Конец учебного года все ближе, а значит, наступила горячая пора для выпускников — подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Педагог и психолог Анна Быкова дала простые советы, как поддерживать детей в этот непростой период.
Помогите ребенку организовать режим дня
Это основная задача родителя – и в то же время самая сложная. Потому что ребёнок вроде бы вырос и сам хочет решать, чем и как заниматься. Но дело в том, что лобные доли мозга, которые отвечают за волю, созревают годам к двадцати. То есть «естественной» воли подростка может не хватить для качественной подготовки к экзаменам и его нужно будет направлять и поддерживать.
Основа режима дня, а также залог хорошего запоминания материала и успешной сдачи экзаменов – ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценная еда и здоровый сон. Если ребёнок, например, будет достаточно спать, но при этом целыми днями будет только учиться, то ничего хорошего тоже не выйдет. Нужно не только зубрить уроки, но и полноценно отдыхать.
Стоит учитывать, что материал лучше запоминается, когда мы повторяем его перед сном.
Идеальный вариант, когда школьник прочитал материал утром или днём, а затем повторил его вечером и лёг спать. В этом случае информация из оперативной памяти перейдёт в долговременную. А если поучил днём, вечером повторил, а потом пошёл на «тусовку» или забил информацию эмоциональными событиями и разговорами – то утром нужного эффекта не будет.
Учитывайте индивидуальные особенности
Дети очень разные – одни планомерно учат уроки в течение года и приходят к экзаменам уже подготовленными, а есть «спринтеры», которые осваивают большой объем информации непосредственно перед экзаменом. Есть дети, которые предпочитают заниматься с утра. Есть те, кто учатся ночами, а отсыпаются утром. Это индивидуальные особенности – и те, и другие дети могут успешно окончить школу, поэтому обе стратегии имеют право на жизнь. Но при любой стратегии в ночь перед экзаменом важно, чтобы ребёнок спал, а утром встал бодрый и хорошо позавтракал.
Бывают тревожные дети, которые целыми днями учат уроки и отказывают себе в отдыхе. Они думают, что сначала учёба, а отдых – потом. Истощенный нагрузками ребёнок хуже запоминает материал, а его нервная система «перегревается» и на экзаменах может выдать неожиданную реакцию. Такому ребёнку нужно напоминать о необходимости отдыха.
Не демонизируйте ОГЭ и ЕГЭ
Если ваш школьник склонен переживать по поводу учёбы, то старайтесь не запугивать экзаменами. Иногда создаётся ощущение, что к выпускным экзаменам начинают готовиться чуть ли не с первого класса. И чем старше ребёнок становится, тем сильнее психологическое давление учителей и родителей. Важно не перегнуть палку!
Пусть ребёнок знает, что экзамены – это важно, что надо постараться сдать их максимально хорошо, что от них в какой-то степени зависит ближайшее будущее ребёнка. Но ближайшее будущее – это не вся жизнь. Не стоит отказываться от своих хобби, интересных мероприятий во имя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Не становитесь для ребёнка учителем, даже если вы сами хорошо разбираетесь в предмете. Это другая роль, которая может сильно подпортить детско-родительские отношения. Бывает, что в выпускном классе все общение детей и родителей сводится к теме экзаменов. Родители наседают, требуют, контролируют, проверяют. Это очень выматывает обе стороны, провоцирует ссоры и недопонимания. С какими-то другими
вопросами к родителям лишний раз подходить уже не хочется, потому что опять все переведут на тему учёбы. Сам процесс подготовки к экзаменам можно переложить на плечи профессионалов и в принципе снять с себя эту головную боль.
Научите учиться
Помогите подростку сформировать лучшую для него стратегию подготовки к экзаменам. Есть дети, которые лучше усваивают аудиоинформацию. Есть визуалы, которым ближе зрительные образы. Можно рассказать ребёнку о различных способах запоминания, различных приёмах мнемотехники, то есть научить детей учиться, помочь им в этом. Показать, что большой объем информации уложится в голове гораздо быстрее, если мы систематизируем его в виде таблиц или схем.
Обсудите план
Все планы по покорению лучших вузов и подготовке к экзаменам стоит согласовывать с самим ребёнком. План не должен выглядеть, как готовая инструкция, спущенная сверху, потому что любой подросток воспротивится такому вторжению просто из-за своего возрастного негативизма.
План должен родиться в совместном обсуждении. Родители могут задавать наводящие вопросы, но у подростка должно быть ощущение, что это его решение.
Можно сказать, что этот план нужен в первую очередь вам – чтобы вам было не так тревожно в ожидании экзаменов. Так ребёнок почувствует свою значимость и при этом автономность. А это очень важно для подростка!
Не требуйте от ребёнка слишком многого
Многие родители требуют от ребёнка великих свершений – ты должен сдать на максимальный балл, ты должен поступить в такой-то вуз... Взрослые как бы подразумевают, что если подросток не сдаст экзамены, то вся его дальнейшая жизнь полетит кувырком.
Они могут требовать от сына или дочери каких-то нереальных побед, а ребёнок будет переживать и нервничать из-за этого. Чем выше ожидания – тем сложнее учиться, так как выше стресс.
Такие достигаторские установки вредны для ребёнка и его будущего. Гораздо экологичней иметь запасные варианты развития событий. Например, если ты сдаёшь на максимальный балл, то поступаешь в лучший вуз. Если сдаёшь на меньший балл – тоже куда-нибудь поступишь. Если вовсе не сдаёшь – экзамены можно пересдать.
Хорошо, когда у вас есть план А, план B и план C. У детей бывает линейное восприятие: они нарисовали у себя в голове одну стратегию и не видят другого пути. Задача родителей – показать разнообразие вариантов. Дорога к мечте не всегда бывает прямой. К желанной цели есть сотни разных путей, и нужно помочь ребёнку их увидеть.