В 2024 году исполняется 30 лет Хакасскому госуниверситету. Среди тех, кто окончил институт истории и права вуза, не только юристы, силовики, учителя истории, археологи, но и нашедшие себя на иной стезе.
Выпускник ХГУ 2000 года Алексей Арбузов - тренер и эксперт образовательных программ Общественной палаты Российской Федерации, учредительный партнер экспертного бюро «Сообщество». А еще он регулярно, отложив все дела, приезжает в родной институт, пытаясь показать ребятам все тонкости проектной работы, проектного подхода.
Социальное проектирование, молодежное предпринимательство – эти относительно новые направления общественной активности чрезвычайно популярны у молодежи. С 2006 года и по настоящее время Алексей Николаевич – эксперт грантовых программ региональных, федеральных и международных конкурсов, регулярно проводит тренинги не только для студентов alma mater - ХГУ, но и для всех активных людей. За последние 15 лет провел свыше 2000 семинаров и тренингов более чем в пятидесяти регионах РФ.
В год юбилея университета его именитый выпускник ответил на вопросы пресс-службы ХГУ.
- Тренинговую и экспертную деятельность вы начали с 2001 года. Как к этому пришли?
- В 2000 году я создал свою молодежную организацию "Эдельвейс", в это же время, на одном из семинаров в Новосибирске я впервые узнал, что такое тренинги. Мое педагогическое образование и призвание учить других предопределили то, что я буду с помощью тренингов работать и дальше. Но тренинги нельзя просто читать, как лекции, для их проведения нужен опыт, и его я нарабатывал, обучая ребят из своей молодежной организации. Это дало развитие им и мне самому.
Уже летом 2003 года меня впервые пригласили провести тренинги с оплатой, а осенью я открыл тренинговое агентство. Экспертная же работа началась значительно позже, только в 2006 году меня впервые пригласили оценивать заявки регионального грантового конкурса, через 5 лет я работал уже на межрегиональном уровне, а с 2013-го на федеральном.
- Тяжело было поступить в ХГУ? Как учились?
- Я родился в Копьево. Учился хорошо, но оценки никогда не были для меня важны, поэтому я не уделял слишком много внимания учебе - занимался туризмом, играл в школьной театральной студии и т.д. После школы директор посоветовал мне поступать на исторический факультет, и от района было целевое назначение, поэтому здесь я тоже не очень напрягался с результатами вступительных экзаменов. В самом университете тоже заучкой не был, и на первом курсе даже были тройки на сессиях, но к третьему курсу почти все экзамены были на пять. В итоге, диплом с большинством оценок отлично, но не красный.
- Как вы оцениваете уровень подготовки, знаний, которые вам дали в ХГУ?
- Я не могу говорить об отличной подготовке, мне приходится общаться с людьми из разных вузов страны, и я понимаю ограничения, которые есть в моем родном ХГУ, но в то же время этой базы достаточно, чтобы наращивать уровень самостоятельно, что я и делаю. Самое главное, чему меня научили – добывать знания, думать и излагать свои мысли. Если у тебя есть такие компетенции, то дальше уже не так важно, какое название будет носить вуз.
- Говорят, что вуз дает не только знания, но и друзей на всю жизнь. Это так?
- Да, так. У меня есть друзья, с которыми я продолжаю регулярно общаться. Для меня это ценно, думаю, что и для них тоже.
Фото из личного архива Алексея Арбузова.
- Где проходили практику? Насколько она важна?
- Я очень хотел поехать на археологическую практику, как и большинство историков, но… меня отправили в этнографическую в свой родной район. Поэтому я обходил местных старожилов, собирал легенды, названия географических объектов на хакасском языке, истории и т.п. Минус – у меня нет того объединяющего чувства сопричастности, что есть у большинства однокурсников, но с другой стороны – та практика дала мне навыки, которые сегодня я использую для работы. Мне приходилось идти к незнакомым людям, общаться с ними, выспрашивать, все это фиксировать и систематизировать – очень полезно оказалось для работы.
- Какие предметы были самыми интересными, полезными во время учебы? Кого из преподавателей вспоминаете добрым словом?
- Наверное, как и у большинства, самыми интересными казались предметы с интересными преподавателями. У нас весь курс обожал Виктора Яковлевича Беккера, а я у него и диплом решил писать. Мы были в восторге от Юлии Владимировны Шаляевой с ее экспериментами в обучении, и даже оказались настолько дерзкими, что студенческой компанией однажды вломились к ней в гости. Кстати, с ней до сих пор общаемся, и она регулярно на встречи со студентами приглашает.
Галина Андреевна Корнеева завораживала своими лекциями и пугала экзаменами. Чуть позже я осознал, насколько круты были занятия у Ларисы Николаевны Боргояковой (Абдиной) и у многих других преподавателей. Некоторые недолюбливали педагогику и методику преподавания, но я же говорил, что у меня всегда была предрасположенность учить других, поэтому я с этими предметами тоже дружил.
- Связь поддерживаете с преподавателями, институтом?
- Более чем. Например, с Юлией Шаляевой (кандидат исторических наук, доцент), которая, страшно сказать, еще в прошлом веке преподавала мне период Средневековья в институте истории и права, у нас сложилась традиция – встречаться со студентами и через проектную культуру повышать мотивацию к познанию и развитию.
- Это благодарное дело?
- Конечно, студенты не все и не всегда увлечены происходящим, но у некоторых явно проявляется интерес и вопросы по теме. И с такими ребятами общаться всегда интересно, поскольку посеянные зерна прорастут, и через несколько лет дадут урожай. Я это уже не раз видел, поэтому, продолжаю такие встречи без вопросов о деньгах или иных благодарностях. У меня достаточно много контактов с ребятами, которые закончили истфак в разные годы. У нас с ними есть совместные проекты и это еще один мой способ менять этот мир.
Фото из личного архива Алексея Арбузова.
- В каких городах страны вы чаще всего проводите тренинги?
- Чаще всего мероприятия бывают в Москве, но регулярно я работаю в Новосибирске, Якутске, Махачкале, Великом Новгороде, Салехарде, Норильске, Перми, Иркутске и т.д. В большинстве крупных городов я работал за последние годы не по одному разу, здесь многое зависит от возможностей заказчика, ведь кроме моего гонорара, значительная часть расходов - это логистика, из Абакана это очень дорого.
- С какими российскими компаниями, регионами вы сотрудничаете?
- Когда я начинал тренинговую деятельность, то у меня была в приоритете линейка коммерческих тем, связанных с продажами или сервисом. Потом я понял, что это мне не очень интересно. Несколько раз в год на эту тему тоже что-то заказывают, но я перешел на то, в чем признан экспертом - проектный подход, коммуникации и партнерство, лидерство и т.п. И здесь заказчики - чаще всего региональные органы власти или их структурные подразделения. На федеральном уровне - это агентство по делам молодежи, агентство по делам национальностей, Общественная палата РФ, есть сотрудничество с Высшей школой экономики, РАНХИГС и т.д., в регионах - десятки организаций от Дальнего Востока до Калининграда и от Мурманска до Кавказа, включая Сибирь, Урал, Центральную Россию и Поволжье, а из бизнеса - те, у кого есть программы, связанные с социальной ответственностью.
В разное время я проводил тренинги в «Российской газете», Сбербанке России, компаниях РУСАЛ, «Норникель», Ростелеком, РосАтом и др. Для меня важно, наверное, не столько количество таких заказчиков, сколько то, что большинство из них возвращается и поэтому, я уже много лет не ищу клиентов, ко мне обращаются те, кто когда-то уже приглашал меня.
- Тренинги всегда идут по плану?
- Всегда не по плану. Тренинг - это живой процесс, в нем важно реагировать на изменения, происходящие здесь и сейчас, поэтому, сколько бы я не готовился - всегда есть импровизация. Из запомнившихся, наверное, один из первых выездных тренингов, которые мы проводили для ребят из детского дома. Это очень трудная аудитория, а у нас еще мало было опыта. Нам приходилось преодолевать сопротивление ребят, их замкнутость и неверие никому. В итоге, конечно, справились, хоть и прошли по грани, лед сломали, ребята открылись и сопровождающие их воспитатели были в шоке от результатов, т.к. они сами увидели своих воспитанников другими глазами. Но на моей тогда еще молодой голове был открыт счет седым волосам.
- Знаю, что вы учредили Арбузный грант. Что это?
- #Арбузныйгрант родился случайно, как попытка заплатить обществу за мой успех. Идею подхватили друзья, они же предложили оставить название, как запоминающийся бренд. Постепенно оформились правила, условия получения поддержки и т.п. Сегодня, пожалуй, это единственный грантовый конкурс, где платят эксперты, а не экспертам. Поскольку фонд конкурса формируется из добровольных пожертвований, у меня возникла идея, что будет справедливо доверить оценку тем, кто платит. С этого года конкурс проводится для школьных команд - я хочу выстраивать систему работы с проектами с детского возраста, взращивая новое сообщество граждан, которые берут на себя ответственность за происходящее, знают, как решать возникающие проблемы и делают это.
- Говорят, что вы, отец троих детей, практикуете очень крутые философские завтраки. О чем чаще всего разговор?
- Идея таких завтраков у меня была давно, мне надоели обычные бизнес-завтраки где говорят одно и тоже и все вокруг темы «как заработать больше». Мне это скучно, я понимаю как заработать, но более важным для меня является вопрос – для чего зарабатывать?
На очередной встрече с Татьяной Тутатчиковой (тоже, кстати, выпускник истафка) мы договорились попробовать такой формат, т.к. ей идея понравилась. С тех пор мы определяем тему, которая касается человека – это и про смысл жизни, и про ценности, и про воспитание детей, и про лидерскую или иную позицию, которую ты в мире занимаешь, про судьбу или свободный выбор. А дальше – все, кто приходит в свободном режиме, обмениваются мыслями на заданную тему. Получается познавательно и те, кто приходят, лучше узнают себя, принимают какие-то решения для жизни и бизнеса.
- Что пожелаете нынешним студентам?
- Понимать, что после университета есть жизнь и в этой жизни не будет таких добрых и чудесных преподавателей, а цена за ошибки будет не еще один шанс на пересдачу, а гораздо выше. Важно готовиться к этому сейчас, важно наращивать социальные связи и быть проактивным.
Беседовал Владимир Шулекин
Комментарии