На регулярное разрушение небольшого моста через Днестровский лиман Россия тратит немалые деньги. Но Киеву это обходится еще дороже
В ночь на 17 мая наши Вооруженные силы нанесли новую серию высокоточных ракетных ударов по важнейшим военным и инфраструктурным объектам на территории Украины. Уничтожены центры подготовки войск, склады и казармы в Ахтырке и Львове. Взрывами разметало жилые помещения крупнейшего учебного центра ВСУ «Десна». Две ракеты «Калибр», выпущенные кораблями Черноморского флота, обрушили вертикально-подъемный разводной автомобильно-железнодорожный мост через Днестровский лиман в Одесской области.
Все перечисленное — тяжелые поражения военной машины Киева. Но успешную атаку моста через Днестровский лиман у поселка городского типа Затока, считаю, стоит отметить особо. Потому что лупим мы по нему в последние три недели почти непрерывно. С конца апреля, когда русские ракеты впервые остановили здесь всякое движение, — уже в пятый раз.
Хроника этих ударов такова. 26 апреля — первая ракетная атака «Калибрами» пришлась в участок асфальтового дорожного полотна и параллельного ему рельсового пути. Всякое движение транспорта через лиман было временно прекращено. Однако украинская сторона приняла самые энергичные меры для устранения повреждений. Вот буквально никаких иных забот у нее, как выяснилось, не оказалось!
Поэтому уже на другой день (27 апреля) «Калибры» снова врезали по тому же объекту. Потом — 2 мая. Затем — 10 мая. И, наконец, как уже сказано — очередной ракетный удар в минувший вторник.
Поскольку в каждой атаке по данным украинской стороны нами использовано от двух до четырех высокоточных крылатых ракет, то наш общий расход боекомплекта на мост у Затоки уже порядка полутора десятков «Калибров». Стоимость каждого такого боеприпаса, как полагают на Западе, такая же, как и у американского «Томагавка». То есть — от 1 до 1,5 миллиона долларов в зависимости от модификации.
Таким образом, стремление уничтожить переправу под Одессой, о существовании которой в нашей стране и знают-то немногие, по самым грубым подсчетам уже обошлось России приблизительно в 10−12 миллионов долларов. И ничего не предвещает, что в продолжающейся яростной борьбе на берегах Днестровского лимана поставлена точка. И это при том, что еще множество важнейших мостов через тот же Днепр, по которым к линии фронта рекой текут боеприпасы, оружие, продовольствие и резервы, как стояли, так и стоят целехонькими.
Отчего же для российского Генштаба сегодня просто свет клином сошелся на какой-то Затоке? За которой, вероятно, следят все виды нашей разведки. И как только по спешно отремонтированному мосту снова возобновляется движение — стартуют черноморские «Калибры».
Все дело в том, что, несмотря на относительно скромные размеры и изрядный технический износ, здешняя магистраль для Украины (включая мост через Днестровский лиман) примерно то же самое, что легендарная «Дорога жизни» для осажденного Ленинграда. Потому что только по ней сегодня в соседнюю страну возможна доставка более или менее серьезных объемов бензина или дизельного топлива. Механика этого процесса такова.
Прежде, до начала спецоперации, основными поставщиками жидкого топлива на Украину были Россия и Белоруссия. Для чего мы вместе с Минском это делали в интересах все более и более враждебного государства — отдельный вопрос. Как бы там ни было, в 2021 году на нашу страну пришлось до 30 процентов «дизеля». На белорусов еще больше — 42%.
С началом спецоперации в конце февраля, естественно, эта почти бездонная «река» тут же пересохла. К тому же в пепел и дым российскими ракетами были превращены все до единого НПЗ Украины. А фронт требовал все больше и больше горючего.
Киеву пришлось энергично искать новых партнеров. В этой роли, казалось бы, очень мог пригодиться союзный Украине Запад. Но как оттуда доставить бензин и «дизель»?
Автомобилями? Это и сейчас делается. Но, как рассказывает глава украинского консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, чтобы, допустим, «привезти ресурс из Румынии, среднестатистический бензовоз тратит в общей сложности 16 дней на дорогу (сюда входит время на границах, загрузка, развозка по Украине). В итоге он доставляет 30 кубов топлива, которое расходится на одной АЗС за день».
«Кто бы что ни говорил, не навозишься автомобильным транспортом. Раньше нефтепродукты шли вагонами по ж/д и каждый день были разгрузки. Бензовозы с таким потоком не справятся, тем более что много проблем с получением разрешений… Так что дефицит будет только нарастать», — прокомментировал ситуацию другой украинский специалист, руководитель отдела маркетинга сети «БРСМ -Нафта» Александр Мельничук.
Но почему бы не пропускать на Украину железнодорожные составы с топливными цистернами из западных стран? Киев бы с дорогой душой. Но все дело в различных стандартах рельсовой колеи в бывшей Российской империи, а потом и в СССР. Как следствие, на Украине, как и на всем постсоветском пространстве, ширина расстояния между рельсами повсюду 1524 мм. А в Евросоюзе — 1435 мм.
Ну, не пролезают их локомотивы и топливные цистерны через границу по этой причине! Не пролезают. Киеву — хоть плачь.
Все было бы иначе, если бы в руках украинских властей на сегодня оставался хоть один морской порт. Лучше всего — та же Одесса. Пригнали бы туда из-за рубежа танкер, да и откачали бы из него тысячи тонн топлива в наливные железнодорожные составы. Но морские порты давно заблокированы Россией. Все до единого.
Вот на фоне этой-то почти безнадеги в чью-то умную голову то ли в Киеве, то ли на Западе пришла мысль про Молдавию. Точнее — про ее единственный порт на реке Дунай под название Джурджулешты. Построенный уже в постсоветские годы на крохотной участке береговой черты всего в 480 метров. Именно столько в 1996 году молдаване сумели выторговать у Киеве в обмен проходивший по их земле тоже очень небольшой отрезок стратегически важной для Украины автотрассы Одесса-Измаил у села Паланка.
Ну и что от того, что на этаком пятачке просто не поместится больше пары-тройки причалов? Всего 138 километров вверх по Дунаю от Черного моря быстро сделали международный порт Джурджулешты конкурентом украинскому Измаилу. А в чем-то — и Одессе. Поэтому в 2021 году 100 процентов акций порта у совершенно обнищавших молдаван за долги забрал Европейский банк реконструкции и развития. Как результат — сегодня Джурджулешты загружен по самые ноздри. В основном — танкерами с топливом для Украины.
Вот как раз тут никаких проблем с железнодорожной колеей, потому что в Молдавии, естественно, ее ширина такая же, как и на Украине. Поэтому подошел состав к причалу и — пошла отгрузка!
Поначалу и Запад, и Киев были, полагаю, убеждены, что желанная лазейка найдена. По сведениям российского издания «EADaily», лишь с 19 по 29 апреля 2022 года в молдавский порт Джурджулешты заходили семь танкеров, которые могли доставить в страну более 44 тысяч тонн нефтепродуктов.
Далее тот же источник сообщает: «Почти половина из них пришла из Турции танкерами „Zumrut Ana“, „Lesley CT“ и „Kalbajar“. Первый танкер с дедвейтом в 7,78 тыс. тонн прибыл из Немрута, что расположен у Измира, где находится НПЗ „Star“ азербайджанской компании „Socar“. У нее нет своего представительства в Молдавии, но есть своя сеть на Украине. По данным регулятора Anre, в 2021 году Молдавия не импортировала турецкий бензин, а доля дизельного топлива из Турции в общем импорте составила 2,5%, или 16,2 тыс. тонн, — меньше, чем за 10 дней доставили танкеры из Турции».
Всем было совершенно очевидно, что Джурджулешты лишь транзитный пункт для доставки топлива в баки украинских танков, самолетов, вертолетов и бронетранспортеров. Но как все же из Молдавии доставить горючее к месту назначения? Как выяснилось, тут инициаторов этого проекта и ждала настоящая российская засада.
Единственный рельсовый путь из Джурджулешты на Украину лежит через Одессу. И именно на этой дороге тот самый роковой для Киева мост через Днестровский лиман, который мы уже почти месяц регулярно крушим «Калибрами». Как раз для того, чтобы и этот источник «горючки» для Украины тоже поскорее пересох.
Причем, обратите внимание: наши ракетные удары по мосту возле Затоки начались ровно в то время, как первые турецкие танкеры все же дотопали по Дунаю до молдавского порта. Одно с другим, на мой взгляд, связано более, чем тесно.
Что в итоге на Украине? Несколько дней назад министр экономики Украины Юлия Свириденко публично призналась, что дизтоплива в ее стране осталось максимум на трое суток. Бензина — на пять суток. В километровых очередях на местных АЗС появился новый вид бизнеса: торговля местами в очереди за бензином, автогазом и дизельным топливом.
«Сейчас вопрос уже даже не в цене, а в самой физической доступности топлива. С каждым днем его становится все меньше, рынок „высыхает“ просто на глазах», — говорят украинские аналитики.
Между тем более 100 лет назад, еще на заре моторизации человечества, сенатор Беранже, директор французского Генерального комитета по топливу, назвал горючее «кровью войны». Значит «Калибры» Черноморского флота у Затоки регулярно производят самое масштабное и весьма эффективное «кровопускание» украинской армии.