Разведчики о своём боевом товарище, гвардии старшем сержанте, заместителе командира разведвзвода, кавалере ордена Красной Звезды Анатолии Бурнакове.
В октябре 1982 г. в разведроту 70-ой отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в г. Кандагар, прибыли 3 сержанта. Они только что окончили школу младших командиров в г. Ашхабаде. Командир роты капитан Вячеслав Сёмушкин провёл с каждым из них беседу, целью которой было знакомство и выявление индивидуальных качеств прибывших. Александр Макареня, младший сержант, попал в первый взвод, Анатолий Бурнаков, сержант, - во второй. Игоря (фамилию никто не помнит) в тот же день перевели в другое подразделение. Анатолий Бурнаков, невысокого роста, но крепкого, спортивного телосложения, сразу привлёк внимание командира.
Вячеслав Сёмушкин, в 1981-83 г.г. командир разведроты, г. Ростов-на-Дону:
- Да, такой боец служил в моей роте. Воспоминания, впечатления только хорошие. Спокойный, рассудительный. Тяжести воинской службы в ДРА переносил достойно. В ходе ознакомительной беседы я выяснил, что он из Хакасии, неплохо стреляет. Особого времени на обучение не было, поэтому его умение сразу и пригодилось. Его личным оружием был автомат Калашникова с приборами для ночного видения и бесшумной стрельбы. Ему по команде приходилось применять его первым, чтобы остаться незамеченными и неуязвимыми во время выходов.
Евгений Селезнёв, г. Новороссийск:
- Какой-то промежуток времени он был за командира нашей БМП. Помню, что парень был толковый. Предыдущий командир отделения Виктор Василиу заболел желтухой, и его на лечение отправили в Союз. А Толик стал на его место. Я был наводчиком-оператором на БМП-2, демобилизовался в мае 1983 года.
* * *
Анатолий Бурнаков родился в небольшой деревне Верхняя Тёя Аскизского района Республики Хакасия. В 12-ти километрах от деревни в тайге жил его дед. Все выходные дни и каникулы Толя проводил у него. Дед Игнат был знаменитым на всю округу охотником-промысловиком, пушнину сдавал в Бирикчульский промхоз. На его счету более 70-ти убитых медведя. Старик мог завалить хозяина тайги даже из малокалиберной винтовки ТОЗ-8. Он и внука научил хорошо стрелять. Толя мог попасть в горловину лежащей бутылки и в лезвие ножа. Так охотники проверяют и пристреливают ружья. Своего первого медведя Толя убил в 15 лет.
* * *
Василий Криса, г. Иерусалим:
- Помню, Толик рассказывал, как он со своим дедом ходил на охоту, что дед мог даже из «мелкашки» убить медведя. Растачивал пулю и стрелял в подмышку медведю. Мы удивлялись и говорили, как можно попасть в подмышку? Толик отвечал, что, приблизившись к человеку, медведь встаёт на задние лапы и поднимает передние. Вот тут дедушка и стрелял. На наш вопрос «А если промахнётся?!» Толик гордо отвечал, что дед никогда не промахивается. И говорил это так спокойно, что ни у кого не возникало сомнений в его словах. И как-то автоматически верилось раз и навсегда, что и сам Толик никогда не промахнётся в решающий момент.
Андрей Миронов, г. Мурманск:
- Толя рождён был охотником. В Афганистане, я думаю, проснулись заложенные природой качества. Я увлекаюсь рыбалкой и охотой. Так вот, стрелять «по стволу» учил меня Толик. Это стрельба на близкое расстояние, когда мушка не даёт желаемого результата. Хорошее зрение, меткая стрельба, седьмое чувство... С такими данными сам бог велел ему быть одним из лучших бойцов лучшего подразделения 70-ой ОМСБр.
Михаил Литвин, г. Чернигов:
- Толик отлично стрелял. В засадах на караваны в темноте «снимал» духов одного за другим. Потом вступали в «игру» все остальные. Я был пулемётчиком, но первой скрипкой всегда был он. В общем, прирождённый воин.
Игорь Кобель, г. Славянск:
- Он был самым метким стрелком, всегда попадал противнику в голову. Да ещё в полной темноте, т.к. разведка работала по ночам. Толик был настоящим другом, который не знал страха. Операций было много. Все прикрывали друг друга. Подвиги совершались ежедневно, и это было для нас обыденная жизнь. Никто не считал себя героем.
Василий Криса, г. Иерусалим:
- Трудно сейчас вспомнить все выходы и засады, в которых мы принимали участие. Но никогда не сталкивались с трусостью или предательством со стороны наших товарищей.
Андрей Миронов, г. Мурманск:
- ... Уложить 7 духов ночью, имея на мушке только фосфорные насадки – вот это ДА! Двое дозорных на мотоцикле, плюс ещё пять – это работа Толика. Вот тогда нашумели ребята! С боем уходили в сторону «брони». Вытаскивала их бронегруппа всю ночь. Не забуду ту ночь…
Валерий Егоров, г. Новосибирск:
- Толик – это Толик! Если приходилось в «зелёнке» на ночь оставаться, он от группы чуть в сторону отползал, чтобы лучше ночь слушать. АК у него был, как я помню, 7,62. «Старики» другой калибр не признавали. В засаде он всегда первым начинал стрелять – только слышно, как затвор клацает. Приклад его автомата весь в зарубках был! Сколько их, не считал, но точно больше двух десятков!
Василий Криса, г. Иерусалим:
- Он был лучшим бойцом, пользовался заслуженным авторитетом среди сослуживцев. Его любили и уважали все. Толик отлично стрелял, всегда был в головной группе. От его первых выстрелов зависел успех боевой операции, а зачастую и жизнь всей группы. И в том, что мы вернулись из Афганистана живыми, есть немалая его заслуга.
Сергей Афиндулиди, г. Киев:
- Когда Анатолий пришёл в разведроту, меня уже в роте не было. Я получил ранение и был отправлен в госпиталь. В роту я больше не вернулся... Про то, что Анатолий стрелял хорошо, мне рассказывал Олег Писарчук. Он тоже из Киева, но сейчас работает за границей...
Валерий Егоров, г. Новосибирск:
- Я Толику службой обязан – поддержал он меня в первом моём боевом выходе. Очень поддержал. Мы тогда подходы к «бетонке» прочёсывали. Впереди поле метров 300-400 шириной. Через него только перебегать - в обход далековато было. Я тогда с ПК ходил. Вещь довольно тяжёлая. Все новички через него проходили - на выносливость. Трусцой и чешем через это поле, и где-то на половине засвистело. Издалека стреляли, но мне-то кажется, что все пули надо мной свистят! Упал. Лежу. И тут слышу: «Что разлёгся? Ждёшь, когда пристреляются? Бегом, твою мать!..» Поднимаю голову – Толик стоит. Я ему: «Ложись, Толян, стреляют!» А он как зарядит мне пинка по копчику: «Бегом!» В общем, пролетел я остаток поля, не помню, как. Свалился в арык. Ну, думаю – всё, зачморят! А Толян подошёл и говорит: «Не бойся, Егор, все через это прошли! Нормально всё будет!» И по плечу похлопал. Уверенность вселил в меня. Позже к себе в дозор забрал.
Михаил Литвин, г. Чернигов:
- Он был отличным парнем с прекрасным характером. Немногословный. Если что-то говорил, то по делу. Если что-то обещал, то всегда исполнял обещанное. На него можно было положиться в трудную минуту.
Василий Криса, г. Иерусалим:
- Анатолий был очень ответственным бойцом и верным другом. Он вообще не знал, что такое ложь, был скромным, я бы даже сказал, застенчивым. Не помню, чтобы он кричал. Говорил всегда тихо и спокойно, но твёрдым, уверенным голосом. Даже «Рота, подъём!» он не выкрикивал, а как-то громко проговаривал, что доходило до ушей всех. У него был своеобразный «таёжный» юмор. Он мог в самую тяжёлую минуту сказать всего пару слов, и это поддерживало всех и поднимало настроение...
Валерий Егоров, г. Новосибирск:
- Я называл его Чисайна, т.е. Леший (главный герой приключенческого фильма «Не ставьте Лешему капканы...», к/с им. М. Горького, 1981 г.) Кино смотрел в детстве, врезалось в память. Толик – настоящий Чисайна. Спокойствия ему было не занимать, как и меткости. Одним словом – Чисайна!
* * *
... После года службы в Афганистане Анатолия Бурнакова представили к медали «За отвагу». Об этом Анатолий написал своей сестре Анфисе 2 февраля 1984 года. Письмо хранится в Хакасском национальном краеведческом музее в г. Абакан. Медаль так и не была вручена.
* * *
Игорь Кобель, г. Славянск:
- Однажды к нам приезжал начальник штаба 40-ой армии генерал-майор Н. Г. Тер-Григорьянц (служил в Афганистане с середины 1981 года до конца 1983 года). Ему доложили, что наша рота самая боевая. Его удивило, что в роте мало награждённых. Он подошёл к Толику, спросил, не узбек ли он, на что Толик гордо ответил, что он хакас. Начштаба поинтересовался, где находится его родина и сколько противников он уничтожил, есть ли у него награды. Толик сказал, что наград не имеет, и начал загибать пальцы на руках, потом ответил, что по его подсчётам получается 18 убитых. Генерал приказал немедленно представить его к ордену. Так Толик получил награду, которую должен был получить ещё давно. В те времена руководство страны было скупо на награды. Их давали или посмертно, или при увольнении в запас. Толик, как и все ребята, каждую неделю совершал подвиг. Если бы за все подвиги давали награды, Толик получил бы больше всех.
Андрей Миронов, г. Мурманск:
- У Толика было немало действий для получения награды...
Валерий Егоров, г. Новосибирск:
- Мы тогда под Махаджиры сапёров прикрывали с левого фланга. Там духи всегда крепость обстреливали. Утром только втянулись в «зелёнку», они нас и прижали. Арычок мелкий попался. РД (рюкзаки десанта) на спине торчат, духи и лупят по ним. Доползли до дороги, под ней труба - еле-еле без бушлата протиснуться. Саня Ахмадуллин с радистом и решили поверху прорваться, прикрывая друг друга. Саня радиста прикрыл, а тому дувал сектор обстрела перекрывал. Когда Саня выскочил на дорогу, снайпер его и достал, тяжело ранил. Как потом выяснилось, на «чёрных аистов» нарвались. Саня на дороге лежит, стонет. Толик Бурнаков с Серёжей Ломакиным дымом дорогу закидали и Саню вытащили. Дембеля! Нас не пустили, сами полезли! Мало того, кто-то из них потом за Саниной шапкой лазил! БМП кормой в виноградник вломилась. Саню – в десант. До госпиталя не дотянул, в «вертушке» скончался. Я с Саней с учебки вместе был, поэтому чётко всё помню. Тогда-то и представляли Толика с Ломом на «Отвагу».
Василий Криса, г. Иерусалим:
- Пуля вошла со спины в область сердца и, видимо, задела позвоночник. Ноги были парализованы, и Саша, конечно же, был без сознания. Я исполнял внештатно обязанности санитара. Чётко помню, что пристегнул запавший язык булавкой к углу рта и начал делать искусственное дыхание, а Игорь Кобель, второй санитар, массаж сердца. Вроде завели. Подъехала БМП. Сашу эвакуировали, потом даже сообщили по связи, что он жив. Но радость наша была короткой. Просто молодое и здоровое сердце не хотело сдаваться. В течение 10-15 минут нам сообщили, что Саша погиб. Мы сделали всё, что могли. Помню, как его призыва Вася Дударёк встал в полный рост из арыка и стрелял из ПК длинными очередями, когда вытаскивали Сашу.
* * *
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 197-ХIот 17 мая 1984 года гвардии старший сержант, заместитель командира разведвзвода Анатолий Ананьевич Бурнаков «за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан» награждён орденом Красной Звезды. В наградном листе записано: «... В период с 11 октября по 20 октября 1983 года в составе разведывательной роты принимал участие в прочёсывании и уничтожении банд мятежников в «зелёной зоне» провинции Кандагар. 18 октября 1983 года БУРНАКОВ А. А. получил задачу прикрыть огнём отход роты к бронегруппе. Выбрав удобную огневую позицию метким огнём из пулемёта отвлёк огонь мятежников на себя, обеспечив тем самым безопасный выход роты к бронегруппе.
Командир 70 отдельной гвардейской мотострелковой бригады
гвардии подполковник В. Логинов».
* * *
Гвардии старший сержант Бурнаков был уволен в запас в мае 1984 года. После демобилизации работал газоэлектросварщиком на заводе «Вагонмаш» в г. Абакан. Орден Красной Звезды нашёл своего хозяина осенью 1984 года. Награду вручали на заводе. В тот день в Хакасию с гастролями приехал Иосиф Кобзон. Свой первый концерт он давал на «Вагонмаше». И тут такое дело!
Одноклассник Анатолия Эдуард Албычаков (их рабочие места в цехе находились рядом) рассказывает:
«Иосиф Давыдович поздравил Толика с наградой и рассказал, как ездил в Афганистан. Он там был, оказывается, много раз. На заводе никто, кроме самых близких друзей, не знал, что Толя служил в Афганистане. Он никому ничего не рассказывал. Каково же было удивление рабочих, когда узнали, что рядом с ними работает орденоносец! Таким скромным был Толик».
* * *
Позже Анатолий переехал в п. Аскиз. Стал работать в вагонном депо. 19 января 1985 года женился на Марине Кольчиковой. 25 августа 1985 года у них родился мальчик, назвали его Александром.
Однажды Толя поехал на родину в с. Верхняя Тёя к родителям. Дальше со слов старшей сестры Луизы, «пришёл односельчанин, попросил помочь разгрузить с КамАЗ-а прицепные грабли к трактору. Толя с удовольствием согласился. При разгрузке сорвался с кузова машины, упал на спину, потерял сознание. Сразу отказали руки и ноги. Был поставлен диагноз: перелом шейного позвонка. Прооперировали в Абакане. Руки и ноги остались неподвижными, но сам был в сознании. Толя понимал, что будет нелегко. Всё время повторял: «Хотя бы руки работали, я бы мог рисовать». Однажды попросил привезти ему веточку пихты: «Её смолистый запах придаст мне сил для скорейшего выздоровления». Но чуда не случилось - 30 июня 1991 года, ровно через неделю после операции, его не стало. Вот так нелепо оборвалась жизнь ветерана афганской войны. Было ему всего 29 лет.
Вот так сложилась на «гражданке» судьба лихого разведчика, одного из лучших бойцов лучшего подразделения 70-ой ОМСБр.
Анатолий Бурнаков похоронен на сельском кладбище села Верхняя Тёя Аскизского района Республики Хакасия.
* * *
15 февраля 2018 г. на фасаде Усть-Чульской средней общеобразовательной школы установлена мемориальная доска воину-интернационалисту, кавалеру ордена Красной Звезды Анатолию Ананьевичу Бурнакову. В этой школе Толя учился с 4-го по 10-ый классы. В тот же день было проведено открытое первенство Аскизского района среди школьников по стрельбе из пневматической винтовки памяти отважного разведчика. Победителям и призёрам вручены медали и денежные призы. Самому лучшему стрелку первенства было присвоено почётное звание «Бурнаковский стрелок» с вручением специального приза. Финансовую поддержку оказали районная администрация и спонсоры.
На торжественном открытии с видеоприветствием и с пожеланием успехов к юным стрелкам обратились бывший командир разведроты, полковник в отставке Вячеслав Сёмушкин (г. Ростов-на-Дону) и сослуживец, боевой товарищ Анатолия Бурнакова Василий Криса (г. Иерусалим). Открытое первенство по стрельбе из пневматической винтовки памяти воина-интернационалиста заняло достойное место в спортивном календаре Аскизского района Республики Хакасия. Оно проводится ежегодно. В школе создан музейный уголок памяти отважного разведчика.
Анатолий Бурнаков награждён (посмертно) Памятным знаком «Кандагар – зона ответственности «Юг» под № 500. Инициатором выступил Сергей Купцов, бывший командир 1-го ТВ 1-ой ТР ТБ 70-ой ОМСБР, зам. нач. БТС (1981-82 г.г.), рекомендовал Вячеслав Сёмушкин, бывший командир разведвзвода. Знак передан на вечное хранение в музей Усть-Чульской средней общеобразовательной школы.
Член союза журналистов Республики Хакасия Алексей Боргояков.