Достаточно взглянуть как на список недавно вышедших кинопроектов, так и на перечень анонсированных премьер, чтобы стало понятно: Россию накрыла настоящая эпидемия ремейков. "Новые версии" классических лент обозначили ситуацию, при которых продюсеров всё устраивает — а крайним стал русский зритель.
Отечественный кинематограф давно и серьёзно болен.
Тоже ещё новость, наверняка скривится читатель. Ведь нездоровых симптомов в нашей киноиндустрии (к которой относятся и пресловутые сериалы) такое количество, что выбирай на любой вкус.
Начиная от стартовавшей в начале века (впрочем, есть конкретная дата — 2004-й, премьера "Ночного дозора" Тимура Бекмамбетова) гонки за Голливудом. И условно завершая мельканием на экранах одних и тех же актёрских лиц, одних и тех же — словно театральные вузы по всей стране не выпускают ежегодно тысячи дипломированных артистов.
Впрочем, перечислять все невзгоды, язвы и травмы русского кино по состоянию на 2024 год не имеет практического смысла. Достаточно внимательно присмотреться хотя бы к одной болезни — и вынесенный диагноз окажется общим для всех прочих хворей.
Вот, кстати, появился повод поговорить об одном из недугов — об эпидемии бездарного плагиата, скрывающегося под благовидным словом "ремейк".
Тимур Бекмамбетов постарался вовсю, чтобы наше кино приобрело нынешний вид — и первый блокбастер выпустил, и долгую франшизу, и ремейки… ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Только "пацанского" ремейка классики нам и не хватало…
В сентябре-октябре текущего года как-то особенно кучно пошли новости о том, что отечественные продюсеры снова (какая "неожиданность"…) вцепились в очередной шедевр советского кинематографа с целью создать его "новую версию" — и заработать на этом не менее новые деньги.
Так, уже вошедший в историю как создатель сериала "Слово пацана" (если только не снимет что-то ещё более "громко выстрелившее") режиссёр Жора Крыжовников (по паспорту — Андрей Першин) начал снимать восьмисерийный сериал по мотивам легендарной ленты Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1981).
Жора Крыжовников на съёмках "новой версии". Скриншот: телеграм-канал "Кинопоиск Новости"
Что именно настораживает в этом известии больше, пока определиться трудно.
То ли общий для всех ремейков вопрос, зачем вообще трогать состоявшуюся и актуальную именно в своём историческом и культурном контексте историю. То ли недоумение, что будет делать с жизненной мелодраматической историей (именно комбинация бытовых реалий с почти сказочным любовным сюжетом обеспечила успех картине Меньшова) режиссёр, специализирующийся на молодёжных комедиях и криминальных сериалах.
То ли опасения по поводу тихой сапой просачивающейся на наши экраны вполне либеральной повестки: судя по доступным сведениям, сценарий проекта Крыжовникова включает в себя сильные феминистские мотивы с матерью-одиночкой и мужем-абьюзером.
Особенная "любовь" к творчеству Гайдая
В эти же дни стало окончательно понятно, что креативные команды телеканала "ТНТ" и проекта "Камеди Клаб" уже не просто освоились в сокровищнице отечественного кино, но и чувствуют себя там полноправными хозяевами. Особенно приглянулись тээнтэшникам классические комедии Леонида Гайдая — потому как объявили они о выпуске сразу двух проектов, спекулирующих на фильмах прославленного режиссёра.
Так, под горячую руку и острый глаз специалистов по штамповке ремейков попала комедия "Бриллиантовая рука" (1968). Новую версию с нетривиальным и наверняка потребовавшим изрядного напряжения всего творческого потенциала ТНТ названием "Небриллиантовая рука" предполагают выпустить на телеэкраны аккурат в Новый год.
Прочтения гайдаевских фильмов могут быть всякие… Скриншот: телеграм-канал ROCKET MAG
И тут уж выбор поводов для опасений сужается до двух перспектив. Первая — увидеть в роли Семёна Семёновича Горбункова Тимура Батрутдинова (вместо Юрия Никулина), а в образе Гены Козодоева — Алексея Воробьёва (вместо Андрея Миронова).
Вторая перспектива — намерение авторов фильма смешать в одном повествовании сюжет и типажи советской комедии с элементами современного шоу-бизнеса и отсылками к голливудским блокбастерам и англоязычным поп-хитам.
Канделаки смешно. А русскому кинозрителю?
Нужно отдать должное отечественной аудитории — на новость о "творческом прочтении" любимого несколькими поколениями и разобранного на цитаты гайдаевского фильма она отреагировала в основном негативными комментариями.
Но если кто-то хоть на секунду предположил, что такой отклик публики остановит творческий задор продюсеров и сценаристов ТНТ, то глубина этого заблуждения безмерна.
Потому как директор телеканала Тина Канделаки недавно отреагировала на народное возмущение следующим сообщением в своём телеграм-канале:
Друзья, из-за неоднозначных комментариев про "Небриллиантовую руку" мы на ТНТ решили снять совсем другое кино. Теперь встречайте нашу "Некавказскую пленницу".
И хохочущий до слёз смайлик в конце сообщения.
Тина Канделаки рада и горда — ТНТ готовит русским "Некавказскую пленницу". Скриншот: телеграм-канал "Тина Канделаки"
Вот уж действительно — хоть смейся, хоть плачь… Снова Батрутдинов замещает собой одного из культовых отечественных киноперсонажей (кто бы мог разглядеть в этом резиденте "Камеди Клаб" столь "мощный актёрский талант"…). Снова откровенная пародия на классику с привнесёнными современными хитами.
Впрочем, удивление от подобных ремейковых новостей должно было уже иссякнуть. Ведь прошедший новогодний эфир ТНТ представил отечественному телезрителю проект "Иван Васильевич меняет всё" (связь с очередным шедевром Гайдаем, думается, очевидна). Главным событием вокруг которого стала экстренная замена проштрафившегося с "голой вечеринкой" Филиппа Киркорова на Никиту Кологривого.
Кологривый заменил Киркорова в последний момент — но общий характер и уровень "нового прочтения" "Ивана Васильевича…" от этого не изменился. Скриншот: телеграм-канал Mash
А ранее были эксперименты над творческим наследием Эльдара Рязанова в виде ремейка "Самоирония судьбы" и уже кажущаяся атрибутом прошлой жизни якобы комедия 2011 года "Служебный роман. Наше время". Той самой, в которой актёрский десант "Камеди Клаб" был усилен Владимиром Зеленским, тогда ещё известным как комик и шоумен.
Наш кинематограф слишком сытно живёт?
Очевидно, что проблема ремейков, множащихся в нашем кино и на ТВ с близкой к космической скоростью, отнюдь не нова. Соответственно, и негодование по этому поводу, порой переходящее в практические предложения по борьбе с эпидемией "новых прочтений", тоже имеет свою историю.
В основном корень ремейковой лихорадки общественность видит в продюсерах, которые и заказывают всё новые варианты "старых фильмов о главном".
По одной версии, сформулированной телеграм-каналом "Медиакинез", ситуация патовая: "Тупик, одним словом". Созданная либералами и из либералов продюсерская "корпорация" не пускает в индустрию новые лица и сполна использует новые сложившиеся условия (прежде всего, уход с рынка западных конкурентов) для извлечения прибылей.
Церемония кинопремии "Золотой орёл — 2024". ФОТО: Новосильцев Артур/АГН "Москва"
В общем, всё как в ретрорекламе стирального порошка с забытым названием: "А если не видно разницы, зачем платить больше?". С поправкой на обстоятельства: "Если бесконечные ремейки получают прокат и место в сетке вещания и приносят солидный доход — зачем придумывать что-то ещё?".
Другая версия озвучена блогером Дмитрием Конаныхиным. Согласно ей, причина кризиса сугубо финансовая. И все беды оттого, что продюсеры активно используют построенную вне какой-либо логики, но тем не менее активно функционирующую систему государственного финансирования частных проектов.
И в самом деле, когда воротилы кино и ТВ тратят миллиарды, полученные задаром (формально, конечно, по тендерам и конкурсам) из казны, они не имеют никаких поводов для позитивных изменений и развития. И достаточно, гласят сторонники этого объяснения, перекрыть продюсерам бюджетное финансирование, как в кинематографе останутся лишь те, кто готов будет тратить свои собственные деньги. И, соответственно, постараются создать на них максимально качественный продукт.
Данила Козловский тоже получил государственное финансирование на свой "Чернобыль". Интересно, удовлетворено ли осталось государство полученным творческим результатом? ФОТО: Ministry of Culture Russia/Global Look Press
Что с того?
Правда есть в обеих версиях.
Либеральные продюсерские кадры по-прежнему решают всё — а в русском кино образца 2024 года должны решать совсем другие кадры.
И отечественная индустрия производства фильмов и сериалов развращена государственными деньгами, которые в значительной доле случаев и возвращать нет необходимости.
Но главной причиной общего кризиса, одним из проявлений которого выступает "эпидемия ремейков", является отсутствие идеологии.
Идеологии не в смысле отпечатанного в типографии справочника, в котором расписано, на какие темы можно снимать, на какие нет, какие слова могут звучать с экрана, какие ни в коем случае.
Идеология в данном случае это две понятные вещи.
Во-первых, железобетонный, не сдвигаемый с места сквозняками моды и финансовой выгоды перечень принципиальных ценностей народа, общества и государства. Чтобы на уровне подсознания и спинным мозгом кинодеятели понимали, что, например, во время проведения СВО не могут, не должны, не имеют права появляться пустые и пошлые фильмы вроде "Неприличных гостей".
Таких фильмов в 2024 году в России появляться не должно. Скриншот: группа "В Рейтинге" в социальной сети "ВКонтакте"
Во-вторых, идеология — это заказ на кинопродукт, определяющий, что именно итоговый фильм/сериал должен сказать, какому зрителю и с какой побуждающей целью.
Кинематограф без идеологических установок — как организм без жёсткой опоры в виде позвоночника. Нет такого позвоночника — и киноорганизм превращается в желеобразную, растекающуюся амёбу, движимую простейшими инстинктами. Именно таким инстинктом — "заработать побольше, усилий затратить поменьше" — ныне и руководствуются кинопродюсеры.
Хотя, безусловно, нужно и кадры в индустрии почистить, и финансовые потоки из казны отрегулировать заново.
Вот последнее, что нужно делать в этой ситуации, — слушать неизбежные либеральные вопли и релокантские охи на мотив "это же откат в дремучее прошлое, в "совок", к цензуре и указивкам от ЦК…".
Потому как западный кинематограф, Голливуд в особенности, строго и насквозь идеологичен. Уж там-то точно знают, что именно и кому и как хотят внушить.
Комментарии