Совещание в Верховном Совете Хакасии накануне посвятили регулированию деятельности такси. Принятые на федеральном уровне и вступающие в силу с 1 сентября новшества в деятельности такси потребовали введение регуляторных мер на территории Хакасии.
Таксистам в Хакасии станет жить труднее с 1 сентября
Новшества подразумевают усиление контроля за работой такси. В частности, будут созданы 3 реестра такси (реестр перевозчиков, автомобилей такси и служб заказа такси), будут введены ограничения для работы водителем такси, требования к внешнему виду автомобилей, солидарная ответственность для перевозчиков, водителей и агрегаторов такси в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира.
В совещании приняли участие председатель мандатной комиссии и по вопросам депутатской этики парламента Денис Бразаускас, председатель комитета Верховного Совета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Валерий Старостин, представитель парламента Липецкой области, республиканских министерств, Объединения самозанятых России, сервиса заказа такси, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хакасии Василий Кудашкин.
Участники совещания обсудили проекты нормативных документов, которые необходимо принять в соответствии с принятым Федеральным законом № 580-ФЗ от 29.12.2022.
Прежде всего, депутатам предстоит на июльской сессии утвердить закон, устанавливающий в том числе ограничение срока действия разрешения юрлицам и индивидуальным предпринимателям на право осуществления деятельности службы заказа легкового такси. Законопроектом, разработанным минтрансом Хакасии, предлагается установить срок 5 лет.
Республиканским правительством подготовлены изменения в постановление Правительства РХ № 490 от 30.09.2021, которыми предусматривается осуществление регионального контроля за службами заказа такси и водителями такси. Минтрансом Хакасии разработан проект постановления Правительства РХ, которым регулируется деятельность служб заказа такси, их правоотношения с региональным минтрансом и перевозчиками такси.
Также участники совещания обсудили предусмотренную федеральным законодательством возможность работы в такси самозанятым, уплачивающим налог на профессиональный доход.
При разработке новых норм ставилась цель вывести из тени нелегальный таксомоторный бизнес, между тем ужесточение требований к самозанятым ставит под вопрос реализацию этих нововведений. Представители Объединения самозанятых России и сервиса заказа такси считают, что эти требования выполнить крайне сложно.
По данным представителей таксомоторного бизнеса, в регионах 95-98% перевозок такси осуществляют самозанятые. Согласно новым правилам самозанятые должны будут ежедневно проходить предрейсовые медосмотры и техосмотры автомобиля.
Между тем, например в Хакасии, по мнению владельцев агрегаторов, пунктов осмотра недостаточно. Стоимость ОСАГО по тарифу «Такси», без которого нельзя работать в такси, достигает 50 тыс. рублей, что в 10-12 раз превышает стоимость обычного полиса.
При этом для большинства самозанятых работа в такси не является основной, служит дополнительным способом заработка, в связи с чем целесообразность работать легально теряется.
Емкость рынка самозанятых, сотрудничающих с одним из агрегаторов в Хакасии, составляет около 12 тыс. водителей. Таким образом, как отметили представители бизнеса, уход самозанятых перевозчиков из легального сектора негативно скажется на социальной стабильности в регионе. Между тем легализация самозанятых в такси позволила бы привлечь в республиканский бюджет дополнительные средства.
Выслушав аргументы всех присутствующих, участники совещания предложили создать рабочую группу на площадке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хакасии с целью проведения всестороннего анализа обозначенной проблемы и выработки комплексных решений.
«Нужно предвосхищать возникновение проблем. Для этого включим в рабочую группу депутатов Верховного Совета, представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, страховых компаний, бизнеса, изучим ситуацию в целом по стране, чтобы принять выверенное решение», - подвел итоги обсуждения данного вопроса председатель комитета по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев.
Комментарии