Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Работы японского графика К. Хокусая из серии «36 видов Фудзи» (1830) в собрании Хакасского национального краеведческого музея».
В собрании Хакасского национального краеведческого музея находятся две ксилографии «Порыв ветра» и «Вид Фудзи» японского графика ХIX века Кацусико Хокусая из серии «36 видов Фудзи» (1830). Работы были переданы по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.
Кацусика Хокусай (1760-1849) - известный японский художник направления «укиё-э», иллюстратор и гравёр периода Эдо, который является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.
Родился Хокусай 31 октября 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Накадзима Иссэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай начал рисовать в возрасте шести лет и возможно обучался искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.
Приблизительно в 1773 года Хокусай работает в мастерской гравёра Накаяма Тэцусона, где обучился основам мастерства резьбы по дереву, но работа резчика-гравёра не привлекала его т. к. всегда была ограничена замыслом непосредственно художника, а резчик был лишь техническим исполнителем художника и от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю стали тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.
В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукавы Сюнсё (1726-1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров театра Кабуки, мастерская которого принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. Работа и учёба Хокусая в мастерской были отмечены Сюнсё, который благоволит трудолюбивому и аккуратному ученику, ведь его ученик Хокусай отменно выполнял все его сложные заказы.
Специалистка изучающая искусство художника Хокусая, искусствовед Б. Г. Воронова дала определение направлению японскому искусству, по ее мнению:
«Укиёэ» – это демократическое искусство позднего средневековья, в нем воплотилась новая художественная идеология эпохи, сказалось мировоззрение быстро растущего третьего сословия, его новая эстетика».
Время формирования и расцвета направления «укиёэ», в так называемый период Эдо (середина ХVII- середина ХIХ века) - этот период в искусстве Японии был связан расцветом театра, музыки, изобразительного искусства и литературы, где на передний план выходит «изображение бренного мира», с его сценами из повседневной жизни и народных праздников, которые пользуются большой популярностью в обществе.
После смерти учителя Сюнсё в 1792 году его школу возглавил другой ученик Сюнъэй (1762-1819). Примерно в 1795-1796 году Хокусай покидает дом Сюнсё. К этому времени он был уже вполне сформировавшимся художником. Рамки школы стали для него тесны, и только невероятная критичность к собственным способностям не позволяла Хокусаю признать себя состоявшимся художником.
1793 и 1794 годы стали переломными в карьере Хокусая. Начав самостоятельную жизнь, он столкнулся с большими трудностями. Известно, что ему приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя, но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре «укиё-э» и стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.
В 1796 году художник стал впервые использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798 года, подписывал гравюрные листы и живописные работы.
Серия гравюр «36 видов Фудзи» - вершина творчества Хокусая. Она была создана художником между 1823-1829 годами. Гравюры объединены единым содержанием, одной мыслью – о величии природы и многообразии жизни, работы отличаются совершенством композиции, чистой цвета, глубиной содержания и возвышенной интонаций и по праву являются шедевром японского пейзажа. Природа для Хокусая -это прежде всего место где живет человек. Его пейзажи полны жизни и движения, они населены людьми - бочарами, плотниками, строителями, которые живут, работают и движутся. Гора Фудзияма в гравюрах художника, то отчетливо видна за лесами дровяного склада, то едва различим на горизонте за плотной грядой облаков. Но человек и природа всегда в гравюрах Хокусая живут единой жизнью.
В гравюре «Порыв ветра» Хокусая привлек, казалось бы случайный момент в жизни природы. Внезапно налетевший ветер пригнул к земле идущих по дороге путников, унес вдаль как стаю белых птиц, разлетевшиеся листы бумаги. Но для художника порыв ветра – это проявление одной из закономерностей природы, которое подчинено единому движению, одному порыву – и пригнувшиеся фигуры людей и склоненное дерево и вздыбившаяся трава.
В другой гравюре «Вид Фудзи» изображена простая будничная сцена происходящая в японской деревне, где жители с крыши запускают бумажного змея в небо. Художник раскрывает ее как событие серьезное и значительное. Он достигает этого впечатления и строгой логикой всей композиции и особенно тем, что склонённые фигуры людей подчеркнуты и усилены величавым силуэтом горы Фудзи с ее снежной, почти седой вершиной.
Изначально планировалось издать 36 гравюр с видами горы Фудзи, на которых гора Фудзи изображена с «лицевой стороны», то есть со стороны Эдо (Токио), поэтому эти гравюры называются «омотэ Фудзи» («с лицевой стороны»), но неожиданный успех серии «36 видов Фудзи» привел к тому, что уже в конце 1830 года издательство сообщило о планах выпуска более чем 100 новых видов горы Фудзи, однако свет увидели (в 1831-1832 годах) только 10 из них, поэтому серия состоит всего из 46 листов.
На этих 10 гравюрах гора Фудзи изображена преимущественно с западной стороны, поэтому они называются «ура Фудзи» («с обратной стороны»). На первоначальных 36 листах контуры изображений прорисованы синим цветом, в добавленных 10 листах изображение выполнено с чёрным контуром, что полностью меняет цветовую гамму гравюр. В конце 1834 года, непосредственно перед выходом его серии «100 видов горы Фудзи», художник покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе вблизи Ураги на полуострове Миура к югу от Эдо.
В 1836 году художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, где ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 году в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций.
Хокусай был женат дважды, но обе его жены умерли очень рано. У него было три дочери и трое сыновей, причём младшая дочь, Ои, тоже стала художницей. Умер Хокусай 18 апреля 1849 года в Эдо (Токио) в возрасте 90 лет.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева