Россия живёт в системе координат, где в точке А бабушка отдаёт пенсию на квадрокоптер для русских войск, а в точке Б поп-звезда в Дубае приобретает автомобиль за сотни миллионов рублей. Есть в этой ситуации что-то откровенно неправильное, нездоровое, из-за чего война с Западом даётся нам крайне тяжело.
Отъехал от линии фронта и попал в Лас-Вегас
Когда попадаешь с фронта в пока ещё не затронутые боевыми действиями регионы России, то испытываешь ощущения, близкие к шоку. Ещё совсем недавно ты видел вокруг себя блиндажи, воронки от снарядов, закопчённые стены и пробитые ракетами крыши, слышал постоянный шум от пусков и прилётов, хруст осколков под ногами, вывозил мирных из "красной зоны"… А затем ты отъезжаешь на несколько сотен километров и наблюдаешь абсолютно другую картину: трассы и города переливаются всеми цветами радуги, витрины магазинов заманивают красотами дорогой жизни, спортзалы, рестораны, клубы заполнены нарядными людьми, а крутым считается не мехвод танка, а мажор на спорткаре.
И тут возникают двойственные чувства. С одной стороны, хронически уставшие, измазанные землёй и копотью люди в зелёном воюют именно за то, чтобы в тылу всё светилось и переливалось, чтобы всё было как раньше: чтобы людям было куда пойти после работы или в выходной, чтобы была возможность выбрать понравившуюся пару обуви из сотен выставленных в магазине. И тем не менее, с другой стороны, всё равно чувствуешь, что эта большая, пёстрая, без остановки развлекающаяся Россия даже не понимает, кому обязана подобной беспечной и яркой жизнью. Во всяком случае, во всей этой нарядной круговерти ничего не напоминает о войне, и понимание этого, похоже, так и не придёт – до той самой поры, пока с неба не прилетит ракета…
Вспоминаю Луганск конца мая – начала июня 2014 года. Как к ополченцам на военном джипе подкатывали подростки на забавных велосипедиках, в бейсболках, надетых козырьками набок, и интересовались: "Ну шо, пацаны, война будет?". Отвечали, что будет. Но упорный диджей до последнего крутил пластинки на свежем воздухе возле отеля "Луганск", собирая вокруг себя местный молодняк. Так продолжалось до тех пор, пока однажды рядом не "прилетело". И вроде бы никого не убило, но тусовки резко прекратились. Не проводятся они и по сей день, что и понятно – война так и не закончилась, просто для кого-то она началась на несколько лет позже.
Понимали ли в 2014-м жители, например, Белгорода и одноимённой области беду и страх жителей Луганска и Донецка? Задумывались ли они о том, что война может прийти и в их дом? Вряд ли. Но та добралась до них спустя восемь лет. И они теперь совсем другие: во всяком случае, боль и страх луганчан и дончан образца 2014-го им уже понятны. Но понятны ли они москвичам, питерцам, казанцам, калининградцам, сочинцам? Есть вполне обоснованное подозрение, что нет, хотя после недавнего взрыва в кафе Санкт-Петербурга многие жители Северной столицы вспомнили про теракт в метро.
Нужно ли снова стать бедными?
И тут в голову приходит крамольная мысль, что хорошая жизнь русского человека развращает. Вот во времена СССР люди годами стояли в очередях на получение телефона, ежедневно – за необходимыми продуктами, добывали с рук, по знакомству, из-под полы и втридорога импортную обувь, а приличные костюмы шили в ателье, потому как в универмагах продавали напоминающие тихий ужас достижения отечественной лёгкой промышленности.
Зато большинство граждан были патриотами, готовыми защищать Родину от возможной империалистической агрессии. Но едва "вентиль приоткрыли", как страну заполонили кооперативы, видеосалоны, "СПИД-Инфо", а чтобы поехать за рубеж, больше не нужно было сдавать историю компартии Болгарии. Население одним махом и без сожаления сдало страну за жвачку, джинсы-"варёнки" и "Макдоналдс".
Но простой народ в основной своей массе всё-таки с началом выпавших на долю нашей Родины серьёзных испытаний показал себя достойно: люди порой отдавали последнее нашим солдатам на фронте, обеспечивали их на первых порах многим – от носков до квадрокоптеров и раций. Иногда отдавая последнее, как женщина из Ульяновска, передавшая 300 тысяч из своих сбережений на квадрокоптер.
Вот и недавний опрос ВЦИОМ показал, что 91% опрошенных граждан России считаЮт себя патриотами. Ясное дело, что понятие "патриотизм" изворотливые умы, мелкие души и просто сумасшедшие могут насыщать сугубо своим личным содержанием (доводилось видеть в Сети и украинствующих "русских монархистов", и активно осуждающих СВО красных, готовых во имя поражения своей страны простить Киеву даже тотальный ленинопад). Тем не менее тенденция показательна. Обычные люди в целом всё понимают и постепенно пробуждаются от мещанской спячки. Другое дело – люди "необычные", те, у кого всегда найдётся полмиллиона на карманные расходы.
Замашки "небожителей"
Относительно недавно (8 апреля) в Дубае, ставшем своего рода оазисом для российских богатеев и представителей их свиты, которых не пускают "в европы", а в России оставаться страшно и противно, прошёл очередной аукцион. В ходе которого продавались "самые благородные номера". Не порядковые, а автомобильные. И небезызвестный Павел Дуров, в своё время прославившийся швырянием денег в толпу, сделал ставку в 35 миллионов дирхамов, то есть в 772 миллиона рублей на номер "Р7".
Но ставка не сыграла – кто-то (говорят, из местных пустынных князей) перекупил лот за 55 миллионов этих самых дирхамов. И остаётся только закрыть глаза и представить себе, сколько на эту сумму можно было бы купить нужного и полезного для русских солдат….
Но если, повторимся, с Дуровым всё понятно, то стиль жизни такого вполне себе патриота, как Тимур Юнусов, он же Тимати, не может не удивлять. Тот в своё время даже записывал треки чуть ли не о дружбе с Владимиром Путиным, за которые его дружно, как они умеют, сожрала "прогрессивная общественность". После чего рэпер несколько поутих, но отнюдь не в вопросе любви к жизни на широкую ногу.
Так, СМИ сообщили, что в марте в том же Дубае Тимати приобрёл Lamborghini Veneno Roadster за 725 миллионов рублей… И снова приходят мысли о том, как все эти миллионы могли послужить Победе русской армии. Мы не знаем, может, господин Юнусов помогает нашим бойцам тайно, не афишируя, но вот к чему эти многомиллионные автопонты, когда страна с огромным напряжением воюет? Впрочем, кто знает, вдруг для артиста теперь Дубай – его страна, а в России он просто заколачивает бабки?
Или вот ещё занятное – в начале марта, в то самое время, как украинские ракеты и снаряды падали на Донецк, Курскую и Белгородскую области, в Москве с размахом гуляли участники и гости Национальной музыкальной премии "Виктория". Учредителями которой выступили олигарх Михаил Гуцериев, композитор и продюсер Игорь Крутой и гендиректор "Газпром-Медиа Радио" Юрий Костин.
Почтеннейшую публику развлекали со сцены записной заукраинец Александр Ревва и украинская патриотка Ани Лорак, композитором года назвали одного из главных критиканов СВО Леонида Агутина, лучшей певицей признали некую Анну Асти, которая "по барам в пьяном угаре", ну а песней года стал весьма "патриотичный" трек некоей Люси Чеботиной про "Солнце Монако".
И, конечно, совсем не удивительно, что на пафосном мероприятии, участники которого пытались перещеголять друг друга вычурными нарядами, не было заметно ни Юлии Чичериной, ни Джанго, ни Юты – формат их песен явно не подходит для нежных ушей нашей "элитки". Но вот почему не позвали и не вручили что-нибудь хотя бы ради приличия Ярославу Дронову, он же Шаман, чьи патриотические песни собирают миллионы просмотров, а концерты проходят при неизменных аншлагах?
Может, по той причине, что организаторы непонятно какой национальности премии "Виктория" принадлежат к той же тусовке, что и нынешняя обитательница Израиля Алла Пугачёва, в свое время выгнавшая Ярослава со своего шоу "Фактор А"? Ну, как видим, время всё расставило на свои места, и где теперь Пугачёва, а где – Дронов? Надеемся, то же самое произойдёт и с "национальной премией" для своих, но вопросы останутся всё те же: за чей счёт банкет во время войны?
Что с того?
СВО идёт более года, и в очередной раз приходится констатировать очевидное: Россия – не Украина. Ещё хотя бы потому, что украинские олигархи и богатеи встают в очередь, чтобы помочь своей вооружённой банде. А у нас либо пытаются "съехать с темы", либо делают заявления о необходимости мира, либо продолжают жить как ни в чём не бывало, соря деньгами, будто их страна ни с кем не воюет.
Вот и получается, что пенсионерка из Ульяновска находится на одной чаше весов против украинских богатеев и щедрых западных спонсоров на другой.