Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Работа фламандского мастера «В мастерской скульптора» из собрания Хакасского национального музея".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
В 1989 году по завещанию скульптора И. Н. Карачаковой в Хакасский областной краеведческий музей на постоянное хранение была передана картина «В мастерской скульптора». Данная работа была атрибутирована сотрудницей Государственного Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Н. П. Бабиной, как работа фламандского мастера круга Бальтазара ван де Босхе начала ХVIII века.
В ХVII веке исключительно крупное значение в истории западно-европейского искусства принадлежит искусству Нидерландов, которое в это время разве разделилось на две большие национальные школы – фламандскую и голландскую. Обе эти школы характеризуются ярко выраженными и в основном противоположными чертами, обусловленными особенностями социально-экономического развития Фландрии и Голландии.
В 1477 году Нидерланды находившиеся ранее под властью бургундских герцогов, становятся наследственным владением испанских Габсбургов. При разделе в 1555 году Южные Нидерланды (Фландрия) отходят к Испании и правящему там Карлу V. Это был период, когда голландская республика была отделена от регионов Габсбургской Испании на юге после захвата испанцами Антверпена в 1585 году, и он продолжался примерно до 1700 года, когда власть испанских Габсбургов закончилась смертью короля Карла II. Фламандская живопись относится к периоду испанского владычества Габсбургов в ХVI-ХVII веках.
Центром фламандской живописи становится город Антверпен, во многом благодаря проживанию там художника Питера Пауля Рубенса. Фламандское искусство примечательно развитием таких жанров как историческая живопись, портреты, тематическая картина, пейзажи и натюрморты. Среди известных мастеров фламандской живописи мирового уровня такие мастера, как Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Антонис ван Дейк (1599-1641), Якоб Иорданс (1593-1678), Франс Снейдерс (1579-1657), Адриан Браувер (1606-1638), Давид Тенирс (1610-1690) и др.
Жанр изображения в тематических картинах интерьеров студий и картинных галерей появился в Антверпене около 1610-1620-х годов и получил развитие, как архитектурный интерьер в композициях Ганса Вредемана де Фриза (1527-1607), а также одним из первых новаторов этого нового жанра стал Франс Франкен-младший (1581-1642). Этот жанр живописи сразу же стал довольно популярным, и за ним последовали другие фламандцы, такие как Корнелис де Бальер (1607-1671), Ханс Йорданс-третий (1590-1643), Давид Тенирс- младший (1610-1690), Гиллис ван Тильборг (1625-1678), Иероним Янссенс (1624-1693), Жераром Томасом (1663-1721) и Бальтазар ван ден Босхе (1681-1715). На картинах художники обычно изображали большие мастерские и студии, где было много картин и скульптур, и других ценных предметов, которые изображались в элегантной обстановке на фоне многочисленных атрибутов искусства.
В центре композиции картины «В мастерской скульптора», хранящейся в Хакасском национальном краеведческом музее – изображена огромная студия со множеством происходящих в ей мизансцен. На переднем плане изображена огромная греческая скульптура с двумя борющимися атлетами из греческой мифологии и также изображен сам хозяин мастерской, который ведет беседу со знатным заказчиком, возможно о покупке его скульптур. В замкнутом пространстве комнаты выделяются два больших арочных окна, через которые в комнату поступает свет и видна частичка голубого антверпенского неба с большими кучевыми облаками. Многочисленные подмастерья скульптора усердно занимаются обучением ремесла скульптора, изображенный справа мальчик, увлеченно выполняет карандашные наброски со скульптуры греческих атлетов, другие два подмастерья старательно лепят скульптуры из гипса. Интерьер мастерской скульптора украшен тяжелыми барочными драпировками, скульптурой, многочисленными атрибутами искусства и большим глобусом, которые передают благодатную атмосферу творческого созидания в мастерской фламандского скульптора.
Живописец Бальтазар ван ден Босхе (1681-1715) был известным фламандским живописцем эпохи барокко, работавший в историческом жанре и изображавший мастерские художников и скульпторов, а также художественные галереи, был директором Антверпенской академии.
Он родился в Антверпене в семье бондаря и пивовара Антуана Босхе и Изабеллы Розьер, где 6 января 1681 года был крещен в церкви св. Вальпургии.
В 1697 году Бальтазар ван ден Босхе стал членом антверпенской художественной гильдии Святого Луки. Затем он отправился во Францию и некоторое время держал художественную студию в Париже, занимаясь творческой работой.
К 1700 году он вернулся в Антверпен и работал в своей мастерской, продолжал рисовать с заметным успехом. У мастера появились важные покровители, такие как английский герцог Мальборо, который посетил Антверпен после битвы при Рамийи в мае 1706 года за испанское наследство. Герцог Мальборо был настолько впечатлен работами живописца ван ден Босхе, что поручил ему написать свой портрет. Ван ден Босхе написал портрет герцога «Портрет графа Мальборо на коне» в соавторстве с известным художником- анималистом Питером ван Блуменом.
В 1706 году Бальтазар ван ден Босхе женится на Изабелле Юста и семье родилось трое дочерей Изабелла-Катарина, Мари-Корнелия, Франсуаза-Женевьева.
В Антверпене Бальтазар ван ден Босхе учился у известного фламандского художника Жерара Томаса, который специализировался на написании жанровых картин интерьеров мастерских художников и картинных галерей. Под влиянием своего учителя Жерара Томаса Бальтазар ван ден Босхе приобрел известность благодаря своим тематическим картинам с интерьерами студий художников и галереями коллекционеров произведений искусства и стал модным живописцем своего времени. Его картины изображали, большей частью мастерские скульпторов или живописцев с учениками, обставленных атрибутами искусства - моделями, вазами, бюстами, статуями и бронзами, или сценами высшего общества в богатых залах.
Живописец Ван ден Босхе часто использовал одни и те же атрибуты искусства в различных своих тематических картинах. Например, тяжелая драпировка и глобус в мастерской художника снова и снова появляются из одной картину в другую. Мастер также включал в свои работы и большие окна, от которых шел свет в мастерские художников или скульптора. Он также любил изображать и отдавал предпочтение для изображения роскошных буржуазных комнат и ведущих в них разговоры художников и заказчиков, которые демонстрировали социальное превосходство художников над заказчиками. Эти интерьеры студий и комнат были украшены символами благородной вежливости, художественной проницательности, современной моды, для того чтобы подчеркнуть, что владельцы мастерских обладали и боьшим материальным богатством.
Ван ден Боссе имел много последователей в живописи. Его кисть отличалась лёгкостью, отчётливостью, прекрасным колоритом, приятно выписанными лицами и тканями в драпировке костюма.
Успешная карьера живописца Бальтазара ван ден Босхе была прервана его смертью в Антверпене в 1715 году в возрасте 34 лет.
В настоящее время работы художника Бальтазара ван ден Босхе хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), музее Валраф-Рихарт (Кельн), в музее г. Дижона (Франция), Омском художественном музее, Харьковском художественном музее (Украина) и возможно, в Хакасском национальном краеведческом музее.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева