Самым частым и востребованным атрибутом культуры, которым люди пользуются, даже не представляя его значимость, является календарь. Хакасский календарь является одним из источников формирования этнокультурной осведомленности детей, поскольку с ним связаны образ жизни народа, ее традиционная культура и мировоззрение.
Так считает студентка института непрерывного педагогического образования ХГУ Регина Пигарева, которая под руководством наставника – доцента, кандидата педагогических наук Андрея Карамчакова рассмотрела проблемы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников на основе хакасского календаря. Исследователи считают, что она формируется на основе ознакомления с национальными чертами хакасов, их традициями, одеждой и атрибутикой, народным фольклором, играми и др. Календарь ученые рассматривают как систему счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил.
Для изучения уровня осведомленности о хакасском календаре был проведен опрос группы студентов института непрерывного педагогического образования ХГУ. Анализ результатов показал, что наибольшее затруднение вызвали вопросы об астрономических явлениях и связанных с ними датах. Это привело исследователей к мысли о необходимости раскрытия более полной информации о хакасском календаре, а также разработке программы внеурочной деятельности по знакомству и изучению его младшими школьниками.
В современной России общепринятой является восточная трактовка символики календаря, которая берет свое начало из Китая. Однако российские ученые считают, что китайский календарь заимствован. Изначально он был календарем народа, проживающего на территории Хакасии, о чем писал в середине прошлого века востоковед Николай Кюнер. Накопленные веками знания о положении небесных тел (луны, солнца, звезд), жизни природы легли в основу собственного календаря хакасов.
Календарь представлял собой цикл в двенадцать лет. Население говорило, что при помощи «двенадцати животных считают годы», каждый из которых соответствует определенному животному, как и во многих современных восточных календарях с 12-летним циклом. Цикл начинается с мыши, затем корова, лиса, заяц, ящерица, змея, лошадь, овца, человек, курица, собака, свинья.
Начало года приходится на март, Новый год празднуется на день весеннего равноденствия. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: «ай наазы» – новая луна и «ан ирпзi» – старая луна. На четырнадцатый день наступало «белое полнолуние» (ах толы). Пятнадцатый – назывался «красным полнолунием» (хызыл толы) и был день новой луны. Счёт старой луны вели в обратном направлении. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. Рождение нового месяца называлось «ай аразы» (междулуние). Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний.
В современном мире глобализация и информатизация общества являются одной из причин утраты национальных культурных ценностей. Проблема их сохранения и значимость этнокультурного воспитания в современной России обозначена в национальной доктрине образования. А хакасский календарь как раз является одним из средств формирования этнокультурной осведомленности младших школьников о культуре народа, его ценностях, быте и традициях.
Как сообщила пресс-служба ХГУ, исследование опубликовано в сборнике научных трудов студентов ХГУ «Катановские чтения-2024».
Комментарии