Строительный сектор республики всегда отличался максимальным спросом на рабочую силу. О кадровых потребностях отрасли можно судить по объемам производства в текущем году. По данным Росстата, в течение девяти месяцев строительный комплекс Хакасия выполнил работ почти на 25 млрд рублей. Это на 6% больше, чем в январе-сентябре 2023 года.
Удержать темпы строительства в следующем году будет непросто, в том числе из-за дефицита кадров. В конце октября глава федерального кабмина Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года.
О кардинальных изменениях в сфере подготовки кадров, мы попросили рассказать руководителя одного из старейших учреждений среднего профессионального образования Хакасии. В следующем году Черногорский горно-строительный техникум отметит 80-летний юбилей. Итак, в нашей студии директор Черногорского горно-строительного техникума Лариса Ващенко.
- Лариса Михайловна, в чем же заключается ключевой элемент модернизации системы отраслевого образования?
- Базовым моментом становится сотрудничество бизнеса, власти и образовательной организации. Собственно, этот же посыл содержит федеральный проект «Профессионалитет». Он как раз объединяет все заинтересованные в подготовке рабочих кадров стороны для получения максимального результата.
Наиболее важным является изменение сроков подготовки специалистов. Действительно, нарастить до 2035 года численность рабочих кадров до миллиона человек — это очень важно. Предстоит многое сделать для достижения поставленной цели. В том числе и за счет уменьшения сроков подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
Еще три года назад подготовка молодого рабочего - мастера строительных и отделочных работ или мастера общестроительных работ - осуществлялась два года и десять месяцев. Сейчас мы такого специалиста готовим за один год и десять месяцев.
Что касается других аспектов. Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в сфере среднего профессионального образования ожидали давно. Она стала продолжением стратегии развития строительства и жилищно-коммунальной сферы.
Декларируемое сегодня сокращение сроков строительства объектов на 20-30% - это очень весомый факт. Однако к сокращению сроков подготовки мы подходим уже второй раз. В 2015 году на подготовку специалистов отводилось два года и пять месяцев, сегодня становится актуальным сокращение сроков подготовки до одного года и десяти месяцев. И мы готовы решать эту задачу.
Очень много внимания уделяется в в концепции профориентационной работе. Если раньше считалось, что профориентационная работа актуальна для подростков ближе к возрасту поступления в техникум, то сейчас акцент делается на школьниках, начиная с шестого класса. Мотивировать детей рассказом «я бы в строители пошел, пусть меня научат», надо именно с такого возраста.
Черногорский горно-строительный техникум реализует инновационный проект, будучи навигатором профориентационной работы со школьниками. Поэтому в этой сфере мы пошли немножко дальше. Мы приглашаем в современные учебные кабинеты учеников начальной школы. У них глаза горят при виде современного учебного оборудования. Мы видим их заинтересованность, стараемся и дальше поддерживать интерес ребят для того, чтобы в дальнейшем они стали мотивированными студентами.
Большое внимание в концепции уделяется развитию педагогических компетенций наших работников. Это можно достичь в том числе и за счет стажировок на предприятии. В этом году у нас не менее 40% педагогического коллектива уже прошло стажировку на предприятиях двух профильных отраслей. Речь идет о горном и строительном направлениях.
Причем стажировку на предприятиях проходят не только педагоги, которые преподают специальные дисциплины. Я сама прошла стажировку на одном из горных предприятий летом этого года. То есть летний отпуск – это для педагогов техникума не всегда время отдыха. Это время, когда можно заняться самоподготовкой, саморазвитием, и при этом, особо отмечу, образовательный процесс не страдает.
Мы же педагоги, мы всегда учимся. И семья помогает нам в этой непрекращающейся учебе. Родные ровно относятся к этому, и нет, ничего сложного здесь нет.
Кроме того, в концепции нашло должное отражение такое важное дело, как наставничество. Это разнонаправленное движение: студент - студент, педагог - студент, работник предприятия - студент. Это незаменимая вещь в плане передачи опыта, в плане знакомства с особенностями предприятия.
Так сложилось у нас в техникуме: студенты проходят практику после третьего и четвертого курсов на одних и тех же предприятиях. Далее они пишут диплом именно по этому направлению строительства. Наставник с большим опытом строительных работ очень важен для студента на всех этапах обучения в техникуме.
Наставничество студент - студент хорошо тем, что от равному к равному идет информация. Чтобы первокурсник быстрее адаптировался в новом для него коллективе, мы закрепляем за ним студента старшего курса. И это, как правило, дает должный результат.
В настоящее время в образовательном процессе все большую роль играет цифровая среда. И этому направлению уделяется особое внимание. Здесь речь идет о цифровизации, о работе с платформами: когда управление, когда ресурсы образовательной организацией переводятся в цифру. Это очень удачный выбор.
Первый опыт мы получили в период пандемии, когда появилась необходимость в дистанционном обучении. Именно этот элемент обучения очень сильно помог нам тогда. Жизнь не остановилась, студенты продолжили получать образовательные услуги благодаря механизму дистанционного обучения. Сегодня не планируется полный переход на дистант обучения, использовать этот механизм предполагается в качестве дополнительного ресурса преобразования.
Многое из того, что предусмотрено концепцией, уже реализуется на практике. Более того, мы готовы ко всем нововведениям. В том числе к обучению новым профессиям, новым, приближенным к рынку труда образовательным стандартам и потребностям отрасли.
Мы уже получили лицензию на подготовку специалистов нового для Хакасии направления – землепользование. В 2025 году в техникуме уже начнется набор абитуриентов.
Кроме того, глобальная цифровизация предполагает наличие специалистов для работы с базами. Поэтому в ближайшей перспективе мы начнем осуществлять подготовку системных администраторов. Это рабочая профессия, рабочая специальность. Ее можно будет получить в техникуме за год и десять месяцев.
– Есть основание полагать, концепция подготовки кадров для строительной отрасли задает определенный норматив материально-технической базы образовательных учреждений среднего профессионального образования. Насколько Черногорский горно-строительный техникум соответствует заданной планке?
- Наш техникум на сегодняшний день на 100% соответствует стандарту подготовки. В том числе по работе с определенными программами 3D-моделирования и другими чертежными программами. Мы этому студентов учим.
Учреждение обладает необходимым количеством компьютерной техники, учебные кабинеты полностью оснащены для проведения демонстрационных экзаменов.
Что такое демонстрационный экзамен? Это не просто написать дипломную работу и защитить ее. Это работа руками и головой, когда выпускник демонстрирует ключевые компетенции, которым он научился.
Здесь и бережливое строительство, и «зеленое» строительство. То есть уже на втором курсе студенты четко осознают, насколько важно сегодня экологичное строительство, оно становится ключевым фактором стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства.
Важно не просто построить дом, но и грамотно выстроить соответствующую инфраструктуру. И эта инфраструктура должна быть ухоженной: парки и скверы. Этому можно обучить с помощью игровых программ. С помощью компьютерных программ можно смоделировать дом - как внутри, так и снаружи, ландшафт около него, подобрать строительные материалы и так далее. Причем используемых в образовательном процессе интересных программ много. А работодателю важен как раз специалист, который может не только заниматься проектированием, но и осуществлять контроль за качеством строительных работ.