Социальное расслоение, «кульки и спецпайки» — все, за что критиковали СССР, выросло в разы
Распад СССР произошел из-за КПСС, имевшей монополию на власть и «забывшей о народе», допустившей «огромное расслоение», заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин («Единая Россия») незадолго до 4 ноября — Дня народного единства.
«Когда мы начинаем говорить о тех же девяностых, приводя в пример фамилии предателей, негодяев, тех, кто допустил развал Советского Союза, почему мы не говорим, а откуда они появились? Они же появились из недр правящей партии, КПСС. Ну, для чистоты отношений это надо сказать. Именно по этой причине развалился Советский Союз. Из-за предательства», — сказал он, приведя в качестве примеров «расслоения», с одной стороны, «эти кульки и спецпайки», с другой — «фуфайки и пустые полки».
Потом Володин от истории перешел к современности.
«Мы воспитаны на произведении Островского „Как закалялась сталь“… А вот мы сейчас что делаем сами? А насколько эффективны, занимая должности депутатов?» — отметил он.
А правда, что они делают? Странная рефлексия от представителя правящей партии. Тем более, странно слышать от него о расслоении, которое сегодня в разы превышает то, что существовало в советское время…
— Непонятно на какую целевую аудиторию рассчитаны слова Володина, — говорит адвокат и общественный деятель Дмитрий Аграновский.
— Я к ним отношусь совершенно спокойно, потому что слышал и не такое. Мое поколение и люди старше, то есть те, кто застал СССР, прекрасно помним, как было тогда и имеем возможность на своей шкуре сравнивать с нынешним временем. Молодежи в каком-то смысле еще хуже — они СССР не застали и нормальной, доброй жизни не видели. Хотя, судя по данным соцопросов, которые ярко показывают рост среди молодежи левых настроений, рост популярности Ленина и Сталина, у молодых тоже всё в порядке с пониманием текущего момента. Несмотря на тотальную антисоветскую пропаганду последних 35 лет.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
У меня лично к властям СССР только одна претензия — что на совершенно пустом месте, без каких бы то ни было объективных причин, вероятно, из ложно понятного гуманизма, отдали власть самым деструктивным силам. Результат налицо. А ведь наши стартовые возможности были несравненно лучше, чем у Китая.
«СП»: Есть мнение, что СССР обрушили цены на нефть, чрезмерная помощь союзникам, увлечение гонкой вооружений, война в Афганистане. Уместны аналогии с сегодняшним днем?
— Локальная операция в Афганистане и помощь союзникам вообще никакого принципиального влияния на нашу экономику не оказали и на эту тему достаточно статистки. Даже в 1989 году темпы роста и прочие экономические показатели у СССР были хорошие. Не было объективных причин для разрушения страны, только субъективные.
А сейчас? Можете сравнить — в год из России вывозится капитала больше, чем вся наша помощь союзникам за всю историю СССР. Не говоря уже о том, что и мы от них многое получали — и сырье, и рынки, и геополитическое влияние…
Фото: Малышев Николай/ТАСС
— Такой набор штампов об СССР еще 25 лет назад можно было прочесть в любой бульварной газете, но слышать это из уст одного из высших чиновников государства, причем, находящегося на «умной работе», даже как-то обидно, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Речь все же идет о крупнейшей катастрофе 20-го века, которой человечество не знало со времен падения Рима… Особенно, конечно, трогательно из уст одного из лидеров «Единой России» звучат слова о монополии на власть. Хотя проблемы СССР начались как раз, когда партия отказалась от монополии на власть. Потому что при Союзе КПСС — это и было государство, власть. А потом вот это внутреннее государство взяло и отказалось от самого себя. И моментально все начало сыпаться
«СП»: Примерами огромного расслоения Володин назвал, с одной стороны, «эти кульки и спецпайки», с другой — «фуфайки и пустые полки». Сейчас расслоение в разы больше. А доходы первых секретарей обкомов — это копейки по сравнению с доходами некоторых губернаторов или дельцов, так или иначе связанных с властью. Рублевка и Куршавель стали символами страны. Насколько можно сравнивать тогдашнее расслоение и сегодняшнее?
На фото: покупатели выбирают товар из традиционного набора продуктов, 1990 год. (Фото: Шогин Александр/ТАСС)
— Поскольку я получал свой моссоветовский набор продуктов в Георгиевском переулке, где сейчас вход в Госдуму, то могу сказать — никакого сравнения даже с думским буфетом! Достаточно примитивный, даже аскетичный набор продуктов, и все. Про реальную роскошь и не заикаюсь! Госдача, даже у секретаря ЦК, сегодня просто халупа рядом с особняками чиновников средней руки на Рублевке и других стародачных местах Подмосковья.
А сравнивать можно по децильному индексу, как и положено: в СССР минимальная зарплата была 70 рублей. Министр получал около 500 рублей. А сейчас, извините, даже сравнивать не с чем. На будущий год Путин подписал МРОТ в 22 с половиной тысячи. На эти деньги можно нормально прожить?
«СП»: Еще одна параллель на ум приходит. В советское время рабочий или сотрудник мог на притеснения начальника в партком пожаловаться, и того вызвали бы на заседание. И там этот начальник держал бы ответ. А сейчас? Директор любой компании того, кто ему не нравится, в один момент уволит. И ничего ему не будет. Профсоюзы слабые. Трудовые инспекции ничего не могут. В судах правды не добьешься. Это к вопросу еще и о правах «маленького человека». Право сейчас на стороне того, у кого деньги.
— Пожаловаться можно было не только в партком, но и в райком, и в обком, да хоть в ЦК партии! И в Комитет партийного контроля, кстати. Но главное — жаловаться работяге было нестрашно — ну, выгонит его директор, так он на соседний завод устроится, с руками оторвут! А директору еще и вклеят по партийной линии за разбазаривание кадров.
На фото: передовые рабочие предприятия, участвовавшие в изготовлении фермы перекрытия машинного зала четвертого блока Чернобыльской АЭС, 1986 год. (Фото: Клипиницер Борис/ТАСС)
А сейчас, и это главное, люди боятся потерять работу, даже весьма плохенькую. Вроде везде говорят про дефицит кадров, а обращение с кадрами по-прежнему весьма скотское. Я как член Центрального совета профсоюза «Новый труд» и секретарь Союза профсоюзов России, могу сказать — у нас уже больше 10 миллионов «новых угнетенных», у которых вообще нет никаких трудовых прав, ни отпусков, ни больничных, ни пенсий. Им, строго говоря, и пожаловаться некуда — их самих как бы и нет.
«СП»: В чем еще можно проводить аналогии между поздним СССР и нынешней Россией в плане радикального ухудшения ситуации?
— Аналогия с поздним СССР есть одна, не очень обнадеживающая. Исчезло само понятие исполнительской дисциплины. Если я чего-то не сделаю, то мне за это, по сути, ничего не будет. Уволить владельца или совладельца нельзя, а если он закона не нарушает, так ничего ему особо и не сделаешь. Вон на днях цыгане зарезали женщину-таксистку, начались беспорядки, и выяснилось, что и глава города, и губернатор — на отдыхе. Имеют право!
«СП»: Насколько можно сравнивать ситуацию в экономике?
— Нет, ситуация в экономике совсем не похожа, она другая. В позднем СССР действительно совпало: и война в Афганистане, и землетрясение в Армении, уничтожившее половину республики, и «сухой закон», проделавший дыру в бюджете побольше, чем война. Но падения промышленности в 4 раза, как при Гайдаре, тогда даже представить себе никто не мог! Какой ущерб народному хозяйству нанесла приватизация, даже представить себе трудно. Ну и потерю половины золотовалютных резервов тоже трудно себе представить — как они вообще оказались за границей, эти 300 миллиардов долларов? И вроде все нормально, опять же виноватых нет, и никто их даже не ищет…
Трагедия распада СССР и сегодня продолжается, уже десятки постсоветских войн и вооруженных конфликтов, думаю, не меньше двух миллионов погибших за 30 лет, и цифра растет. И степень разрушительности тоже. Мы говорили: ах, в Ереване танки! Ах, в Тбилиси стреляют! Потом — раз, и нет центра Грозного! И больше ста тысяч убитых в Таджикистане… Но после происходящего на Украине и это уже не особо пугает.