Светлана Дмитриева: Конкурс «Без срока давности» остается душевным порывом эталонной высоты
Фото ХакИРОиПК

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, которая разделяет российские традиционные духовные ценности, обладает актуальными знаниями и умениями, способна реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным:

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

По мнению ректора Хакасского института развития образования и повышения квалификации Светланы Дмитриевой, одним из средств достижения этого многогранного ориентира стал международный проект «Без срока давности». Его ключевой целью является сохранение исторической памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны. 

Ежегодно во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» принимают участие ученики общеобразовательных школ и студенты средних профессиональных образовательных учреждений Хакасии.

Ребята в своих сочинениях обращаются к трагическим событиям, изучив и осмыслив семейные и архивные материалы, литературные и музыкальные произведения, документальные и художественные фильмы, а также театральные постановки. В качестве примера стоит привести фрагменты сочинений некоторых участников республиканского конкурса.

Ева Кульбашина, ученица седьмого класса Черногорский школы №19:

«Я представила это мартовское утро. Проснулись семьи и ещё не знали, что это их последний день на земле. А ведь они родились, чтобы жить, растить детей, радоваться новому дню и быть счастливыми.

Родились, жили и не знали, что в «Памятке немецкого солдата» для личного состава вермахта говорилось: «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие».

И они ведь уничтожили в себе всё человеческое. Они превратили в пепел жизнь людей. Это могли только НЕлюди такое сделать. 75 детей погибли в Хатыни: их заживо сожгли или убили автоматными очередями, когда они пытались спастись из огненного ада.

Я смотрела на чёрные мраморные плиты –обрушенную крышу сгоревшего сарая – и слышала плач Юзика Иотко, которому был только 1 год, душераздирающий крик младенца Толика Яскевича, а ведь ему было только 7 недель, крики и плач четверых детей Иосифа Каминского, который чудом остался жив, а вся семья погибла. Леночка Яскевич вырвалась, но не добежала до леса – догнала автоматная очередь. Её расстреляли на глазах обезумевшего отца…

Двор, дом, жизнь, а теперь - столб – печная труба. Как же так? Разве такое может быть? А ещё сказали, что этот день был по-мартовски весенним. Горячие лучи солнца заставляли улыбаться и радоваться новому дню, весне, жизни, у которой всегда есть продолжение. А вот и нет…Это они, проклятые фашисты, забрали жизни 149 жителей Хатыни. Забрали их будущее.

Мне стало так страшно, моя дорогая подружка, что я со всей силы прижалась к бабуле и боялась опять посмотреть на эти чёрные плиты. И вдруг зазвенели колокола…

Чёрные трубы - обелиски, бронзовые таблички с именами, а сверху каждого обелиска – хатынский колокол.

Но больше всего меня поразило то, что перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, которая приглашает зайти в дом: «Проходите, гости дорогие! Мы здесь жили…». Здесь жили Александр и Александра Новицкие и их семеро детей, а здесь - Иосиф и Анна Барановские и их девятеро детей… И таких 26 дворов. Опять звонят колокола…

Помнишь, моя любимая подруга, в прошлом году мы учили стихи, посвящённые Великой Отечественной войне. Ты учила стихотворение «Журавли» Расула Гамзатова, а я (по совету бабушки) – «Колокола Хатыни» Андрея Дементьева...».

Вероника Спирина, ученица 11 класса Усть-Бюрская школы:

«Когда чернила замерзали..: «… Блокадными зимами Нева крепко замерзала, и протоптанные по льду дорожки сокращали путь тем, кто пешком (а как иначе?) добирался до работы. По этой ледовой прямой, с Большой Охты в нашу школу и спешила каждое утро Татьяна Сергеевна и молила в темноте и холоде: «Только бы не начался обстрел! Только бы не бомбили!» Страшно было утонуть в ледяной воде.

Конечно, не зная таких тонкостей, мы и сами пешком в той же темноте добирались в школу со всех концов большого района. И как бы рано ни пришли, всегда уже видели в классе нашу Татьяну Сергеевну - «тебя с седыми прядками, над нашими тетрадками, учительница первая моя…»

Про седые прядки - это не слова из песни, Это - правда. В свои столь юные годы наша учительница была уже с сединой. И лишь случайно узнали мы - почему. В самом начале блокады она осталась с младшим братом. В марте 1942 года, в один из самых страшных, бескровных месяцев, она проснулась утром и увидела, что ее брат, пятнадцатилетний мальчик, уже не дышит... Белые прядки добавлялись у Татьяны Сергеевны на наших глазах, когда на уроки кто-то приходил с заплаканными глазами: с фронта шли похоронки, все больше наших одноклассников оставалось сиротами.

Наше горе было ее горем, а о своем она никому не говорила. Мы от взрослых узнавали том, что от отца с фронта нет вестей. О том, что в Брянске, под немцем оказались мать и младшие из семьи, и что стало с ними - неизвестно.

Она учила нас, нет, не словами, не призывами, а собственным примером мужества и спокойствия, трудолюбия, честности, взаимопомощи, усердием, трудолюбием… Детские воспоминания отрывочны, на первый взгляд, случайны. Но запомнилось - значит, запало навсегда. «Выучите стих хорошо: завтра, кто лучше всех ответит, будет читать его раненым в госпитале», - говорила Татьяна Сергеевна, и мы зубрили весь вечер. «Урок труда, рукоделия - очень важный. Мы шьем кисеты, чтобы их послали на фронт», - объясняла Татьяна Сергеевна тому, кто не умел держать иголку в руках. И мальчики переставали стесняться «девчоночьего занятия». 

Ежегодно на республиканский этап конкурса поступало не менее 70 сочинений. В предыдущем году по результатам экспертной оценки членов жюри Республиканского этапа конкурса в каждой возрастной номинации определены победители, которые представили Хакасию на федеральном этапе.

Категорию обучающихся 5-7 классов представил Игнат Патрикеев ученик Опытненской школы, его наставник - учитель Светлана Терских с конкурсной работой «В те окаянные годы»:

«…Вот и сейчас представилась маме Тане широкая холодная степь. А ее зять, лейтенант Кузьма Фаддеев, бежит впереди шеренги бойцов. Живой, не ранен, что-то кричит, рвется вперед. «Живой», - шепчет женщина тихо. «Живой, будем ждать писем. Сейчас ему некогда, он занят. Будем молиться и ждать. И вы молитесь. Детская молитва – это настоящий оберег для бойца. И еще. Материнская. Эти молитвы самые искренние. Не подведут. Помогут».

И каждое утро перед скудным завтраком становилась сама на колени и по бокам ставила на колени девочек, велела молиться за отца, за его бойцов, просили девчонки защитить у Бога от пуль и снарядов, от лютых морозов и всякой опасности военной. Лидия собиралась в это время на работу, невольно слушала эти молитвы. Всегда старалась побыстрее уйти – уж слишком тяжело было слушать то, о чем молили малолетние просительницы и их наставница».

Категорию обучающихся 8-9 классов представила Инесса Кондрашова из Черногорского лицея имени А. Г. Баженова (учитель Дина Гилязтдинова) с конкурсной работой «Баю-бай…(Монолог неродившегося младенца)»:

«Жизнь - самое прекрасное, что только есть на земле. Она мимолетна и красива, таинственна и пугающа по-своему. По сути, бытие человека – это книга, в которой мы являемся главными героями. А что самое невероятное - мы сами выбираем, какие там будут персонажи, на чем будет построен сюжет и сколько глав проживут герои произведения.

И, пожалуй, единственное, что может нас в ней расстроить, так это исход. У всех нас он будет один. Однако характер его будет разный. У кого-то он будет печальный, волнующий, а у кого-то тихий и размеренный.

А что, если история твоей жизни закончилась, так и не успев начаться? Что, если всё было решено ещё до того, как завязка твоего «сюжета» началась? Или моя жизнь была лишь черновиком чьей-то неначатой истории? Тогда я ещё не знал, что кровавые капли, попавшие на листы моего «произведения» станут чем-то, к чему я буду постепенно привыкать, а страх, нападающий со спины, – чуть ли не единственной эмоцией, которую я буду испытывать…». 

Категорию обучающихся 10-11 классов представила Виктория Калашникова из Черногорской гимназии (учитель Лилия Маслова) с конкурсной работой «То, что хочется забыть, но невозможно»:

«… Женщина наконец-то улыбнулась, смахивая с лица остатки слез. Из-за плеча Наташи она украдкой взглянула на черно-белую фотографию, висевшую на стене. С нее Эдите Марковне улыбался так тепло и нежно ее покойный муж Власов Николай Фёдорович, чью грудь сплошь украшали медали и ордена.

В 1945-м году, когда советские войска уже подступали к Освенциму, близилось освобождение. Немцы организовывали «Марши смерти», в одном из которых была вынуждена шагать и Эдита. Воспользовавшись моментом, она убежала вглубь леса, через который пролегал их убийственный маршрут и где вскоре она наткнулась на русских солдат. Они и стали ее настоящим спасением. А один из них, впоследствии, — ее личным героем.

В последний раз Эдита Марковна взглянула на портрет мужа, прежде чем закрыть глаза и едва слышно прошептать:

— Спасибо, что спасли нас…». 

Категорию студентов средних профессиональных образовательных организаций представила Софья Арабаджи, первокурсница училища олимпийского резерва (преподаватель Наталья Цыганова) с конкурсной работой «Учитель, который выиграл Великую Отечественную войну. Виват, учитель!»:

«…Никто не понимал, зачем им нужно грызть гранит науки, когда на фронте свою жизнь отдают солдаты. Как знание правил поможет спасти жизни миллионов людей, остановить кровопролитные бои?

– Ребята, пожалуйста, не отвлекайтесь и продолжайте работать, – с доброй улыбкой оглядев присутствующих, сказал учитель, сидевший напротив меня. – Осталось совсем немного.

– Михаил Петрович, почему мы должны учиться, когда наши отцы и братья отдают свои жизни врагам?! – я вскочил с места, желая высказать то, что все это время тяжелым грузом лежало на моем сердце. Взгляд выцветших голубых глаз тут же охладил мой пыл, и я сел обратно.

– Неграмотных мальчиков на фронт не берут, – Михаил Петрович усмехнулся, переводя взгляд на треснувшее стекло, чтобы посмотреть, как по серому небу плывут тяжелые облака. – Учись, солдат. Придет и твое время…..» 

Три назад были подведены итоги федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности". Призером стала ученица 10 класса Черногорской гимназии Виктория Калашникова.

«Понимая значимость этого конкурса сочинений «Без срока давности», мы не можем не гордиться нашими детьми, которые так глубоко и искренне отозвались на свидетельства людей, лично переживших трагедию уничтожения их домов, деревень, трагедию потери родных и близких.

Великий академик М. В. Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

У нас большое будущее, победители и участники конкурса – ЗНАЮТ и ПОМНЯТ», - отметила Светлана Дмитриева.

Добавить комментарий

Комментарии  

Сочинения - это хорошо, это элемент искусства, но "развитие высоконравственной личности" требует четких нравственных ориентиров, если угодно, заповедей! Или моральных кодексов. "Заповедь" - означает "запрет". Есть ли у современных детей запреты? Нравственные нормы нужно четко артикулировать: "Не убий!", чтобы они как некие правила всегда звучали в голове человека. Преподают ли у нас эти правила в школах? Знают ли наши учителя хоть одно из них? Например, УК РФ не запрещает человеку изменять жене, а что может помешать ему изменять жене?
Вы во многом правы. Только один нюанс. Воспитание детей - задача наша, родителей. Школа, как помощник. Если молодежь чего то не знает, не понимает, делает ошибки, порой трагические, виноваты мы.
У родителей разные задачи! Мать учит выживанию, ей выгодно, чтобы ее ребенок бил других, лишь бы не били его. Она не будет учить ребенка подчиняться другим - она самка! Так лисица учит лисенка выживать в диком лесу. А отец подает пример жизни в обществе. Школа воспитывает гражданина! Семья не научит "ходить строем", этому должна учить школа. Отец должен показывать своим примером, что значит быть гражданином.
Мрак. Спасибо, до свидания
Хочется отметить, что именно такие конкурсы, позволяют не забывать уроки прошлого, гордиться подвигом своих родных и своей Родиной!