В текущем году Хакасский институт развития образования и повышения квалификации отмечает 80-летний юбилей. Его история начинается в далеком 1944 году, когда был создан институт усовершенствования учителей.
Сегодня государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования осуществляет научную деятельность, формирует региональный сегмент системы научно-методического сопровождения педагогов и руководителей образовательных организаций, реализует федеральные и региональные проекты в сфере образования. При этом цифровая образовательная среда института интегрирована в цифровое пространство Хакасии, в республике осуществляется продвижение инновационных образовательных продуктов.
По просьбе ИА «Хакасия» исполняющий обязанности министра образования и науки Анатолий Бутенко ответил на самый актуальный вопрос об юбиляре.
- Насколько результативным оказался путь учреждения дополнительного профессионального образования - от института усовершенствования учителей до института развития образования.
- Примечательным является тот факт, что в сложные военные годы по всей стране открывались институты усовершенствования учителей. В условиях войны при отсутствии достаточного количества учителей институт взял на себя функции подготовки кадров для народного образования.
Архивные документы подтверждают, курсы повышения квалификации учителей были длительными: от одного до девяти месяцев. Вплоть до 1992 года институт имел название «Хакасский областной институт усовершенствования учителей», затем он был переименован в Хакасский республиканский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Сегодняшнее наименование институт получил в 2011 году.
Прежде всего, следует отметить уникальность института - он выполняет многоплановые функции. Сотрудниками института реализуется широкий спектр задач, от традиционных - повышение квалификации, до сопровождения инновационных проектов.
Среди них масштабный проект «Школа Минпросвещения России». Это реализация профориентационного минимума в общеобразовательных организациях, организационно-методическое сопровождение классов психолого-педагогической направленности, содействие закреплению молодых педагогов в образовательных организациях, а также поддержка профессионально-общественных организаций в сфере образования.
Кроме того следует отметить высокую степень готовности Хакасского института развития образования и повышения квалификации к изменениям. Старт наиболее актуальным инновационным проектам дан два года назад. Между тем у руководства и коллектива института есть четкое понимание, каким образом реализовать важные новации с учетом условий нашей республики.
Не менее важна мобильность образовательного учреждения. Сегодня время требует быстрых и эффективных решений. Накопленный опыт совершенствования профессиональной компетентности педагогов позволяет уверенно создавать основу для развития всей системы образования. Не случайно Хакасский институт развития образования и повышения квалификации выбрал девиз «Верны традициям, готовы к инновациям».
- Сегодня система образования республики активно участвует в реализации национального проекта «Образование». За последние несколько лет значительно обновлена школьная инфраструктура, открываются образовательные центры «Точка роста», «Кванториумы». Это не могло не сказаться на профессиональной жизни педагогов, на уровне их подготовки и развития.
- Безусловно. Я бы предпочел озвучить некоторую цифровую информацию. Сегодня в 459 образовательных организациях республики трудятся более 11 тысяч педагогических работников. В регионе реализовано 13 государственных программ с софинансированием из федеральной казны.
В том числе проект «Современная школа». Это крупномасштабный проект, включающий в себя не только строительство и капитальный ремонт школ, детских садов, но и профессиональное развития педагогов. Его реализация дает возможность обучать наших детей в современной среде, с помощью нового оборудования, используя новейшие педагогические технологии.
В 2020 году на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации был открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства. Его целью стали координация работы по обеспечению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, поддержка молодых педагогов, классных руководителей, помощь учителям в использовании верифицированного контента, а также в работе с цифровой образовательной средой.
Такое решение обусловлено тем, что институт является ведущей методической службой республики. За 80 лет деятельности им накоплен огромный опыт реализации инновационных проектов в системе образования.
Любое изменение в системе образования невозможно без методического сопровождения института.
- Как изменилось содержание деятельности института развития образования за эти годы?
- Сегодня главной задачей является повышение качества образования в республике. Этот стратегический ориентир для всех учреждений системы образования - от детского сада до института. Однако её достижение возможно при развитии регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождениям педагогических работников и управленческих кадров, где ведущим методическим центром выступает Хакасский институт развития образования и повышения квалификации.
До 2011 года усилия института были сконцентрированы на повышении квалификации педагогических работников. Сегодня институт решает широкий спектр задач. Например, начнем с повышения квалификации, которое проходил каждый педагогический работник нашей республики. Существенным отличием этого направления является, во-первых, практикоориентированность программ повышения квалификации. Стажировочными площадками для учителей и руководителей стали лучшие школы республики.
Во-вторых, предлагаемые программы реализуются совместно с Академией Минпросвещения, которые являются федеральным методическим центром для педагогов всей страны. Так за последние три года более 3000 педагогов, методистов, экспертов прошли обучение по 58 флагманским программам. И самое важное, программы, реализуемые институтом, проходят серьезную федеральную экспертизу и уже входят в федеральное ядро дополнительного профессионального педагогического образования. Сотрудниками института многое сделано в данном направлении, 15 программ повышения квалификации успешно прошли данную процедуру.
Уже в текущем году будет обеспечено взаимодействие с ведущими вузам страны и стажировочными площадками Томска, Калининграда, Красноярска, Иркутска. Это позволит нашим педагогам использовать лучшие образовательные практики в своей деятельности.
Отдельного внимания заслуживает развитие регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождениям педагогических работников и управленческих кадров. Институтом ведется активная работа по обновлению модели методической службы республики. В нее включаются региональный методический актив, профессиональные общественные педагогические сообщества, муниципальные методические службы.
Сегодня в республике 116 региональных методистов. Региональные методисты - это элита нашего педагогического сообщества. Это педагогические работники, которые являются наставниками для всех педагогов региона. Совместно со специалистами института они обеспечивают индивидуальное сопровождение педагога. Развитие системы образования невозможно без участия профессиональных общественных педагогических сообществ, их в республике насчитывается порядка десяти. Это и предметные сообщества, такие как ассоциация учителей русского языка и литературы, хакасского языка, истории, так и надпрофессиональные, например, ассоциация Учителей года Республики Хакасия.
Сформированная республиканская методическая команда обеспечивает реализацию проектов государственной образовательной политики в регионе. Назову наиболее актуальные - это внедрение обновленных образовательных стандартов в школе и дошкольных образовательных организациях, модели наставничества, профориентации и многих других.
В системе образования республики развивается сеть инновационных площадок. Их научное руководство осуществляется сотрудниками института. Что такое «региональная инновационная площадка»? Это образовательная организация, которая реализует проект, позволяющий апробировать эффективные способы достижения поставленных задач, например, реализация наставничества в образовательной организации, инженерно-технического образования и другие. Затем обобщенный опыт реализации предоставляется образовательным организациям для дальнейшего применения.
В 2023 году сеть инновационных площадок насчитывала 16 образовательных организаций. Завершая региональный проект, некоторые образовательные организации подают документы на соискание статуса федеральной площадки и получают его.
Еще одним региональным проектом является поддержка конкурсного движения в Хакасии. Развитие педагога невозможно без участия в профессиональных конкурсах. Перечислю наиболее значимые: «Учитель года», «Лучший педагог, реализующий образовательные программы по хакасскому языку», «Лучший педагог дошкольной образовательной организации», «Мастер года» и другие. Организатором этих конкурсов также является институт развития образования. Его сотрудники осуществляют подготовку победителей региональных этапов для участия уже на федеральном уровне.
Таким образом, интеграция федеральных и региональных проектов позволяет обеспечивать развитие системы образования республики.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить весь коллектив института за проделанную работу, пожелать профессиональных успехов, сохранять традиции и двигаться дальше на пути развития системы образования республики.
Комментарии