Врач Нина Токмашова из Абакана - участница Северных конвоев
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Врач Нина Токмашова из Абакана - участница Северных конвоев (1941-1943)».

Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.

Среди неизвестных и забытых имен в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны имя военного врача, капитана медицинской службы, судового медика парохода «Красный партизан» Дальневосточного пароходства Нины Николаевны Токмашовой, которая в годы Великой Отечественной войны, стала участницей Северных конвоев (1941-1943). Впервые о Нине Николаевне Токмашовой написал известный ученый К. М. Патачаков в статье «Н. Н. Токмашова» в газете «Хакас чирi» за 1 января 1992 года.

По скупым биографическим данным удалось реконструировать биографию Нины Николаевны Токмашовой и хронику происходящих военных событий в ходе Северного конвоя в январе 1943 года, когда пароход «Красный партизан» следующий из Мурманска в Исландию был торпедирован немецкой подводной лодкой «U-255».

Врач Нина Токмашова из Абакана - участница Северных конвоев

Из биографии капитана медицинской службы Нины Николаевны Токмашовой известно, что родилась в 1915 году в улусе Тамалык Таштыпского района в большой семье. В семье родилось 9 девять детей, но выжили только пять – Ирина, Параскева, Нина, Катя и Андрей, которых их родители - отец Николай Герасимович и мама Александра Герасимовна воспитали честными и достойными людьми.

В 1930 году Нина окончила Таштыпскую семилетнюю школу и после окончания поступила на рабфак Томского института, который окончила в 1932 году. После окончания рабфака она поступила в Новосибирский медицинский институт, который окончила в 1937 году и вернулась в Хакасию.

В Абакане Нина Николаевна работала врачом-хирургом в городской больнице, которая открылась в 1931 году. 1930- е годы в Хакасии были связаны с периодом становления медицинской службы. В 1930 году после образования Хакасской автономной области начинает развиваться специализированная медицинская служба: хирургическая, гинекологическая, терапевтическая, детская, инфекционная, офтальмологическая, онкологическая и туберкулезная. В 1937-1941-е годы Нина Николаевна проработал хирургом в Абаканской городской больнице, став первым профессиональным врачом-хирургом из хакасского народа.

В 1941 году Нина Токмашова была призвана Абаканским ГВК на срочную службу в Красную Армию. Ее направили на Дальний Восток, в город Находку судовым врачом на грузовой пароход «Красный партизан». Пароход «Красный партизан» был построен в 1925 году в Ленинграде, сначала носил имя «Григорий Зиновьев», но позже был переименован. Пароход был приписан к Дальневосточному Морскому Пароходству, водоизмещение составляло - 2418 тонн, а скорость парохода была всего 9 узлов.

В летом 1942 года корабль «Красный партизан» под командованием капитана А. Ф. Белова вышел из Владивостока в США с экипажем в составе 51 человека. В Америке пароход принял на борт полный груз и северным путем в составе каравана благополучно прибыл в порт Мурманск. После этого рейса корабль был приписан в Мурманскому порту. Судно «Красный партизан» стало участником Полярных конвоев в годы Великой Отечественной войны. 26 января 1943 года вовремя совершения одиночного рейса «Красный партизан»в Баренцевом море на пути из Мурманска в Исландию, западнее острова Медвежий был потоплен германской подводной лодкой «U255». Капитан судна А. Ф. Белов и все 50 членов экипажа погибли.

С началом войны против Советского Союза, гитлеровское руководство рассчитывало на политическую изоляцию CCCР, однако уже 12 июля 1941 года между Великобританией и СССР было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии. На состоявшейся в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года конференции представителей СССР, Великобритании и США были приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках сырья для военного производства в США и Великобританию. Существовавшая в годы войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, получило название «Ленд-лиз». Эта система была придумана президентом США Ф. Рузвельтом, стремившимся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. 11 марта 1941 года закон о «ленд-лизе» был принят Конгрессом США.

Как только стало очевидным, что в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самым целесообразным являлся маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10-14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря.

Врач Нина Токмашова из Абакана - участница Северных конвоев

Сам маршрут от Британских островов до Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились базы германских Люфтваффе и Кригмарины, и такими образом на всем своем протяжении он находился под непрерывным воздействием сил флота и авиации противника. Тем не менее, в решающий для нашей страны период 1941-1942 гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.

Организация конвоев и ответственность за безопасность их переходов в наши порты и обратно возлагалась на британское адмиралтейство. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-флоу в Англии, Рейкьявике и в заливе Хваль-фьорд в Исландии. Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно являлись Архангельск, Северодвинск и Мурманск. Переходы совершались за 10-14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы. В состав конвоев включались английские транспорты, грузившиеся в различных портах, американские и другие союзные транспорты, прибывавшие в Англию или Рейкьявик из США.

Переход конвоев осуществлялся по маршруту Англия или Исландия – о. Ян-Майен – о. Медвежий – Архангельск или Мурманск. В зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях маршрут выбирался севернее о. Ян-Майен и Медвежий подальше от баз и аэродромов противника в Северной Норвегии или в зимнее время южнее этих островов. Англичане применяли круговое охранение транспортов. В его состав включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и охотники за подводными лодками. Каждому кораблю определялось место в общем походном ордере конвоя. При обнаружении подводных лодок отдельные корабли охранения покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя. В ряде случаев конвой распадался, особенно в штормовую погоду, при угрозе нападения надводных кораблей.

В операционной зоне Северного флота ВМФ СССР охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Кроме того, советские корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и в горле Белого моря – к Архангельску.

Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 года, который состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям, идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ, то первый в документах стал именоваться PQ-0. 31 августа 1941 года конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили 15 разобранных английских истребителей «Харрикейн».

В январе-феврале 1942 года немецкое командование, для того, чтобы прервать морские сообщения между Советским Союзом и Великобританией, в район Тронхейма в Норвегию были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кельн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов.

27 июня 1942 года из Хваль-фьорда в Исландии вышел самый известный в военной истории конвой РQ-17 в составе 36 транспортов и 3 спасательных судов. Эскорт включал до 20 английских кораблей (эсминцы, корветы, корабли ПВО и тральщики). Южнее конвоя шел отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 2 эсминцев. В восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров, 2 крейсеров и авианосца «Викториес» с прикрытием из 12 эсминцев.

1 июля 1942 года воздушная разведка противника обнаружила конвой РQ-17 в Норвежском море. В течение первых 4-х дней конвой успешно отражал атаки самолетов и подводных лодок, хотя были потоплены 3 транспорта. С 5 по 10 июля 1942 года в северо-восточной части Баренцева моря было потоплено 20 транспортов и спасательное судно конвоя РQ-17 – «Уинстон Сэйлем». Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов. 28 июля 1942 года в Архангельск пришел последний транспорт конвоя РQ-17 – «Уинстон Сэйлем». Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были потоплены 23 корабля, погибли 153 человека. Вместе с транспортами были потеряны 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тыс. тонн грузов. После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои.

Врач Нина Токмашова из Абакана - участница Северных конвоев

В январе 1943 года пароход «Красный партизан» вышел в одиночное плавание, а 26 января 1943 года с судна была принята обрывочная радиограмма. Во время переходов связь на советских кораблях была запрещена, чтобы не выдавать свое местонахождение, из переданной радиограммы, тем не менее, можно было понять, что судно «Красный партизан» горит и тонет. Только в 1991 году в архивах бундесвера Германии исследователями была найдена выписка из боевого журнала немецкой подводной лодки «U-255», которая торпедировала пароход западнее острова Медвежий. Весь экипаж «Красного партизана» и его капитан А. Ф. Белов погибли.

Перед этим походом в Исландию Нина написала последнее письмо родным на хакасском языке, где написала, что они плывут в Англию, через Германию.

В 1967 году во Владивостоке был установлен памятник, погибшим морякам с парохода «Красный партизан», среди фамилий погибших есть и фамилия судового врача Нины Николаевны Токмашовой их Хакасии.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий