Как сообщало 19rusinfo.ru, в ноябре 21 года на таштыпской земле в Хакасии было установлено трехметровое изваяние распятого Иисуса Христа из кедра.
Автор идеи и исполнитель (делала крест его команда из 50 мастеров) Александр Исаков - предприниматель и заодно депутат Таштыпского райсовета. И вот беда: почти сразу появились противники установки Распятия, которые буквально требуют убрать его.
Сам г-н Исаков такому повороту дел и шумихе только рад. Такую рекламу сделали их произведению искусства:
"Москва звонит, из 4-х студий звонят, Екатеринбург приехал снимать.
Они только поупражнялись в риторике. Чем больше ажиотажа, тем мы себя чувствуем увереннее. Это предвыборный кипиш. Что там один квадратный метр земли сельхозназначения. Тем более, на нейтральной полосе. И это не капитальное здание-сооружение. На него не требуется особого разрешения. И отвода земельного участка. Это все равно, что лавочку поставить.
Ну накажут, я готов пострадать, что теперь сделаешь. Это Василий Иванович, серый кардинал, мы беседовали с ним вчера. Очень доброжелательно", - говорит в комментарии информагентству Исаков.
По словам Исакова, так бывший глава района Василий Шулбаев начал свою предвыборную кампанию. Выборы главы Таштыпского района, напомним, планируются в сентябре этого года.
"И экс-глава вполне мог делать свою кампанию на этой ситуации. Получить такие политические, человеческие и прочие дивиденды. А это я ему сказал: "Ты черную метку получил политическую, не хватило тебе ума, хотя я тебе передавал". Через ребят, наших ребят. Через нашего депутата Александра Николаевича передавал, что у него сейчас есть уникальная возможность взять и разрулить эту ситуацию. Но он пошел длинным путем, собрал нас 8 февраля.
А мы обсудили ситуацию с депутатами районного Совета после сессии. Я сказал: "Меня долбят за эти дела. Мне важна ваша позиция. Вот Василий Иванович приглашает нас на ковер, а цель его какая - стать лидером этого протестного движения. А перед тем как кипиш устраивать, они не продумали, как будут отступать. Никуда они это Распятие не денут, у кого поднимется рука против бога", - уверен Александр Исаков.
Что думает по этому поводу сам Василий Шулбаев, председатель профильного комитета ВС РХ по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту, пока неизвестно. Он обещал дать свой комментарий позже.
Раз за дело взялся Верховный Совет, председатель комитета по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям Роман Челтыгмашев пояснил информагентству, что в Хакасии была попытка принять перечень мест, имеющих сакральное значение, для хакасского народа, объектов культурного значения.
"Он не был принят. А закон есть об объектах культурного значения Российской Федерации, который эту тему не регулирует. Поэтому здесь действуют нормы Гражданского Кодекса. Как я понимаю, здесь не соблюдены все нормы закона, установили в неположенном месте как самозахват. Поэтому два варианта: либо сносить, либо узаконить - взять землю пайщиков в собственность или аренду".
У министра национальной и территориальной политики Михаила Побызакова есть свой ответ информагентству:
"Что касается сакральных мест, законопроекты имеются в Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Якутия. У нас в Хакасии тоже где-то в 2011 году Верховным Советом принималось постановление, рассмотреть данный вопрос о сакральных местах. Но в итоге такого закона у нас нет. Законодательно не регулируется, а в обычаях есть места, поэтому очень тонко в Верховном Совете этот вопрос разбирали, Шулбаев Василий Иванович. Там были все заинтересованные структуры, лица.
Хакасы - они православные, поэтому здесь ни в коем случае чувства верующих ни у кого нет желания затронуть. Это все однозначно признали. Единственное, рекомендовали, что Росреестр говорит о нецелевом использовании земель, что местным властям в схеме терпланирования нужно учитывать религиозные объекты. А при установке религиозных сооружений тоже необходимо процедуру подбирать: разрешение получать, установку. В данном случае выяснилось, что это все не делалось. А земля там сельхозназначения. Поэтому религиозно-конфессиональную составляющую никто не осуждал. Рассматривали лишь в правовом поле. Рекомендация была, конечно, чтобы соблюдать порядки установки любого объекта.
Администрации Таштыпского района не присутствовала на заседании 8 февраля из-за коронавируса. Поэтому каких-то решений, в том числе снести крест, никто не принимал".
В комментарии 19rusinfo.ru Александр Вадимович рассказывал всю подноготную своего детища - деревянной скульптуры или арт-объекта - от идеи до воплощения.
По его словам, все было тщательно продумано, выверено, получено благословение местного батюшки, согласовано с администрацией района (глава Таштыпского района Алексей Дьяченко). Да и сама скульптура - настоящее произведение искусства - детально проработана. Сам образ в высоту 3 метра, а вместе с металлическим крестом высота почти 6 метров. Поставили его на каменно-бетонное основание. На изготовление ушло 2 года, делали из кедра. Доски склеивали между собой и прессовали. А потом пропитали специальным средством, которое защитит скульптуру от непогоды. Все сделано бесплатно. Огромный крест с Христом установили рядом с трассой недалеко от скульптуры марала в 15 км от Таштыпа.
Кстати, долго выбирали и место установки. Батюшке было поручено совместно с администрацией выбрать место для установки креста. Сначала планировали на берегу реки в Таштыпе. Но там невозможно было его разместить: он большой и там будет строительство храма. Потом хотели поставить напротив Имека на горе типа Голгофы. Но затем обратились через администрацию, инициатором был Василий Иванович Шулбаев, давайте в этом месте не будем. Предлагали на перевале между Таштыпом и Абазой, на въезде со стороны Абазы, на въезде со стороны Таштыпа. В итоге установили на въезде в район.
Информация об этом прошла, коренное население не было против. А через два дня после установки появились противники. Совет старейшин собрали и решили большинством голосов обратиться в администрацию с предложением убрать это распятие. Администрация дала ответ, что убирать не будет.
"Потому что православие в Таштыпском районе, многонациональная территория, и если это сакральное место, то надо определить его радиус. Прокуратура отвечает, что это не капитальное сооружение и не подлежит вопросам убирать - не убирать, на усмотрение администрации", - говорит Александр Вадимович.
Он считает, что не стоит сталкивать лбами людей. И кампания, которая пройдет в этом году по выборам главы Таштыпского района, не стоит того. Сейчас мимо этого православного Распятия люди ездят, заезжают, там есть тропа. Есть те, которым это нужно, и туристы, и верующие.