Филиппенко заскучал по Пугачевой: Кощей отправился к Бабе Яге
ФОТО: EKATERINA TSVETKOVA, KOMSOMOLSKAYA PRAVDA

Список политических эмигрантов пополняют актеры. Они уезжают, думая, что увозят с собой из России своё творчество. Но на самом деле всё лучшее, сделанное ими, остаётся нам.

Поразъехались

Советское искусство понесло очередную невосполнимую утрату. Какое-какое искусство? Советское. Ну или антисоветское, какая разница? Главное, что не русское искусство. О чём это мы? Да всё про уезжающих знаменитостей, артистов московских театров.

Тут намедни несколько новостей про них было. Сначала некто Назаров отправился в Израиль гастролировать. С супругой. Запланированы выступления в 6 израильских городах. Недорого.

Потом появилась информация о том, что из России в Литву уехал "народный артист" Александр Филиппенко. Если кто забыл, это знаменитый перестроечный "и козел на саксе...", а также лучший Кощей Советского Союза из фильма "Там, на неведомых дорожках". (Разумеется, были у него и другие удачные роли, и даже много).

Филиппенко, как и Назаров, довольно давно занял антигосударственную позицию. После того как "все это началось" (слова его дочери в интервью телеканалу-иноагенту "Дождь"*) фотографировался в вышиванке. Впрочем, может случиться и так, что это фото в вышиванке в запрещенной в России социальной сети было отражением не убеждений актера, а расчетливым ходом: придется эмигрировать на запад, есть и доказательство "диссидентства" и даже, возможно, доказательства гонений. Гонениями при желании можно счесть непродление контракта с пожилым актером в театре Моссовета. 

Искусство фиги в кармане

Назаров и Филиппенко — не единственные, не уникальные, они типичные представители театральной артистической "элиты". Тем и интересны.

То есть не лично интересны, а как представители социальной группы. И не тем, что делают — ничего интересного в этой мелкой измене и недоэмиграции нет, а тем, почему так себя ведут. И ещё один вопрос возникает: что же с ними теперь делать?

Сначала про "почему". Потому, что они — и пожилые, как Филиппенко, и среднего возраста, как Назаров и кое-кто помоложе — плоть от плоти советской интеллигенции, точнее даже, "советских деятелей культуры". Родовое проклятие этого социального слоя — знаменитая "фига в кармане". Ненависть и презрение к своей Родине, глубоко скрытые, поскольку храбрости высказать эту ненависть нет. А желание получить от Родины все возможные блага, начиная от народной любви и заканчивая квартирами, дачами и загранпоездками — есть. Особенно ценили они, конечно, загранпоездки. Возможность прикоснуться к "красивой жизни". Возможность почувствовать себя "элитой", получив то, чего нет у большинства. Гастроли в условном Париже были той платой, которую они получали за лояльность. И за эту плату ненавидели они государство ещё сильнее — тем сильнее, чем глубже вынуждены были прятать в карман свою фигу. Чем сильнее должны были маскировать "эзоповым языком" свое презрение и готовность облить грязью всё русское... Точнее, всё государственное.

Нет, лучшие из них и в самом деле были талантливы. Но "фига в кармане" была главной характеристикой личности каждого из них — и всей социальной группы в целом.

Они так отчаянно верили, что запад лучше России, что на западе всё бесконечно лучше, чем в России, что когда Россия, воспрянув, вступила с эти западом в настоящую войну, у них не появилось даже мысли о том, чтобы поддержать свою Родину. А только мысль о том, чтобы выслужиться перед западом. И для безопасности на этот запад убежать.

Именно в этом и только в этом причина поведения и актеров, и певцов. И Назарова, и Слепакова, и Пугачевой, и Макаревича* и иностранного агента Земфиры* и... И имя им все-таки не легион. На легион, пожалуй, не наберется. Так, слегка усиленная "золотая рота".

Искусство в большом долгу

Однако теперь, внимание, главный вопрос. Что нам с ними делать?

У нас есть две возможности. Мы можем, взяв пример с того запада, который им так мил, вооружиться "культурой отмены". Изъять их имена из титров старых фильмов и записей спектаклей, где они когда-то были заняты. (На днях звучало даже предложение с помощью современных технологий убрать из "Иронии судьбы" Барбару Брыльску и Лию Ахеджакову — за их нынешнюю антирусскую позицию). Забыть их полностью, благо это совсем не сложно — уезжая, они ведь оставляют в России львиную долю своей публики.

Или мы можем сказать: да, человек оказался гнилой, но тридцать лет назад роли сыграл неплохие. Оставим себе его образ в этих ролях, голос в этих песнях — а то, что он делает сейчас, ничтожно настолько, что мы можем этим пренебречь.

Возможно, лучше всех эту мысль выразила на своей странице в социальной сети председатель комитета по культуре Государственной думы Елена Ямпольская:

Не Брыльска с Ахеджаковой дороги, а повторявшееся из года в год предвкушение праздника…

Слава Богу, в нашей памяти достаточно легенд, которые реализовались в те времена, когда у творческой интеллигенции редко спрашивали, что она думает о политике. И, знаете, крепче было.

Не буду кричать: "Сотрем, замажем, вырежем, плюнем вслед!" Сделанное для страны... не отменяется. Сделанное и сказанное против страны не забывается. Могут эти люди сегодня выходить на российскую сцену, имеют моральное право? Нет. Их прежние достижения принадлежат нам. Их самих с нами больше не будет. Наука выбирать — это всегда и наука отказываться.

Давайте сконцентрируемся на завтрашнем дне. На талантах, которые учатся и воспитываются в творческих вузах сегодня. Пусть они не причинят боли своим будущим зрителям.

Когда-то у Филиппенко было хорошее чувство юмора. В отношении возрастных коллег, теряющих связь с действительностью, зачастую балагурил: "Ну, этот давно в Тибете"… Я предпочту считать, что и сам он теперь "в Тибете". Все-таки солиднее, чем в Вильнюсе."

Что с того

То, что надо сделать — это очень просто и очень сложно. Одновременно.

Очень просто технически — ничего не надо запрещать, ограничивать в показе, замазывать в титрах и "блюрить" в кадре. Всё может оставаться как было. Оно наше, нет нужды его самим у себя отнимать.

Очень сложно психологически. Потому что сердце болит. Ты этого Кощея увидел первый раз, когда учился в третьем классе, а потом всякий раз, увидев актера на экране или в театре, заново переживал это волшебное впечатление. И вот теперь до внуков скоро дойдет, и ты думал, что покажешь и им это кино, оно же не устареет... Но как же забыть о том, что экранный Кощей оказался кощеем в реальной жизни? Вместе с иными такими же персонажами...

Организации и физлица, внесённые Минюстом России в реестр иностранных агентов

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий