В рамках интервью, опубликованного 9 февраля, представитель филиала «Аэросити» в Хакасии сообщил, что рано или поздно республика уйдет от вывоза отходов по заявке. Оно получило большой отклик читателей. К регоператору так много вопросов, что ИА «Хакасия» организовало еще одну встречу. Речь шла о перспективах захода другого оператора, тарифах, жалобах и судах.
Как известно, Минприроды Хакасии издало приказы о лишении регионального оператора по обращению с ТКО «Аэросити-2000» статуса во 2-й и 5-й территориальных зонах. И если по 5-й зоне регоператор обжалует решение министерства, то 2-ю он не против передать коллегам.
Напомним, в 5-ю зону входят Абаза и Таштыпский район, во 2-ю - Абакан, Черногорск, Сорск, Усть-Абаканский район, часть Алтайского и Боградского районов.
До решения суда и выбора нового оператора «Аэросити» продолжает выполнять свои обязанности.
- Юрий Николаевич, вы подали в суд. Почему вы оспариваете решение министерства?
- По 5-й территориальной зоне мы действительно подали жалобу на действия министерства экологии и природных ресурсов Хакасии, потому что мы с ними не согласны, считаем, что это сделано неправомерно.
А что касается 2-й территориальной зоны, мы всячески поддерживаем это решение. Мы за введение нормативно-правовых актов для выбора здесь нового регионального оператора. Если не мы, пусть попробует кто-то другой во 2-й территориальной зоне повозить отходы за 48 рублей в частном секторе и МКД. Если кто-то готов подавать автомобиль к каждому мусорному баку при низком тарифе, отсутствии мест накопления, низкой норме накопления отходов на одного жителя, пусть попробует это сделать.
Регион создал свое акционерное общество, но возникает вопрос - кто будет это финансировать? Либо затраты лягут на жителей, либо бюджет.
- 9 февраля администрация Абакана сообщила, что суд обязал «Аэросити» установить график сбора твердых коммунальных отходов с мест накопления. Почему не было графика?
- Графики Абакану были предоставлены с 4-часовым интервалом. Было предписание прокуратуры, высказался суд. Если есть решение суда, мы его стараемся исполнять безоговорочно.
- Допустим, решение уже вынесено, суд встал на сторону Минприроды и для двух территориальных зон выбран новый оператор. Отразится ли это на тарифе? Будете ли вы заявлять требования о повышении тарифа для оставшихся за вами территориальных зон?
- Установлением тарифов в Хакасии занимается Госкомтарифэнерго РХ. Мы предоставляем документы, подтверждающие факт наших затрат.
Сложилась патовая ситуация, как для правительства, так и для жителей. При лишении статуса регионального оператора у нас появилось право подать иск к республике на сумму 144 миллиона рублей фактически понесенных, но не вошедших в тариф расходов. И мы сделали это.
Кроме того, статус регионального оператора дает льготу освобождения от уплаты НДС, при лишении статуса льгота утрачивается. В плате жителей сейчас НДС не выставляется. После лишения статуса НДС могут увидеть жители в своих квитанциях. Речь идет о 25 миллионах рублей за 2024 год начисленного и оплачиваемого налога на добавленную стоимость (НДС).
- Могут или увидят?
- Регион должен принять решение. Либо НДС должен быть учтен в тарифе, либо компенсирован за счет бюджета Хакасии. Третьего варианта нет. Регион молчит, пояснений не дает.
Также хотелось бы отметить, что новый региональный оператор будет формировать новые затраты с нуля, и закладывать нужно будет с первого года деятельности собственные оборотные средства минимум на три года. Так как платежная дисциплина низкая, затраты на хозяйственную деятельность (зарплаты водителей, покупка машин, ГСМ и т.д.) только растут сейчас, жителей Хакасии ожидает либо рост, либо нового регоператора кормить субсидиями будет республика.
Как собственное мнение могу сказать, что в связи с тем, что бюджету республики будут предъявлены убытки от «Аэросити-2000», а также исходя из того, что правительством создана собственная компания в области обращения с ТКО, можно предположить, что компенсация понесенных расходов будет включена в тариф нового регоператора, если он победит в конкурсном отборе.
Относительно того, будем ли мы заявлять о повышении тарифов по другим зонам, могу пояснить следующее. В настоящее время и сейчас это не стоит 48 рублей, мы фактические затраты подаем в тарифный орган, и согласно методике формирования тарифов, регулируемая организация предоставляет документы по затратам, которые она понесла. Исходя из фактических затрат формируется тариф. Увеличение для потребителя не происходит, так как законом и методикой расчета тарифа предусмотрена возможность перенести увеличение на три года.
Поэтому, итог такой: выбор нового регоператора, строительство новых объектов, вывоз каждого частного контейнера в ИЖС, низкая норма накопления, низкая дисциплина по оплате, все это критерии повышения платы граждан для всех жителей.
- Экономически обоснованный тариф для Абакана какой?
- Порядка 80 рублей. Сейчас тариф убыточный.
- Откровенно говоря, «Аэросити» в Хакасии не любят, жители требуют смены регионального оператора. К тому же филиал сам часто заявляет о низком тарифе, неплатежах населения. Если это невыгодно, работаете в убыток, почему занимаетесь этой деятельностью в Хакасии? Зачем вам это все надо?
- Мы уже отследили тенденцию «не любви» жителей. Много негатива выливается в нашу сторону, когда появляется конкурентная среда между чиновниками. Наверное, ни один регион не будирует так мусорную тему в предвыборных кампаниях, как наш.
Нас не пускают никуда, не дают возможность донести до жителей, как это должно работать. Должно быть понимание, чем больше мусоровозов задействовано, тем больше стоимость услуги, для всего населения и МКД, и ИЖС. Для нормального хода мусорной реформы Хакасии в числе прочего нужны площадки накопления отходов. Уточню, площадки нужны жителям, чтобы не росла плата для граждан. Либо будет нагрузка на бюджет, который будет возмещать фактические затраты регоператору, либо на жителей. Ведь стоимость проезда в автобусе с остановки намного дешевле, чем вызов такси к дому.
Еще важны платежная дисциплина, диалог с властью. Уточню, под диалогом стоит понимать то, что над реформой должны работать все уровни власти. В Хакасии нет элементарного понимания у чиновников, что главная работа - для жителя, а не для того, как перекинуть работу на другого.
Приведу простые цифры. В Абакане, округлю, 180 тысяч жителей. Из них 150 тысяч живут в МКД, 30 тысяч - в ИЖС. На 150 тысяч, живущих в МКД, - 1 200 контейнеров. На 30 тысяч жителей частного сектора - 14 тысяч контейнеров. Разница колоссальная. Допустим, произошли изменения в законе, и мы смогли вывозить отходы от каждого частного дома. Чтобы нам, соблюдая СанПиН, вывезти 14 тысяч контейнеров, нужно порядка 60 мусоровозов. Сейчас в Абакане их работает 6.
- Но и сам оператор не может похвастаться безупречной работой. По данным прокуратуры Хакасии, в 2023 г. и текущем периоде 2024 г. в деятельности ООО «Аэросити-2000» выявлено свыше 40 нарушений, связанных с несвоевременным вывозом твердых коммунальных отходов. Возбуждено 14 дел об административных правонарушениях. Выявляют нарушения Минприроды, Минстрой, другие органы. Почему столько нарушений и жалоб на вас?
- Я дополню, в адрес регионального оператора за 2023 год поступило более 400 запросов, обращений от прокуратуры и других надзорных органов. Колоссальное давление на юрлицо. Мы большие силы бросаем на ответы контролирующим органам. Из этого количества 40 нарушений выявили, 14 административных дел.
- Но вы не можете отрицать наличие этих нарушений.
- Давайте посмотрим, откуда идут жалобы. Из частного сектора Абакана и Черногорска. Повторюсь, любой частный вывоз стоит дороже, и все затраты компенсируются за счет других жителей МКД.
Если мы как региональный оператор сейчас перестанем транспортировать в Абакане золу, которая не учтена в нормативах накопления, получится вообще коллапс. Если не проводится работа по установке золоприемников, почему виноват оператор? Это не великие затраты.
96% всех жалоб из частного сектора.
- Кто должен вывозить золу, если не регоператор?
- Так как зола - не относится к ТКО, любая организация, имеющая лицензию, по договору с администрацией муниципалитета. Есть хороший пример в Шира, где поставили золоприемники.
Пока не будет инфраструктуры, у нас будут расти тарифы и копиться жалобы.
- После предыдущего интервью в редакцию поступило много вопросов. Житель Таштыпа нам написал, что если «Аэросити» перешло на мешковой сбор отходов, то он обязан снабжать население пакетами, чего не делается. Это так?
- Да, в законодательстве это прописано, но с оговоркой: если предусмотрено в тарифе. У нас в тарифе это не заложено. Приведу пример. В Саяногорске и Бейском районе, относящихся к 4-й территориальной зоне, есть площадки накопления и мешковой сбор. Если мы будем предоставлять мешки, за них заплатят жители всей территориальной зоны, включая тех, кто пользуется общественными местами накопления. Это несправедливо.
Еще подробнее - в видео ИА "Хакасия".
Комментарии