В поисках погибших цивилизаций: на дне Саянского моря возобновляются раскопки.
Скифские могильники и курганы бронзового века, захоронения эпохи Великого переселения народов и памятники раннего Средневековья один раз в год, всего на несколько недель, освобождаются из-под воды на отливе Саяно-Шушенского водохранилища. Археологи РАН и добровольцы РГО открывают очередной полевой сезон, чтобы успеть изучить сохранившиеся в этих местах памятники истории.
Саяно-Шушенская ГЭС — крупнейшая по мощности в России — расположена на реке Енисей, по которой проходит граница Хакасии и Красноярского края. Каждый год в мае на ГЭС происходит сезонный сброс воды, в результате чего на много десятков километров обнажается дно Енисея. Часть водохранилища на территории Тувы хранит под толщей воды памятники древних цивилизаций. С каждым полевым сезоном учёным удаётся обнаружить всё новые и новые реликвии ушедших эпох.
Первые находки в зоне затопления были обнаружены здесь ещё в 1965 году, в 2016 году к археологическим работам присоединились добровольцы РГО. За время исследований удалось обнаружить около 15 могильников и 200 небольших курганов, которые ещё только предстоит изучить. В планах на этот сезон — работы на двух грунтовых могильниках, состоящих примерно из 150 захоронений: они разрушаются быстрее прочих, поэтому их изучают в первую очередь.
— Со временем памятники разрушатся окончательно: вода сделает своё дело. Но мы стараемся их спасти, — отмечает руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН, кандидат исторических наук Марина Килуновская.
Раскопки традиционно ведутся в Улуг-Хемском и Чаа-Хольском районах Республики Тыва, на отливе Саяно-Шушенского водохранилища. Главная цель экспедиции — проведение археологических раскопок уникальных могильников периода хунну — азиатских кочевников. Основные — Ала-Тей-1, Чирик-Даш, Ыттыг-Аттыг-Ала-Тей и Хая-Ужу на берегу Улуг-Хема — так тувинцы называют Верхний Енисей.
— Сейчас мы сосредоточились на двух больших могильниках эпохи хунну: Ала-Тей и Терезин. В этом году главная наша задача — понять, сколько нам осталось их копать и сможем ли мы исследовать их целиком. Также в ближайших планах — начать исследовать памятники скифской эпохи. И, конечно, понять перспективу развития туризма — все эти артефакты можно увидеть своими глазами в мае — июне, — отмечает Марина Килуновская.
Среди исторически значимых находок последних лет — захоронение молодой девушки, погребённой в золотых серьгах с кораллами, предположительно руки персидских или индийских мастеров, несколько захоронений с мумифицированными телами, возле которых обнаружили шкатулки и сумочки с иглами и кусочками кожи, гребнями для расчёсывания шерсти и различными амулетами.
На могильнике Ала-Тей-2 археологи обнаружили железные наконечники стрел, удила и стремена XI–XII веков. Помимо бытовых предметов учёным удалось зафиксировать большое количество петроглифов. На данный момент специалистами изучено около 200 наскальных рисунков: их зарисовывают, создают 3D-модели и затем описывают.
Участники экспедиции обнаружили ряд курганов, которые большую часть времени находятся под водой, на глубине 15–20 метров. В древности эта местность являлась своеобразным входом в Саянский каньон Енисея и была расположена на одном из немногих возможных путей из Тувы в Минусинскую котловину. Важность расположения обусловила большую концентрацию археологических памятников разных эпох в данном районе — многочисленных курганов, крепостей и городищ.
— Это всё безумно интересно, потому что это вдыхает в древние артефакты жизнь и приближает современного человека к пониманию быта и образа жизни кочевников Центральной Азии, — подчёркивает Мария Килуновская.
В график работы учёных частенько вмешивается погода. В дневное время температура воздуха поднимается до 50 градусов, а ночью могут быть заморозки. Ландшафт местности способствует возникновению песчаных бурь. Ввиду таких погодных условий в основном работы ведутся в утреннее время.
Но несмотря на сложные погодные условия и трудности жизни в полевом лагере, в экспедицию всегда стоит очередь из добровольцев. Причём стать волонтёрами стремятся молодые люди со всего мира — в этом году, например, учёным будут помогать добровольцы не только из России, но и из Белоруссии и с Кубы.