оказался ближе всех. На размышление у него не было ни мгновения: он бросился на выручку к режиссёру, пытаясь его подхватить, но тоже оступился, не удержал равновесие и рухнул вниз, следом. Оба разбились насмерть.
Эту утрату Владимир Путин воспринял как своё собственное – личное – горе: Евгений Зиничев был не просто чиновником, главой ведомства, а ещё и близким другом главы государства. Он в течение десяти лет (2006–2015) входил в состав группы ФСО, обеспечивавшей личную охрану Путина. Ещё раз – не месяц, не год, а целых десять лет – Зиничев был тем, кто в экстренной ситуации обязан был собой закрыть президента и спасти его.
Позже он был назначен замруководителя Службы по борьбе с терроризмом, затем – начальником управления ФСБ по Калининградской области, потом стал врио губернатора этого региона, но пробыл в должности всего 70 дней: Зиничев в июле 2016-го получил пост замдиректора ФСБ России. А в мае 2018 года его кандидатуру утвердили в качестве министра ЧС. Тогда же Путин ввёл его в состав Совбеза, присвоил звание генерал-полковника, а ещё спустя два года Евгений Зиничев получил погоны генерала армии.
Но карьера – карьерой, а вот в качестве главы МЧС Зиничев действительно смог, что называется, развернуться: он лично ездил на крупные ЧП, участвовал в их ликвидации. А главное – сумел настроить работу ведомства в новых реалиях, в том числе – в условиях пандемии, когда со стороны МЧС не случилось ни единого сбоя.
По факту смерти Зиничева было возбуждено уголовное дело. Но через два месяца его закрыли: оснований для привлечения кого-то к ответственности за гибель министра не нашлось.
"Кадровый" Чуприян останется первым замом
Естественно, несмотря на шок от произошедшего, перед Путиным встал вопрос о преемнике Зиничева на посту министра: кто будет руководить таким важным, стратегическим ведомством?
Временно исполняющим обязанности главы МЧС уже 10 сентября был назначен Александр Чуприян, до этого занимавший пост первого замминистра. И мало кто сомневался, что его утвердят уже без приставки "врио".
Чуприян в спасательных службах – можно сказать, всю сознательную жизнь. Выпускник Высшей инженерной пожарно-технической службы МВД СССР, он долгие годы работал в пожарной охране. И, кстати, не где-нибудь "там", а в Санкт-Петербурге (ранее – в Ленинграде), как раз в то время, когда в мэрии Северной столицы трудился и сам будущий президент Путин. Оттуда, из Питера, Александр Чуприян, собственно, и поднялся по служебной лестнице в руководство МЧС.
Однако время шло, минули восемь месяцев, а ожидаемого указа о назначении всё не было.
И вот – неожиданная развязка.
Глава государства внёс на рассмотрение Совфеда кандидатуру генерал-майора Александра Куренкова, и сенат уже согласился с решением президента. А генерал-полковник Чуприян продолжит службу в прежней должности первого зама.
Чуприян – настоящий профессионал своего дела, службу знает "от и до", – рассказал Царьграду источник в МЧС. – Он все ступеньки прошёл. Не "паркетник" какой-нибудь, а всё сам, своими усилиями. И то, что он останется первым заместителем, очень хорошо. Хотя, честно говоря, у нас, наверное, все видели его министром. Тем более у нас постоянно бушуют пожары, а это "его" стихия. Лучше, пожалуй, никто не сможет действовать, чем он.
С другой стороны, другие источники, близкие к Кремлю, уверены, что с кандидатурой Куренкова президент определился давно – задолго до Нового года. Но ему предстояло пройти некоторые этапы подтверждения на "профпригодность".
Однако же поворот интересный, более того – интригующий. Прежде всего – потому что о новом министре известно совсем мало. Даже официальной биографии его не отыскать.
АЛЕКСАНДР КУРЕНКОВ ВЫСТУПАЕТ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ. ФОТО: COUNCIL.GOV.RU
Кто такой генерал Куренков
Итак, Александру Куренкову всего 49 лет. Он начинал службу в органах госбезопасности, потом перешёл в Федеральную службу охраны (ФСО). Через некоторое время получил распределение в личную охрану занимавшего на тот момент пост премьер-министра Виктора Зубкова.
А далее судьба Куренкова сделала очень удачный для него поворот: он попал в состав группы, обеспечивавшей безопасность самого Владимира Путина. Сопровождал выездные мероприятия президента.
Возглавлял Службу безопасности президента (СБП) ФСО тогда Виктор Золотов (в настоящее время – директор Росгвардии), а работать ему довелось бок о бок с Евгением Зиничевым. По нашим данным, Александр Куренков дорос в СБП до уровня старшего адъютанта – по сути, порученца по ряду вопросов.
Далее – ещё интереснее.
Источник Царьграда рассказал, что Владимир Путин обратил внимание на офицера, разглядев в нём какие-то перспективы, ещё до трагедии с Зиничевым. Куренкову присвоили звание полковника, направили советником к директору Росгвардии Золотову, и одновременно он стал слушателем двухлетних курсов Военной академии Генштаба (так же, как в своё время и Зиничев).
В 2021-м Александра Куренкова, получившего корочку об окончании ГШ, повысили до генерал-майора – и дали назначение уже заместителем директора Росгвардии. Он отвечал за боевую подготовку сотрудников. И даже, есть такая неофициальная информация, после начала спецоперации на Украине был направлен туда в командировку и обеспечивал координацию действий частей ведомства.
Собеседники полагают, что все эти этапы в биографии нового министра (пока ещё не утверждённого президентским указом) как раз и были той самой проверкой.
Логика путинских кадровых решений: Вне привычной схемы
Но – о чём говорит сам факт назначения Александра Куренкова на очень ответственную должность? И почему Путин остановил свой выбор именно на нём, ведь у Куренкова попросту нет опыта работы в спасательном ведомстве?
Что это – дальнейшее наращивание присутствия представителей силового блока, лично знакомых главе государства, во власти?
Среди "выпускников" из ФСО (а правильнее – из "личной гвардии" президента) – и тот же ныне покойный Зиничев, и упоминавшийся Золотов, и сразу несколько губернаторов: Алексей Дюмин (глава Тульской области; работал вместе с Куренковым, кстати), Дмитрий Миронов (возглавлял Ярославскую область в 2017–2021 годах; сейчас помощник президента), и Алексей Морозов (врио губернатора Астраханской области в 2018–2019 годах), и сменивший его Игорь Бабушкин (он, правда, официально служил в группе "Альфа" ФСБ, но входил в группу обеспечения безопасности Путина во время его визита в Дагестан в 1999-м).
От него и не требуется глубокого погружения в технологию работы МЧС, – полагает в беседе с Царьградом, генерал ФСБ в запасе Александр Михайлов. – Это скорее политическая, управленческая фигура, на которую возлагается задача организации деятельности самого ведомства. И здесь президент, думаю, руководствовался именно такими обстоятельствами.
Вообще все те, кто работали в структурах, откуда черпает кадры президент, продолжает Михайлов, люди "обучаемые", проверенные не только по своим "морально-политическим" качествам, но и по деловым, интеллектуальным.
Личное доверие, отмечает эксперт, конечно, важно и имеет огромное значение. Однако это – само собой. Существеннее то, что здесь, в последовательности кадровых ходов Путина, напрочь ломается привычная схема назначений, когда человека, на которого он указал, "ведут" по служебным ступеням. Обычно руководитель сам рассматривает кандидатуры своих будущих сотрудников из ближнего круга: советников, помощников, замов, и в ходе собственного анализа производит отбор. А тут – ровно наоборот. Высшее лицо направляет "своего" человека на ту или иную должность, помощником или замом – не столь принципиальАно, и сам определяет его компетенцию тем самым.
Все досужие разговоры про "охранные функции" – от лукавого. В каких-то вещах, я полагаю, он может разбираться лучше, чем кадровый сотрудник ведомства, которым его назначили руководить. Надо понимать, что если то же МЧС работает во многом с последствиями, то все спецслужбы связаны с предотвращением тяжких последствий. То есть должны действовать на опережение. Думаю, вот в этом и есть логика путинских кадровых решений,
– резюмирует Михайлов.