О скульпторе Дезидерио и его скульптуре «Младенец Христос» в главном музее Хакасии
Фрагмент фото копии скульптуры

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Копия с работы скульптора Дезидерио (1428/1432-1464) «Младенец Христос» в собрании Хакасского национального краеведческого музея».

Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится бронзовая копия XIX века с работы известного итальянского скульптора эпохи Возрождения Дезидерио да Сеттиньяно (1428/1432-1464) «Младенец Христос», переданная по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.

Скульптор Дезидерио да Сеттиньяно (настоящее имя Дезидерио де Бартоломео ди Франческо) родился между 1428 и 1432 годами в местечке Сеттиньяно в провинции Тоскана в Италии. Этот известный итальянский скульптор, работал в период эпохи раннего Возрождения и был представителем флорентийской школы.

Дезидерио происходил из семьи резчиков по камню из Сеттиньяно близ Флоренции. Долгое время он считался учеником известного скульптора Донателло, но более вероятно, что его учителями были Бернардо и Антонио Росселино, хотя влияние Донателло на творческое становление Дезидерио было значительно.

В 1453 году Дезидерио вступил в цех каменщиков и скульпторов во Флоренции, где также были записаны два его старших брата Франческо и Джерри и вскоре после этого события, начал работать над украшением церкви Санта-Кроче, создавая для неё фриз с головами херувимов. У современников и ближайших потомков Дезидерио пользовался славой одного из самых изысканных мастеров Италии «Прелестный Дезидерио, такой сладостный и прекрасный», - писал о нем в стихотворном описании итальянских мастеров Джованни Санти, отец художника Рафаэля Санти.

В 1453-1464-х годах Дезидерио создает надгробие гуманисту Карло Марсуппини в церкви Санта Кроче во Флоренции.

О скульпторе Дезидерио и его скульптуре «Младенец Христос» в главном музее Хакасии

Базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) находится в центре Флоренции и считается самой крупной в мире францисканской церковью со знаменитыми фресками Джотто, картинами известных художников и скульптурами Донателло, а также находящимся в ней гробницами великих людей Италии. Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским, который скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых.

Строительство церкви Святого Креста было начато 12 мая 1294 года на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста, а окна церкви украшены замечательными витражами, который зрительно расширяют её интерьер. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви, поэтому в архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и неоготические элементы.

В церкви Санта-Кроче похоронено около 300 знаменитых флорентийцев - деятелей культуры, науки и политики, среди них: Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век), Лоренцо Бартолини (скульптор, XVIII-XIX века), Данте Алигьери (поэт, XIII-XIV века) - похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, Леонардо Бруни (гуманист, писатель и историк, XV век), Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII век), Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век), Никколо Макиавелли (мыслитель, XV-XVI века), Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV-XVI века), Джоаккино Россини (композитор, XIX век) и др.. Типичная конструкция гробниц в церкви Санта-Кроче сделана в виде мраморной ложи с фигурой усопшего поверх мраморного саркофага.

В надгробии Марсуппини Дезидерио повторил некоторые мотивы композиционного решения скульптора Росселино: оба надгробия заключены в прочное обрамление, люнеты арок и у Росселино, и у Дезидерио украшают тондо с изображением Мадонны и Младенца, фланкированные полуфигурами двух ангелов. Но Дезидерио делает общую композицию более эффектной, покойный возлежит у него на великолепном саркофаге с ножками в виде львиных лап, у подножия пилястр, поддерживающих арку, стоят два путти, арку ниши обрамляет тяжелая гирлянда. Все это придает монументу Марсуппини декоративное начало, которое отсутствует в более строгом памятнике Росселино.

В 1461/1462 годах скульптор Дезидерио закончил одно из своих главных творений табернакль для базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Базилика Святого Лаврентия - одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, которая появилась здесь в 393 году, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке благодаря известному архитектору Филиппо Брунеллески. Внутри храм украшают многочисленные произведения искусства: две кафедры и украшения старой ризницы, выполненные Донателло, саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккьио, надгробия Медичи работы Микеланджело. Здесь покоятся наиболее известные члены семьи Медичи от Козимо Старого до Козимо III.

О скульпторе Дезидерио и его скульптуре «Младенец Христос» в главном музее Хакасии

В 1520 году Джулио Медичи заказал Микеланджело строительство новой усыпальницы. В капелле расположены четыре аллегорические скульптуры: «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер». «День» и «Ночь» расположены на саркофаге Джулиано, герцога Немурского - младшего сына Лоренцо Медичи, а «Утро» и «Вечер» расположены на саркофаге Лоренцо, герцога Урбинского (внука Лоренцо Медичи). В капелле похоронены также сам Лоренцо Великолепный и его погибший во время заговора Пацци брат Джулиано.

Одной из самых значительных работ Дезидерио является большой мраморный табернакль (ок. 1461) в церкви Сан-Лоренцо. Как и другие флорентийские скульпторы, Дезидерио отдал дань одному из ведущих жанров монументальной скульптуры XV века - надгробию. Особенно виртуозно выполнена его центральная часть, где Дезидерио передает в технике низкого рельефа сложную композицию - капеллу с кессонированным, изображенным в перспективном сокращении сводом и грандиозными ангелами, впархивающими в помещение через двери в боковых стенах. В той же технике плоского рельефа решена и составляющая часть алтаря патетическая композиция «Оплакивание Христа». Венчает мраморный табернакль изображением младенца Христа. Бронзовая копия ХIХ с работы Дезидерио «Младенец Христос» в настоящее время хранится в Хакасском национальном краеведческом музее.

О скульпторе Дезидерио и его скульптуре «Младенец Христос» в главном музее Хакасии

Произведения скульптора Дезидерио представлены портретными бюстами, барельефами и надгробиями. Для большинства его работ сделанных из мрамора, характерна очень тщательная обработка поверхности, которая позволяла добиться удивительно тонких светотеневых градаций. Произведениям скульптора свойственны изящество линий, ясность композиции и поэтическая цельность отдельных образов. Скульптор Дезидерио виртуозно владел разработанной скульптором Донателло техникой «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), которые поражают тонкостью градаций очень низкого, почти плоского рельефа.
Творческое наследие скульптора Дезидерио невелико, но оно занимает видное место в искусстве флорентийской скульптуры XV века. Уже в ранних своих произведениях скульптор выработал особый творческий почерк и стилистику. Его работы отличает тончайшая моделировка поверхности форм, создающая впечатление окутывающей их дымки светотени, что придает тонкую одухотворенность лицам его мадонн и маленьких детей.

Работы скульптора Дезидериов настоящее время хранятся в различных храмах и музеях мира: надгробие Карло Марсуппини (1453) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, табернакль в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции, мраморный рельеф «Мадонна и младенец» (около 1455-1460) в художественном музее в Филадельфии (США), скульптура «Младенец Христос» (около 1460) в Национальной галереи искусств в Вашингтоне (США), скульптура «Младенец Иисус и Иоанн Креститель» в Лувре в Париже (Франция), скульптура «Смеющийся ребёнок» (1460-1464) в Музеи истории искусств в Вене (Австрия), бюст «Мариетты Строцци» в Государственном музее в Берлине (Германия).

Творческий путь скульптора Дезидерио в искусстве продолжался чуть более десятилетия и он умер молодым, в 1464 году во Флоренции в возрасте 34 лет.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий