Тонкая мудрость археолога: стихия «История» по своей мощи сродни огню
Фото: администрации Абакана

В предстоящее воскресенье, 24 марта, исполнится 100 лет со дня рождения одного из величайших учёных – Леонида Романовича Кызласова, уникальному уму, искательскому духу и невероятной преданности археологии и этнографии принадлежат важнейшие научные достижения, в том числе – открытие древней и средневековой городской цивилизации Южной Сибири, древностей Уйгурского каганата, датирование енисейской рунической письменности, создание теории о тамгах и другие. Юбилейной дате в Хакасии посвящено расширенное заседание Республиканского Совета старейшин хакасского народа «Леонид Романович Кызласов – выдающийся сын хакасского народа» и открытие памятника перед Краеведческим музеем, носящим его имя.

Одно из чудес природы – продолжение человека в его наследии – детях, деле, творчестве, созидании. Дети Леонида Романовича сейчас – на родной хакасской земле. Сегодня Глава города Абакана Алексей Лемин в преддверии торжеств встретился с сыном Леонида Романовича – Игорем Леонидовичем, его супругой Людмилой Владимировной, и авторами произведения монументального искусства, посвящённого Л.Р. Кызласову, – членами Российского военно-исторического общества – скульптором Алексеем Чебаненко (Студия военных художников имени М.Б. Грекова Минобороны Российской Федерации) и архитектором Андреем Белым.

Из-за плотного графика встреча получилась недлинной, около часа, но содержательной. За ароматным чаем и беседа складывалась многослойной: говорили о древности хакасской земли и планах на будущее, о возможных находках при раскопках в городе и историческом ландшафте всей республики, о бренде «Пять стихий», бронзе, граните, о Даниэле Готлибе Мессершмидте, многовековом управлении Хакасии аристократическим родом и последней хакасской принцессе, о топонимике и гуннах…

Игорь Леонидович, человек многогранной тонкой мудрости, пристального внимания к деталям и глубочайшей любви к истории и археологии, высказал как подсказку несколько идей, уже, к сожалению, неожиданных для смыслового пространства нашей современности, всё же отрывающейся от истоков. Возможно, когда-нибудь эти идеи всё же станут вехами бренда Хакасии как уникальной, древнейшей земли. В частности, Игорь Леонидович при обсуждении бренда республики «Пять стихий» пошутил, что стихия «История» по своей мощи будет сродни огню, и предложил:

"Мы очень любим переводить названия. У нас Енисей есть, а чуть выше он Улуг Хем называется, а Ким суғ – не сохраняется название. Давайте хотя бы в скобках писать хакасские названия. Самохвал – это промышленное название, а родное название Ирт-таг. Дело в том, что у нас есть возможность создать бренд, притягательный в топонимическом отношении. Ведь в Хакасии топонимы – они есть по-русски – первый пласт, верхний, потом пласт – тюркский, хакасский, потом – самодийский, потом – угорский, потом – кетский… У названия будет тогда перекличка с летописями, с руническим надписями. И тогда у вас по-другому начинает работать местность! В Хакасии нет неосвоенных пространств, у нас – исторический ландшафт, больше ничего не осталось. Так давайте мы эту историю дадим в названиях, Уйбат, например, – самодийское название. И тогда вы понимаете, что ваша лесенка становится другой. Кому вы будете это объяснять? Всем приезжающим! И тогда у вас получается такая древняя земля, а так и есть!"

После таких встреч тысячелетняя культура, словно ладонь тёплого ветра, гладит сердце. Не растерять её, сберечь, раскрыть эту древнейшую красоту и помогают такие невероятные, уникальные люди, сообщил отдел по связям с общественностью и СМИ администрации Абакана.

Добавить комментарий

Комментарии  

Наверное, гости-скульпторы очень удивились, что у Хакасии нет символов. В Тыве, например, много скульптур-символов, про Бурятию я вообще молчу - там художники и скульпторы мирового уровня, а здесь ничего нет национального. Материала - целая куча, не в смысле меди-мрамора-гранита (этого тоже хватает), а в смысле самобытности эпосов, костюмов, артефактов и прочего. История тут - целая стихия! И ни одного художественного образа, отображающего мифологию и культуру местности. Хорошо, хоть памятники выдающимся деятелям начали устанавливать.