О необходимости коренных изменений в отечественном театре, долгие годы находившемся под влиянием либералов и ставшем инструментом антигосударственной пропаганды, твердят с самого начала СВО. Кажется, первый удар всё-таки нанесён, причём неожиданно руками Константина Богомолова, мужа Ксении Собчак.
Парадокс — одно из главных качеств настоящего искусства.
Речь, конечно, не о тех случаях, когда за счёт банального "переворачивания с ног на голову" зритель просто вводится в ступор — и это выдаётся за "новаторство", "авторскую трактовку" и "оригинальный подход". В общем, типичная картина так называемого "современного актуального искусства".
Театр, пожалуй, лучше всего подходит для выражения подлинного культурного парадокса, когда драматургические, сценические и актёрские решения позволяют зрителю открыть прежде скрытые смыслы.
Причём, как показывают последние события московской театральной жизни, парадокс шагнул со сцены в реальность — пока что мероприятия по возвращению русского театра в адекватное русло развития проводятся руками одного из одиозных культурных либералов.
КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ. ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ/АГН "МОСКВА"
Получилось в одном театре — получится и в двух?
Каким-то неуловимым для стороннего глаза образом, тихо и постепенно, но один из самых известных театральных режиссёров Константин Богомолов превратился во влиятельную управленческую фигуру — художественного руководителя сразу двух столичных театров.
В 2019-м Богомолов возглавил Театр на Бронной (ранее — на Малой Бронной) — "учреждение" с богатыми традициями и громким именем, но к тому времени оказавшееся в глубоком кризисе. Настолько глубоком и давнем, что, например, в 2007-м проработавший всего год в качестве худрука Леонид Трушкин ушёл в отставку с безжалостным прощальным диагнозом: "Больной оказался покойником".
КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ У ВХОДА В ТЕАТР НА БРОННОЙ. ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
И вот тут оказалось, что режиссёрский талант Богомолова можно оспаривать, а вот его администраторские способности не оспоришь — за пару лет Театр на Бронной вошёл в число самых популярных (критерий простой — заполняемость зрительного зала, количество аншлагов) сцен Москвы. Судя по всему, именно этот фактор оказался решающим для столичного культурного начальства, в первых числах июля 2024-го назначившего Богомолова худруком Театра Романа Виктюка (при сохранении аналогичной должности по прежнему месту работы).
Одному из любимых либералами театров — конец?
Не успели ещё театральные эксперты высказать свои мнения о том, как новый художественный руководитель будет поднимать коммерческие показатели своего нового "детища", как Богомолов активно принялся за изменения на другом фронте — концептуально-идеологическом.
Нужно напомнить, что Театр Романа Виктюка, как и сам ушедший из жизни Виктюк, обладает определённой спецификой. Основанный в 1996 году театр баловал либеральную столичную публику яркими и весьма неоднозначными спектаклями вроде "Служанок" (визитная карточка режиссёра и его театра) и "Федры". Постановок, где полуобнажённые мужчины исполняли женские роли посредством вычурных хореографических композиций.
СЦЕНА ИЗ ОЧЕРЕДНОЙ РЕДАКЦИИ СПЕКТАКЛЯ РОМАНА ВИКТЮКА "СЛУЖАНКИ". СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ 77LV777
Воплощённые "мировые тренды", ни сесть ни встать, оттого и "прогрессивная общественность" была в восторге. Ну и гражданская позиция у завсегдатаев Театра Романа Виктюка была соответствующая — как уже писал Царьград, сменивший почившего "мэтра" в качестве художественного руководителя Денис Азаров ушёл со своего поста в 2022 году в связи с "нетвойнистской" позицией.
Вот уж крутое пике: первый приказ — переименовать, второй — убрать культовый спектакль
Буквально через пару дней после назначения Константин Богомолов сперва переименовал Театр Романа Виктюка в "Театр — Сцена "Мельников" (учреждение располагается в здании Дома культуры, спроектированного выдающимся архитектором Константином Мельниковым), то есть с ходу оборвал линию преемственности с культовым основателем труппы.
А затем и объявил о чистке репертуара, отменив полдюжины спектаклей, включая тех самых " Служанок" и постановку с характерным названием "Маскарад маркиза де Сада" ("Федра" пока остаётся, но будет переделана с учётом нового режиссёрского видения). Разумеется, всё это смягчено выражениями уважения к памяти Виктюка и обещаниями устраивать в его честь регулярные мероприятия (вроде как уже подали городским властям заявку на установку мемориальной плиты).
БЫВШИЙ ТЕАТР РОМАНА ВИКТЮКА. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
Однако тренд понятен — культовый для либералов театр резко, без особых церемоний меняет свой вектор творческого развития. На какой именно, сказать невозможно до первых практических результатов, но пока перемены видятся едва ли не кардинальными — на 180 градусов.
"Продвинутая" публика, конечно, возмущена, негодует и уже сочиняет электронные петиции, в которых всячески клеймит Богомолова, призывает на его голову всевозможные административные громы и дисциплинарные молнии и требует "вернуть всё взад". Правда, все аргументы "за" ограничиваются напоминаниями о славной памяти Виктюка, а все аргументы "против" укладываются в размытую, хотя не лишённую образности фразу: "Богомолов известен своим цинизмом, желанием "проплыть между струек" и громадным эго, в сочетании с вычурным (порой переходящим все границы) эпатажем".
Сомнительно, что именно по таким причинам новый худрук будет незамедлительно уволен. Так что ждём продолжения околотеатральных баталий.
Крутой разворот Богомолова: от совсем либерала до почти консерватора
Особая же пикантность ситуации вокруг бывшего Театра Романа Виктюка заключается в том, что если до начала СВО среди столичных театралов провели бы опрос, кто из современных режиссёров по своему стилю больше всего похож на Виктюка, то Богомолов непременно попал бы в число фаворитов, а то и оказался бы победителем.
Сомнительные сценические элементы, многочисленная "полуобнажёнка", "почти обнажёнка" и "совсем обнажёнка" в качестве содержания спектакля, пренебрежение традициями русского классического театра — таково было заслуженное творческое и профессиональное реноме второго мужа Ксении Собчак. Константин Богомолов считался одним из главных лиц и движущих сил либерального театра, уступая по известности и авторитетности разве что Кириллу Серебренникову.
БОГОМОЛОВ С СУПРУГОЙ КСЕНИЕЙ СОБЧАК. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
При этом нельзя сказать, что его нынешний "консервативный разворот" был совершенно неподготовленным. Уже дважды Богомолов публиковал в прессе тексты, в которых выступал с критикой навязываемой Западом либеральной парадигмы развития. Вышедший зимой 2021 года манифест "Похищение Европы 2.0" касался теоретических рассуждений об этическом кризисе европейской цивилизации, на чьи ценности опираться уже нет смысла.
А в мае 2023 года Богомолов в цикле статей обрушился уже на отечественную либеральную элиту, которую обвинил в отрыве от народа и глубоком непонимании нужд и интересов населения.
После этого режиссёр, принявший также участие в ряде государственных культурных проектов (например, "Голоса страны", представленный в марте 2024-го лично Богомоловым на выставке "Россия"), был ожидаемо заклеймён либеральной, особенно эмигрантской общественностью как "продавшийся Путину предатель" и "новый апологет тоталитарного режима". При этом патриотическая общественность к новой странице в биографии Богомолова по-прежнему относится скептически, по крайней мере в части искренности и мотивов режиссёра.
Новый культурный тренд — худруки-многостаночники
Сама по себе дискуссия о причинах "консервативной" театральной политики Богомолова имеет два основных аспекта.
Во-первых, нельзя не вспомнить о том самом упомянутом в начале статьи парадоксе как неотъемлемой части театра. Согласитесь — велик соблазн усмотреть изящный сюжетный поворот жизни (не зря же "мир — театр…") в том, что, пожалуй, первые (хотя сугубо предварительные) антилиберальные шаги в современном русском театре делает один из завзятых либералов. Это можно оценивать по-разному (случайное совпадение, показательная акция по указанию "сверху" и т. д.) — но факт есть факт.
ВЛАДИМИР МАШКОВ НА НОВОМ МЕСТЕ РАБОТЫ, В ТЕАТРЕ "СОВРЕМЕННИК". ФОТО: КУЗЬМИЧЁНОК ВАСИЛИЙ/АГН "МОСКВА"
Во-вторых, пусть предельно блеклыми и тонкими штрихами, но всё-таки вырисовываются возможные очертания новой государственной театральной политики (пока — в рамках эксперимента и в пределах Москвы). Практически одновременно с новым назначением Богомолова "дополнительную нагрузку" получили и другие видные фигуры.
Художественный руководитель Театра Олега Табакова (две сцены) Владимир Машков стал также и директором прославленного театра "Современник". А ведь в качестве председателя Союза театральных деятелей Машков ведает также театральными центрами "На Страстном" и "Боярские палаты".
Ещё один выдающийся актёр, режиссёр и администратор Евгений Герасимов, с 2022 года являющийся худруком Театра на Малой Ордынке (прежнее название — Театр Луны), отныне занимает аналогичную должность и в Московском академическом театре сатиры. Знаменитая труппа, оказавшаяся в явном кризисе после отхода от дел в 2021-м прежнего руководителя Александра Ширвиндта и тем паче после его недавней смерти.
ЕВГЕНИЙ ГЕРАСИМОВ. ФОТО: БЕЛИЦКИЙ ДМИТРИЙ/АГН "МОСКВА"
Деньги и патриотизм в театре — а так можно было?
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что все вышеназванные деятели получили новые назначения вдобавок к старым фронтам работы. То есть Богомолов и Герасимов имеют отныне под своим началом по две театральные труппы, а Машков и вовсе четыре.
Слишком много совпадений и слишком очевидные сходные черты у этих кадровых пертурбаций — очевидно, что московские власти опробуют новую модель управления театрами как коммерческих организаций, получение прибыли для которых является важнейшей задачей, и их творческого развития как центров культурной жизни.
Предварительно суть этой модели можно описать как отход от типично либеральной схемы "пусть растут все цветы и существует неограниченное число театров". Уже очевидно, что такой подход себя не оправдал: в той же Москве большое количество нерентабельных театров, содержание которых ложится грузом на бюджет. В идеологическом плане сложившаяся ситуация также абсурдна: появились либеральные площадки, занимающиеся, по сути, антигосударственной пропагандой на государственные деньги.
ПРИВЛЕЧЬ ЗРИТЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЬ ИМ ДОСТОЙНЫЕ СПЕКТАКЛИ — ПЕРВАЯ ЗАДАЧА НОВОГО РУССКОГО ТЕАТРА. ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
Один из способов изменить ситуацию к лучшему — создать под управлением доказавших свой профессионализм театральных руководителей (Машков, Герасимов, Богомолов и ряд других фамилий) крупные узловые структуры из нескольких театров, сцен и трупп. И на этой основе добиться массового появления спектаклей, востребованных зрителем и приносящих доход, с одной стороны, и укладывающихся в новую, "эпохи после начала СВО", общественную парадигму.
Такая задача вовсе не предполагает — вопреки истошному кликушеству сбежавших либералов — немедленного и поголовного превращения театров в ретрансляторы "государственной пропаганды". Однако приведение творческой среды в чувство и отказ от очевидных радикально-либеральных постановок и установок просто необходим.
Что с того?
Собственно, действия Богомолова в бывшем Театре Романа Виктюка как раз укладываются в эту схему — и это действительно позитивные, хоть и робкие новости на фоне тяжёлой и, очевидно, ещё долгой борьбы с либеральным культурным наследием.
Как будет развиваться противостояние необычного либерала со своими недавними единомышленниками, действительно ли на наших глазах начинает воплощаться в жизнь первая реальная концепция "нового русского театра" и насколько она окажется жизнеспособной — будем внимательно наблюдать.
Очень внимательно и заинтересованно: ведь будущее русской культуры — это и есть будущее России.