Учёные Хакасского госуниверситета на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы РФ проанализировали предложение туристских услуг по приоритетным территориям Хакасии. Сопоставив доходы граждан с ценами на рынке туристских услуг региона, они сделали выводы о необходимости стимулирования потребителей путешествовать по республике, об этом рассказали в пресс-службе ХГУ.
В очередном номере научного журнала «Вестник ХГУ им. Н.Ф.Катанова» опубликовано исследование кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики Хакасского госуниверситета Евгении Семёновой и магистранта Маргариты Кузнецовой «Развитие рынка туристических услуг Республики Хакасия».
В 2021 году объём оказанных услуг в сфере туризма увеличился на 0,2 % по сравнению с 2019 годом и составил 202,3 млн рублей. При этом в 2020 году наблюдалась отрицательная динамика. Предположительно, данный спад связан с эпидемиологической обстановкой как в республике, так и в мире.
Развитие внутреннего туризма можно оценить по показателям деятельности гостиничного сектора, хотя он используется не только в туристических целях. Учёными проведён анализ выручки по предоставлению мест для временного проживания туристам, лицам, приезжающим с деловыми целями. Часть предприятий предоставляет не только места для проживания, но и возможности для отдыха, развлечений и питания. За данный период на территории Хакасии наибольшая доля выручки приходится на «Загородный отель Гладенькая» – в 2020 году выручка составила 53 630 тыс. рублей, что на 2,59 % меньше, чем за предыдущий отчетный период. Несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, в 2020 году чистую прибыль получили: «Этно-тур» – 504 тыс. рублей; Спортивно-туристический центр «Звёздный» – 504 тыс. рублей; «Престиж-тур 2» - 95 тыс. рублей; «Бегущая по волнам» -791 тыс. рублей; «Гостиница Хакасия» – 15 349 тыс. рублей и др.
В 2021 году темп роста средних цен на такие туристские услуги, как «экскурсии автобусные» и «санаторий» превысили темп роста денежных доходов населения. Исключением является такой вид туристских услуг, как «музеи и выставки»: за анализируемый период средняя цена не изменилась и составила 168,18 рублей. С 2021 года в Хакасии формируется показатель «Экскурсионные туры по России, поездка». Средняя поездка по Хакасии за 2021 год предварительно составила 5 852,27 рублей.
Конкурентным преимуществом развития въездного и внутреннего туризма в республике является наличие приоритетных туристских территорий: Приисковый, Ширинские озёра, Енисейские ворота, Карлов створ, Поднебесье, Горная Хакасия. Вместе с тем рост внутреннего и въездного туризма на данных территориях сдерживается рядом факторов, например таких, как дефицит туристкой инфраструктуры, низкий уровень комфорта, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов, туристских и пеших троп.
При этом в региональных проектах на 2022–2024 годы предполагается развитие данных территорий только путём создания новых рабочих мест. Также развитие приоритетных туристских территорий республики в настоящее время не входит в национальный проект России «Туризм и индустрия гостеприимства». Повышение доступности туристских услуг для жителей республики и страны в целом – один из основных способов стимулирования к совершению путешествий по Хакасии. Конкуренция на данном рынке будет способствовать снижению цен на туристские услуги и, как следствие, увеличению потребительского спроса.
Справка
Хакасия отличается уникальным туристско-рекреационным потенциалом: богатое культурно-историческое наследие в сочетании с природно-ресурсными возможностями. Туризм выступает одним из основных направлений развития экономики, оказывая стимулирующее воздействие на такие виды экономической деятельности, как сельское хозяйство, строительство, общественное питание, торговля, связь, транспорт, выступает фактором социально-экономического развития региона.
Внутренний и въездной туризм вносит в развитие региона как прямой, так и косвенный вклад. Прямое влияние заключается в увеличении дохода региона за счёт фактических расходов, которые несут туристы на территории республики, косвенное – в заинтересованности и спросе на туристские услуги.
Комментарии