Педагог, по словам великого педагога К.Д. Ушинского, – это тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».
Сегодня я встретилась с двумя замечательными педагогами, учителями русского языка и литературы подсинской школы – почётным работником общего образования Российской Федерации Натальей Никулиной и выпускницей этой же школы, молодым специалистом, продолжателем педагогической династии Юлией Соломатовой.
Как мы помним, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, и встреча Натальей Владимировной и Юлией Дмитриевной неслучайна. Именно они стали победителями республиканского конкурса «Есть идея!» в номинации «Наставничество в образовательной организации» и реализуют модель наставничества «Опытный педагог – молодой педагог».
Инициативные, умные, активные, творческие, учителя любезно согласилась дать интервью о своей педагогической деятельности в роли педагога и наставника.
- Наталья Владимировна, как вы считаете, состоялся ли Ваш с Юлией Дмитриевной профессиональный педагогический дуэт?
- Не секрет, что наставничество – это добровольный вид деятельности. И становится такое взаимодействие успешным, когда оба педагога социально активны, профессионально компетентны, объединены не только передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и принять. Всё это, без хвастовства скажу, есть в наших с Юлией Дмитриевной отношениях педагога и наставника. Наш педагогический дуэт сложился давно. Ещё тогда, когда Юлия Дмитриевна, школьница, училась в старших классах, участвовала в конференциях и готовилась поступать в вуз. И сейчас мы продолжаем успешно сотрудничать уже как педагоги.
- Юлия Дмитриевна, как вы оцениваете сотрудничество с вашим педагогом-наставником?
- Наше профессиональное общение плодотворно и комфортно. Мы с Натальей Владимировной, действительно, прошли долгий путь наставничества. Сначала в школе, каждую практику в вузе она была моим руководителем, и уже год мы сотрудничаем на равных как учителя-предметники.
- Наталья Владимировна, за годы работы вы, наверное, точно поняли, в чём состоит главная задача педагога и наставника? Какими чертами характера он должен обладать?
- Труд учителя тяжелый и ответственный. Учитель в ответе за молодое поколение, каким оно будет, таково и будущее страны. Педагог, прежде всего, должен любить детей. Без любви к детям нельзя выбирать профессию учителя. Разумеется, он должен быть честным, справедливым, объективным, добрым, внимательным. А что касается задачи наставника…главное, быть с молодым педагогом «на одной волне», не смотреть свысока, не давить авторитетом, а помогать, когда действительно требуется совет, не навязывать отношения, быть духовно близким.
- Юлия Дмитриевна, каково ваше педагогическое кредо и изменилось ли оно за первый год работы в школе?
- Задавая себе вопрос (в чем же заключается моё педагогическое кредо?), я отвечу просто: быть примером всем и во всём. Этому учила моя бабушка, Валентина Дмитриевна Соломатова, учитель русского языка и литературы, она в подсинской школе работала и простым педагогом, и завучем, и директором. Бабушка говорила, что от учителя справедливо требовать, чтобы жизнь его служила примером детям и их родителям.
За год работы в школе я в этом убедилась. Учитель рассказывает и учит тому, что знает и любит сам, и ученики всегда берут пример с того, кто является авторитетом для них. А им должен стать УЧИТЕЛЬ, потому что учитель, как вторая мама, не только преподает свой предмет, но и готовит ребят к жизни. Ведь от тех знаний, которые учитель вложил в «умы» детей, зависит их будущее, в том числе и будущее старшего поколения. Как я думала, подготавливаясь к работе в школе, так оно и вышло.
- Наталья Владимировна, какие советы вы можете дать молодым педагогам, которые придут работать в школы после вуза?
- Во-первых, сработаться с коллегами - преимущественно из своего школьного методического объединения, так как они близки «по духу» и администрацией. Во-вторых, сработаться с родителями учеников - не впадать в крайности, а развить и сохранить рабочие позитивные отношения. И, наконец, сработаться с самими учениками - находится с ними в отношениях наставника и наставляемого, а не узурпатора и подчиняемого.
Всё приходит со временем. Не следует, отчаиваться, когда не получается с первого раза. Многое зависит от обстоятельств и места, в котором человек работает. Если вернуться к началу нашей беседы, пусть повезёт найти хорошего наставника, который поддержит и станет опорой в начале педагогического пути.
- Юлия Дмитриевна, о том, как строятся ваши отношения с наставником, мне понятно. А каково это быть в роли наставника своим ученикам?
- Мне нравится быть учителем! Перефразирую выражение Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого воспитываем». Наталья Владимировна не раз говорила, что воспитанные нами ученики будут беречь нашу старость, мы будем жить в их стране. Значит, мы сами создаем себе будущее нашей страны, и оно напрямую будет зависеть от того, как мы выполнили свою работу. Стараюсь учить и воспитывать детей своего класса таким образом.
Беседовала Елизавета Фокина