Новые «часы старения» помогут измерять биологический возраст человека. Учёным важно исследовать биологический возраст человека: эти знания помогают определить влияния на процессы старения окружающей среды, включая изменения, проходящие в природно-климатических зонах, образа питания и методов лечения.
При этом биологический возраст может отличаться от хронологического (возраст по паспорту), который не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности. Поэтому так ценно знать возраст максимально точно. Ученые назвали новый метод BiT — бинаризованные часы транскриптомного старения.
Используя модельный организм Caenorhabditis elegans, исследователи из Кёльнского университета разработали «часы старения», которые считывают биологический возраст организма непосредственно по экспрессии его гена – транскриптому, сообщает Eurekalert. Сегодня методы определения возраста основываются на анализе ДНК, в структуре которой с возрастом меняется степень метилирования — присоединения метильной группы к определенным генам. Учёные отслеживают эти так называемые эпигенетические изменения генома или эпигенетические метки ДНК и по их набору оценивают уровень старения организма. Именно эти изменения и вызвали интерес к разработке транскриптомных «часов старения».
Учёные нашли новый подход – они использовали математический трюк для устранения различий в активности генов. Бинаризованные часы старения транскриптома делят гены на две группы — «включены» и «выключены», что сводит к минимуму высокую вариативность. Это делает старение предсказуемым с помощью гена транскриптома. Удивительно, но эта простая процедура позволяет предсказать биологический возраст, близкий к теоретическому пределу точности. Что ценно, эти «часы старения» можно использовать и для понимания состояния пожилых людей, биологический возраст которых раньше было трудно измерить. Открытие также позволяет исследователям точно прогнозировать надвигающиеся и замедляющие старение эффекты вариантов генов и различных внешних факторов у молодых.
То есть метод BiT может найти широкое применение в исследованиях старения, невзирая на возраст и состояние организма (а человечество всё более активно отодвигает возрастные планки, так «молодость» в России продвинули до 35 лет), поскольку метод основан исключительно на активности генов.
Комментарии