Село, которого  нет в Хакасии - вначале там жили только Шулбаевы
Фото: Этнический центр шорской культуры

Тлачик – село, которого нет. Когда-то в этом аале жили представители только одной фамилии - Шулбаевы.

В ноябре 1987 года исполком Красноярского краевого Совета народных депутатов трудящихся исключил из административно-территориального деления хакасскую деревню Тлачик (в документах она также значится как Тлачек, Тлачах – хакасское название), она же – аал, она же – улус. Сегодня это территория Таштыпского района (район отметил 100-летие).

Минлес и «Леса Хакасии» - что так скрывают чиновники

Тлачик возник в 18 веке как поселение, в котором изначально жили представители хакасского рода Шулбаевых, однако через какое-то время сюда переехали семьи с другими фамилиями.

В 2008 году в «ШАНСе» (№870, 31 января - 6 февраля 2008 г.) была опубликована статья о населенном пункте члена Cоюза писателей России Олега Шулбаева, в которой он рассказывает о том, какими были жители некогда крупного села Хакасии.

"Тлачик – исчезнувшая деревня в Таштыпском районе Хакасии а когда-то и там кипела жизнь. На примере этой деревни и хотелось бы рассказать о взаимоотношениях людей различных национальностей, проживающих на просторах нашей Родины.

Деревня в Хакасии дважды пережила взлет и падение

Жернова репрессий прошлись и по моим родственникам: в 1934 году в Новосибирске на четыре года был осужден дядя Никита; в 1938-м был расстрелян мой дед Андрей (Албынах); вызывался в особый отдел на допрос, уже служа в пограничных войсках на Дальнем Востоке, мой отец; в военные годы томился в лагерях любимый всеми племянниками дядя Алеша, и только его заявление на имя Сталина с просьбой направить на фронт спасло его от голодной смерти; в эти же годы моего дядю Кондратия направили не на фронт, а в трудармию, как сына врага народа, и оттуда его списали, как безнадежно больного (об этом вышла в свет на хакасском и русском языках моя повесть «Сарана горькая»). А в это время в далеком тылу, в аале Тлачик, мои тети – Нина, Арина, Дуня, Софья, Аграфена – пухли от голода вместе с детьми.

И тем не менее… Именно советская власть дала возможность получить высшее образование моему отцу, дядьям Кондратию и Терентию, а также многочисленным их детям, племянникам и внукам, которые в настоящее время работают практически во всех отраслях экономики Хакасии. Есть среди них ученые и рабочие, врачи и предприниматели, летчики и шахтеры, писатели и журналисты, руководители регионов и предприятий… Но больше всего среди них учителей: общий педагогический стаж потомков Албынаха составляет более 300 лет. Если же к нему приплюсовать педстаж их супругов, то получится, что на ниве просвещения в Хакассии только в советскую эпоху род Шулбаевых проработал более полутысячи лет.

А если добавить, что до революции и после нее миссионерской деятельностью занимался некий иеромонах Шулбаев, то стаж просвещенческой работы окажется еще больше. Этого иеромонаха помнят старожилы села Анчул и окрестных аалов, я сам лично видел в доме моего друга Коли Бурнакова иконы, на которых было вырезано: «ерманах Шулбаев». На горе Хара чадых (Черная валежина) в 70-х годах еще сохранялось основание сруба часовенки, к которой в дни христианских праздников с окрестных аалов (Анчул, Кызылсук, Тамалык, Тлачик, Шопот) приходили толпы людей. А по тропинке, которую, по словам старожилов, лично проложил Шулбаев, я много раз ходил за грибами и никогда не уставал, так как она была проложена с подъемом вверх не прямо, а по косогору. И таких тропинок было три – для всех окрестных аалов: для Анчула, для Тлачика и Тамалыка, для Кызылсука и Шопота.

И вот что примечательно: оказывается (опять же по словам старожилов), у каждого аала был свой святой. Согласно легенде, на аал Тлачик, заложенный более трехсот лет назад моим далеким предком, прапрапрадедом Онмыем Шулбаевым, спустился с небес святой Пантелеймон, и в день этого святого тлачинцы опять же шли к горе Хара чадых. Жители других окрестных аалов шли к ней в день своих святых. Ну, а на Рождество и Пасху устраивался общий праздник для всех.

Аал Тлачик располагался в логу, на берегу одноименной речки. Вначале там жили только Шулбаевы, затем стали переезжать люди с окрестных аалов: Кужаковы, Тюмерековы, Бутанаевы, Кузургашевы, Штыгашевы… Вслед за ними заселялись русские: Золотаревы, Королевы, Нагайцевы, но, судя по рассказам отца и моих родственников, преобладали все же украинцы: Батраченко, Григоренко, Николаенко, Похоровские… Но для местных жителей они все были «хазахами», то есть казаками. Староста аала выделял приезжим участки для постройки дома, сенокосные и пахотные угодья.

Вначале, наверное, ко всем приезжим, не только к «хазахам», но и к хакасам, и шорцам, отношение было прохладное, как всегда бывает, когда к твоему очагу «присоседится» другой. Но жизнь всегда все расставляет по своим местам. С улыбкой вспоминают мои родственники о некоем Похоровском, у которого, как говорится, язык, что помело: мог говорить без умолку сколько угодно. И поэтому, дабы остановить чей-нибудь длиннющий монолог, здесь частенько говорят не «прекрати болтовню», а «не будь Похоровским».
А что касается «говорения», то все приезжие отлично знали хакасский язык, точнее, прекрасно владели тлачинским говором шорского диалекта хакасского языка. Порой доходило и до удивительного.

Например, наша сватья Евдокия, девичья фамилия которой Семенова, лучше владела хакасским, нежели русским. Порой при беседе с русскими она, не найдя нужного слова, переходила на хакасский. По прошествии времени дети играли в одни игры, молодежь пела одни песни, выделывала коленца в кадрили, парни и девушки влюблялись в друг друга, и появлялись межнациональные браки. Так, мой двоюродный дядя Соломон женился на Анастасии Золотаревой, они вырастили восьмерых детей; его родной брат Моисей – на Анне Григоренко; ее же родной брат Павел женился на Евдокии Шулбаевой, у них двое сыновей и одиннадцать дочерей… И теперь можно встретить и блондинов Шулбаевых, и смуглянок-красавиц Григоренко. В Хакасии среди них известны предприниматель Виктор Шулбаев и преподаватель ИСАТа ХГУ Наталья Григоренко. И это ли не самый наглядный пример дружбы народов?

Но самое страшное испытание, войну, прошли и тлачинцы: хакасы и русские, шорцы и украинцы. Например, мой отец со своим другом детства и юности Павлом Николаенко боевое крещение приняли на озере Хасан почти полвека тому назад – в 1938 году, а затем в самые тяжелые дни Великой Отечественной, в 1941- м, насмерть бились с фашистами на Украине. Отец раненый, но живой, вернулся домой в 1943 году, а друг его погиб на своей исторической родине, будто навечно призвала она его к себе…

Также первые же годы Великой Отечественной дрался с нацистами мой родной дядя Никита, с японскими самураями бился дядя Алеша, оба они, как и мой отец, вернулись, хотя и раненые, домой; видимо, дух отца их, расстрелянного в годы «большого террора», хранил сыновей; полуголодным работал на победу в трудармии дядя Кондратий, а дядя Терентий добывал золото на приисках в Горной Шории, возил на телегах стратегическое сырье, смолу, из тайги в Абакан, а оттуда – зерно, продукты, запчасти, стройматериалы. Каждый из них положил на алтарь Победы все, что мог. Да разве можно выразить всю мою благодарность им, а также всем, кто выстоял в грозные годы, кто не пришел с кровавых полей, кто ковал Победу в тылу… Сплотили же их всех высокие понятия: Родина, Свобода, Дружба.

Долгое время в населенном пункте жил один-единственный человек – ветеран труда Александр Петрович Шулбаев. Несколько лет назад его не стало.

В 2015 году по его инициативе ГТРК «Хакасия» (при поддержке неравнодушных людей) установило на самой высокой точке у бывшего аала памятник воинам Великой Отечественной войны".

Добавить комментарий

Комментарии  

Почему бы на месте исчезнувших сел не строить базы отдыха для агротуризма? Может быть те, чьи предки жили там, захотят открыть такой бизнес? Место обжитое, со своей историей, легендами, обычаями. Могло бы возродиться в новом качестве.
Вообще то все Шулбаевы шорцы