Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева вновь поделилась с читателями информагентства статьёй о воинах Хакасии в составе 111-й стрелковой дивизии в обороне Ленинграда (1941-1944 г).
Вот её содержание:
«27 января 2024 года исполнилось 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Тема вклада воинов, призванных из Хакасии и принявших участив в обороне Ленинграда, остается малоизученной в военной истории. Требует внимание исследователей и тема участия воинов из Хакасии в обороне Смоленска, Москвы, Сталинграда, Кавказа, Крыма, Курской битве и других событиях Второй мировой (1941-1945). В преддверии 80-летнего юбилея Великой Победы эти вопросы приобретаю особую актуальность для ученых и общественных организаций, занимающихся военной-исторической проблематикой.
Среди научных работ, посвященной Великой Отечественной войне нужно назвать монографию историка, кандидата исторических наук Петра Ивановича Чебодаева «Военный вклад Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945» (Абакан, 2005). 19 декабря 2024 года известному ученому и общественному деятелю Хакасии П. И. Чебодаеву исполняется 90 лет со дня рождения и данная статья посвящается светлой памяти моего папы.
По скупой информации к биографическим данным солдат и офицеров, погибших в годы войны из «Книги памяти Республики Хакасия» (Абакан, 1995, 2000) автору публикации удалось собрать информацию на 40 воинов воевавших во 111-й стрелковой дивизии (24-й гв. сд), которые приняли участие в обороне Лужского рубежа (июль-августа 1941 года), «Любанской наступательной операции» (январь-апрель 1941 года), «Второй Синявинской наступательной операции» (19 августа -10 октября 1942 года) и др.
В 111-й стрелковой дивизии воевали и погибли воины из Хакасии:
Ацапин Иван Яковлевич (Боградский РВК);
Белобородов Владимир Тимофеевич (Чебаки);
Белошапкин Павел Александрович (Абаканский ГВК);
Ботин Никанор Иванович (улус Конгаров);
Бызов Устин Федорович (Таштыпский РВК);
Васенков Василий Корнеевич (Ширинский РВК);
Владимиров Феофан Тимофеевич (с. Черное Озеро);
Горбалюк Степан Трофимович (с. Сабинка);
Горбунов Павел Тихонович (Ширинский РВК);
Деревягин Фадей Иудович (Иудино) (с. Иудино);
Кирпашев Александр Григорьевич (Саралинский РВК);
Комзаков Георгий (Усть-Абаканский р-н);
Костаев Борис Михайлович (с. Большая Сея);
Котаров Петр Васильевич (Иргиюс);
Кузьмин Алексей Андреевич (Боградский РВК);
Марьясов Дмитрий Иванович (с. Черное Озеро);
Мендибеков Яким Яковлевич (Аскизский р-н);
Нерадовский Яков Иванович (Ширинский РВК);
Никифоров Михаил Иванович (Саралинский РВК);
Олейников Алесей Евдокимович (с. Знаменка);
Паушок (Павлюк) Василий Павлович (Саралинский РВК);
Пурганов Дмитрий Сергеевич (Аскизский р-н);
Сакоудинов Ясови (п. Золотогорск);
Сафрыгин Евгений Павлович (Абакан);
Серый Виктор Васильевич (Черногорск);
Скотников Прокопий Петрович (Абакан);
Спиридонов Александр Васильевич (Бейский РВК);
Стельмах Прокопий Павлович (Боградский РВК);
Степкин Василий Васильевич (Усть-Абанский р-н);
Сугараков Василий Захарович (Бейский р-н);
Тарханов Павел Васильевич (Абаканский ГВК);
Тимофеев Георгий (Егор) Павлович (Арбаты);
Утемисов Джалгас (Таштыпский РВК);
Фомин Владимир Кузьмич (Боградский р-н);
Хоровский Александр Николаевич (с. Знаменка);
Худяков Михаил Германович (Бейский РВК);
Чанков Виктор Лазаревич (Аскизский РВК);
Чепурных Георгий Ефимович (с. Подсинее);
Чеснов Михаил Владимирович (п. Лесозавод);
Шумский Иван Григорьевич (Абаканский ГВК).
111-я стрелковая дивизия была сформирована к 16 июлю 1940 года в Вологде на базе 29-й запасной стрелковой бригады (по другим сведениям на базе бывшей 29-й стрелковой дивизии) Архангельского военного округа. До марта 1941 года 111-я стрелковая дивизия имела в составе в 3 тыс. человек. На 22 июня 1941 года стрелковая дивизия дислоцировалась в летних лагерях Кущуба Вологодской области. В составе: 399-й стрелковый полк, 468-й стрелковый полк, 532-й стрелковый полк и др.
С начала войны 111-я стрелковая дивизия через Ярославль была переброшена в район Остров-Псков Псковской области, но к месту назначения дивизия прибывала с опозданием. К вечеру 2 июля 1941 года в Псков и ст. Черскую прибыли 11 эшелонов дивизии, а к утру 3 июля 1941 года еще 29 эшелонов.
К 4 июля 1941 года 111-я стрелковая дивизия заняла позиции северо-западнее Острова в Псковской области. 4 июля 1941 года противник, наступавший из Каунаса (Литва) через Псков, Лугу на Ленинград, в составе двух танковых и пять мотопехотных дивизии, которые поддерживались авиацией, смяли части 111-й стрелковой дивизии и части дивизии стали дезорганизованно отступать. 5 июля 1941 года 111-я стрелковая дивизия, вместе с 3-й танковой дивизией вела бои за Остров, частично выбила врага из города, но затем вновь оставила город. Немцы овладели Островом, а дивизия потеряла от 1500 солдат и офицеров и 40 танков.
На 7 июля 1941 года 111-я стрелковая дивизия занимала рубеж Горохово-Крешево-Тишино-Бельнева-Наволок и имели задачу контратаковать противника в Острове с севера. Но 7 июля 1941 года немецкие войска упредили в наступлении РККА и дивизия начала отход к Пскову. Затем она стала переправлавляться через реку Великая, но при этом часть дивизии не успела переправиться до подрыва мостов через реку и оставшиеся подразделения переправлялись через реку уже под огнём врага на подручных средствах. На 8 июля 1941 года стрелковая дивизия обороняла рубеж реки Череха-устье реки Кебь-Старанье, находящийся в 17 км от Пскова. После этого 111-я стрелковая дивизия отошла к г. Луге в Ленинградской области.
К 15 июля 1941 года 111-я стрелковая дивизия заняла позиции юго-западнее Луги, имела слева 177-ю стрелковую дивизию и с этого времени до двадцатых чисел августа 1941 года дивизия вела бои на «Лужском оборонительном рубеже». В ночь на 22 июля 1941 года «Лужская оперативная группа» начала отход на северный берег реки Луги. По приказу 111-я стрелковая дивизия начала отход первой, сдав позиции 177-й стрелковой дивизии, с тем, чтобы погрузиться в воинские эшелоны в Толмачево для отправки в Красногвардейск (Гатчина). Однако эшелоны не были поданы и стрелковая дивизия получила приказ на марш своим ходом.
Утром 24 августа 1941 года части 111-й стрелковой дивизии, следовавшие на северо-запад в районе Ящера встретили противника, и завязали с ним бой на фронте Большая Дивенка-Беково. Вплоть до 2 сентября 1941 года дивизия вела бои в том районе. Со 2 сентября 1941 года, уничтожив свою материальную часть, остатки 111-й стрелковой дивизии тремя отдельными колоннами начали выходить из окружения и к началу октября вышли на западный берег реки Волхов в районе Мясного Бора Новгородской области. Всего, по некоторым данным, вышли до 2500 человек. Таким образом, 111-я стрелковая дивизия стала соединением, наиболее сохранившим личный состав в Лужском котле.
С 10 ноября 1941 года 111-я стрелковая дивизия участвует в «Тихвинской наступательной операции», наносит удар севернее Малой Вишеры, участвует в освобождении последней 20 ноября 1941 года, а затем наступает на Грузино, где немцы построили плацдарм на правом берегу Волхова.
С 13 января 1942 года 111-я стрелковая дивизия участвует в «Любанской наступательной операции» по прорыву блокады Ленинграда. 14 января 1942 года дивизия завязала бой за Мостки, понесла большие потери, но успеха не добилась. С 27 января 1942 года дивизия введена в прорыв в районе Мясного Бора и с этого момента вела непрерывные бои за расширение бреши. Наконец, 12 февраля 1942 года дивизия, вместе с 22-й стрелковой бригадой заняли в полосе шоссе Москва-Ленинград опорные пункты обороны врага в Любино Поле и Мостки, таким образом, дивизия расширила горловину прорыва до 14 км. Продолжая наступление, эти соединения вплотную подошли к Спасской Полисти, 22-я стрелковая бригада с юга, а 111-я стрелковая дивизия - с юго-запада и запада. Обходя Спасскую Полисть с запада, дивизия наступала в направлении Чудово. 17 февраля 1942 года дивизия перерезала дорогу Спасская Полисть-Ольховка, а 2 марта 1942 года дивизия перерезала дорогу Глушица-Сенная Кересть и продолжила наступление.
17 марта 1942 года приказом Наркома Обороны СССР № 78 «…за героизм, доблесть и мужество личного состава…» 111-я стрелковая дивизия была преобразована в 24-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В составе: 70-й гвардейский стрелковый полк, 71-й гвардейский стрелковый полк, 72-й гвардейский стрелковый полк, 50-й гвардейский (лёгкий) артиллерийский полк и др.
На момент преобразования в 24-ю гвардейскую дивизию часть фактически находилась в окружении 2-й ударной армии. 19 марта 1942 года кольцо окружения вокруг 2-й ударной армии было в первый раз закрыто. Дивизия сразу же вступила в бой за коммуникации у Мясного Бора, нанося удар с запада, изнутри кольца, вместе с 4-й гвардейской стрелковой дивизией и 7-й гвардейской танковой бригадой. РККА удалось пробить коридор, который в тот же день был закрыт. Дивизия вела бои за коммуникации до начала апреля 1942 года, в результате чего был образован узкий коридор. В ходе операции по выводу из окружения 2-й ударной армии в середине мая 1942 года 24-я гв. стрелковая дивизия начала выход из окружения, и остатки дивизии сосредоточились в районе Вальково, неподалёку от Синявино.
В августе 1942 года 24 гв. стрелковая дивизия вошла в состав 8-й армии Волховского фронта. Задачей дивизии на «Вторую Синявинскую наступательную операцию» являлось нанесение удара через Чёрную речку и обширный лесной массив на западе. Далее по участку между Синявино и Мгой, и соединиться с войсками Ленинградского фронта. Слева наступала 265-я стрелковая дивизия, справа 19-я гвардейская стрелковая дивизия. Двум дивизиям, 24-й и 19-й гвардейской стрелковым дивизиям противостоял один 233-й пехотной дивизии Вермахта.
Утром 27 августа 1942 года 24 гв. стрелковая дивизия перешла в атаку, через два дня с боями продвинулась на 8 км, но уже с 29 августа 1942 года, после того как дивизия перехватила железную дорогу Мга - Шлиссельбург была вынуждена отбивать контратаки. До 2 сентября 1942 года дивизия практически не продвинулась на запад, натолкнувшись на мощное сопротивление врага. 4 сентября 1942 года её место в наступлении на запад заняла 259-я стрелковая дивизия, а 24-я гв. стрелковая дивизия начала наступление на юг. Однако наступление не удалось, и дивизия перешла к обороне вблизи 1-го Эстонского поселка. С 10 сентября 1942 года дивизия несколько дней отражала сильное наступление противника. И к 26 сентября 1942 года стрелковая дивизия удерживая свои позиции, оказалась окружённой. С 28 сентября 1942 года дивизия местами скрытно, ночью, местами с боями выходила из окружения.
С 15 октября 1942 года 24-я гв. стрелковая дивизия начала переброску с Волховского фронта на юг через Тихвин, Череповец, Вологду, Ярославль, Москву, Тамбов и выгрузилась на станции Платоновка, откуда маршем проследовала в район Рассказово, где вошла в состав 2-й гвардейской армии.
4 декабря 1942 года 24 гв. стрелковая дивизия погрузилась в эшелоны и в середине декабря начала выгрузку на станциях Иловля и Лог, после чего маршем двинулась к Калачу под Сталинград, куда прибыла 14 декабря 1942 года. Откуда вновь тяжёлым маршем дивизия двинулась на реку Мышкова, где только к 19 декабря 1942 года начала занимать позиции от Нижне-Кумского на юг. Переправившись через реку Мышкову, дивизия завязала бои с 17-й танковой немецкой дивизией за хутор Нижне-Кумский, который был взят 21 декабря 1942 года. Но это уже другая часть боевого пути 24-й гв. стрелковой дивизии, ее участие в Сталинградской битве».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.