Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Работа скульптора Ивана Мартоса «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)» в собрании Хакасского национального краеведческого музея".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится произведение скульптора Ивана Мартоса «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)». Работа была передана по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.
Многие годы авторство скульптуры «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)» приписывалось не Мартосу, а другому известному скульптору Ф. И. Шубину. Но, в 1957 году вышла статья сотрудницы Государственного Русского музея Л. С. Пушниковой «Терракотовый портрет Г. А. Потемкина Таврического», где искусствовед убедительно доказала, что авторство работы «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)» принадлежит Ивану Мартосу и датировала работу 80- гг. ХVIII века.
Другой искусствовед Елена Карпова в альбоме «Иван Мартос. Известный и неизвестный. Портрет в творчестве скульптора» (СПб. 2005) дала другую датировку работе И. Мартоса «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)» - это 1791 год, когда по ее мнению Г. А. Потемкин сильно болел и предчувствовал свою смерть. Она обосновывает это следующим:
«Автор головы, напротив, целенаправленно следует натурным впечатлениям. Он не дает личностных характеристик, тонко улавливая, прежде всего, внутреннее состояние портретируемого. Перед нами усталый и явно больной человек, каким и был Потемкин за несколько месяцев до кончины, весной и в начале лета 1791 года, в свой последний приезд в столицу».
Создатель работы «Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического (1736-1791)» скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835) – был одним из известных мастеров пластики начала ХIХ века и крупнейшим представителем русского классицизма романтического направления.
В 1761 году Иван Мартос был принят в воспитанники Императорской Академии художеств, начал учёбу в 1764-м, окончил курс в 1773-м с малой золотой медалью. После окончания Академии художеств был отправлен в Италию в качестве пенсионера. В Риме усердно занимался скульптурой, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
В 1779 году Мартос вернулся в Санкт-Петербург и был определён преподавателем ваяния в Академию Художеств. Получил звание «назначенного в академики» (1778) за скульптуру «Андемион спящий», звание академика (1782) за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов». В 1794 году Мартос был старшим профессором, а в 1814 году ректором по скульптуре в Академии художеств. В 1831 году он оставил работу в Академии художеств по состоянию здоровья. За заслуги скульптора перед Академией ему было присвоено звание Почетного ректора скульптуры (1831). Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали Мартосу осуществление важных скульптурных проектов, а многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и за границей.
Среди известных произведений скульптора И. П. Мартоса: «Актеон» (1801) - бронзовая статуя для Большого каскада в Петергофе, бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая портик Казанского собора в Петербурге, барельеф «Моисей источает воду из камня», в колоннаде Казанского собора; памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке Павловска, скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка, мраморная статуя Екатерины II в зале Московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала, а также публичные памятники: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818),, памятник Александру I в Таганроге (1830); памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828); памятник Ломоносову в Архангельске (1828); памятник князю Потемкину в Херсоне (1831).
Имя портретируемого Григория Александровича Потёмкина-Таврического было широкого известно в России, это был русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал (с 1784). Потемкин руководил присоединением к Российской империи Крыма, где обладал колоссальными земельными наделами. Это был самый недюжинный из екатерининских современников, способный администратор, деятельный и энергичный человек, имевший высокое положение при царском дворе. Возвысился он как фаворит Екатерины II и стал первым хозяином Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Г. А. Потемкин основал ряд городов в Украине: Екатеринослав (1776), Херсон (1778), Николаев (1789) и др.
Потемкин родился 13 сентября 1739 года в село Чижово Смоленской губернии в семье дворянина из рода Потёмкиных. Рано потерял отца, Александра Васильевича Потёмкина (1673-1746), майора в отставке, был воспитан матерью в Москве, где посещал учебное заведение Иоганна-Филиппа Литке в Немецкой слободе. Потёмкин с детства проявил любознательность и честолюбие.
В мае 1755 году Потемкин поступил в гимназию Московского университета. Одновременно началась военная служба Потёмкина в Конной гвардии, где он прошел все ступени военной карьеры.
В 1762 году во время участия во дворцовом перевороте Г. И. Потёмкин обратил на себя внимание императрицы Екатерины II, после чего он получил чин подпоручика.
В 1768-1774-х годах Г. А. Потемкин участвовал в русско-турецкой войне и отличился в ряде крупных сражений под Фокшамими, Ларгой и Кагулом.
С 1770 года началось сближение Потемкина с Екатериной II и в 1774 году он был отозван в Санкт-Петербург, где был произведен в генерал-аншефы и, по отзывам иностранных послов, стал «самым влиятельным лицом в России». Что касается внешнего облика Г. А. Потёмкина, то все современники были единодушны относительно его замечательной физической красоты и мощи «светлейшего». При высоком росте он обладал пропорциональным сложением, могучими мускулами и высокой грудью. Орлиный нос, высокое чело, красиво выгнутые брови, голубые приятные глаза, прекрасный цвет лица, оттенённый нежным румянцем, мягкие светло-русые вьющиеся волосы, ровные, ослепительной белизны зубы - вот обольстительный портрет князя в цветущие годы.
В 1776 году Потемкин был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний.
В 1783 году Г. А. Потемкин реализовал свой проект присоединения Крыма к России получив за это титул «светлейшего князя Таврического». После присоединения Крыма на полуостров были приглашены колонисты, происходила закладка новых городов, разведение лесов и виноградников, поощрялось шелководство, учреждались школы, фабрики, типографии и корабельные верфи. Г. А. Потёмкина можно считать создателем Черноморского флота. Под его руководством велось интенсивное строительство флота на Чёрном море. 13 августа 1785 года были утверждены штаты Черноморского адмиралтейства и флота непосредственно подчинявшиеся Г. А. Потёмкину, получившему от императрицы Екатерины II кайзер-флаг.
В 1787-1791 году Потемкин командовал русской армией в русско-турецкой войне. Под его руководством в июле 1788 года началась осада Очакова, которая продлилась до штурма 6 декабря 1788 года, когда крепость была взята. По Ясскому мирному договору 1791 года крепость Очаков отошла к России.
В 1788 году после взятия Очакова Г. А. Потёмкин вернулся в Санкт-Петербург, где его по пути в столицу чествовали. 16 декабря 1788 года генерал-фельдмаршал князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический был награждён орденом Св. Георгия 1 степени. В Санкт-Петербурге он получил щедрые награды и часто вёл беседы с императрицей Екатериной II о внешней политике России. В октябре 1791 году, после возвращении в Яссы, где Потёмкин вёл мирные переговоры с Турцией, в дороге Потемкин умер от лихорадки.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева