Четыре плодотворных дня в Хакасском национальном драматическом театре имени А. М. Топанова провела гостья из Москвы, театральный критик Екатерина Морозова. Приглашенному специалисту с 25 по 27 января театр показал три премьерных спектакля: драму «Доблестные парни» (12+), спектакль для всей семьи «Сарын. Сказка о ненастоящем страхе» (6+) и фантастический роман «Мастер и Маргарита» (14+). По итогам показа 28 января в большом зале состоялось подробное обсуждение всех работ.
Хакасию посетила ведущий театральный критик страны Екатерина Морозова
Профессиональный анализ показанных работ - разбор сценического материала с актерской труппой, режиссерами, композиторами, художниками продлилось более 3-х часов. Как отметила Екатерина Морозова с творчеством хакасского театра, она знакома по фестивалям - «Федерация», «Белая юрта – Ах иб», «ЧитiгенФ, поэтому с удовольствием приняла приглашение директора театра Владимира Чустеева и главного режиссера Тимура Казнова.
Екатерина Борисовна поблагодарила коллектив за представленную возможность узнать творческую жизнь театра, увидеть всю мощь труппы, познакомиться с руководством, отсмотреть разножанровый материал на разных сценических площадках, которые отражают настроение коллектива. На встрече театральный критик отметила профессиональную игру актеров, достоинства и особенности сценографии, а также дала конструктивные рекомендации для дальнейшего совершенствования постановок.
Так, драма «Махачы ооллар» («Доблестные парни») режиссера Саяны Ултургашевой вызвал много вопросов к драматургическому материалу. По оценке театрального критика драма Алексея Сагатаева, сложный, душевный психологический спектакль. Это честная работа режиссера, с хорошей идеей, с хорошей ансамблевой игрой актеров, интересной, наполняющей пространство сценографией художника Марии Чаптыковой, но материал нуждается в серьезной драматургической основе.
«Тему о войне не просто ставить…Нужно придумать, как говорить о ней? А в контексте современного времени ещё ответственнее… Задача спектакля ясна: через патриотизм поднять национальные темы и это очень значимо»,- считает критик.
Екатерина Морозова в сравнении обозначила, добротную постановку театра в хорошем драматургическом материале «Не бойся быть счастливым» по пьесе А. Арбузова, за которую режиссер Саяна Ултургашева получила весомую награду «Лучшая работа режиссера» Международного фестиваля «ЧитiгенФест» и «100 лучших спектаклей сезона 2022 - 2023» Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска».
Постановка «Сарын. Сказка о ненастоящем страхе» по пьесе Александра Плотникова, режиссера Антона Калипанова вызвал особый интерес, тем, что привнёсла в театр новый формат, который практикуется сейчас современным театром - мультижанровый - кукла как партнер.
Были отмечены: искусная работа художника Марии Кривцовой, художественное решение, давшее массу тем для фантазии всей постановочной группе; убедительные, интонационно интересные своей индивидуальностью сценические образы артистов - Сарын - Натальи Албычаковой, Саши - Валентина Ульчугачева, Бабушки Чохырай – заслуженной артистки России и Хакасии Анны Туртугешевой, точные работы Теней в исполнении Аната и Анастасии Быдышевых.
Так же внимание специалиста было обращено на выбор жанра - спектакль для всей семьи. Он затрагивает серьезные темы: знание хакасского языка, национальной и обрядово–ритуальной культуры, традиций, важную тему «страха» ребенка, подростка относящейся к проблеме национального масштаба. Это вопросы социума – семьи, школы, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.
Екатерина Морозова рекомендовала в рамках проекта выйти к диалогу с целевой аудиторией:
«Спектакль нравится детям и полезен взрослым. Он несёт терапевтическую функцию - проживание боли, стеснения, страха, который в какой-то мере может помочь выздороветь. Именно в этом и заключается богатая эпическая культура хакасского театра».
Также Екатерина Борисовна подчеркнула, что театр не уходит в этнографию, он исследует свое наследие, смело приглашает постановщиков, которые находят важное и уникальное в естественном и обыденном для Хакасии материале. Расширяя сотрудничество, обогащая репертуар новыми формами, театр ведет диалог с современным зрителем, приобщая его к культуре, тем самым выполняя одну из важнейших своих задач.
Переходя к разбору спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, режиссера Тимура Казнова, Екатерина Морозова поделилась своим впечатлением:
«Когда, я шла на просмотр третьего спектакля «Мастер и Маргарита» мне казалась, что зрители идут на спектакль МХТ имени А. П. Чехова. Он шел бесконечным потоком. Зритель купил билет, пришел в театр, вдохновленный, он готов к диалогу с артистами, готов эмоционально, он открыт. Это очень хорошо и в тоже время это большая ответственность для всей труппы».
По словам театрального критика, спектакль «Мастер и Маргарита» - это приход нового понимания театра. Присутствие всей труппы на сцене это некий Манифест о том, что развитие театра возможно только в совместном сотворчестве. И яркое, масштабное, большое полотно, в котором есть объем мышления, смелая заявка, амбициозность в постановке талантливого режиссера Тимура Казнова, тому свидетельствует.
«Обратиться к данному материалу творческий коллектив видимо спровоцировало время. Тема – Мастера, Иешуа, Воланда, человека волнует мир и сегодня актуален. Зритель вместе с вами прочитывает роман и такого прочтения я не видела. Это спектакль про гения российской, советской культуры, некое послание к Михаилу Афанасьевичу Булгакову к художнику, к мастеру, где передано его состояние, вибрации, погруженность в глубокий мир его творчества».
Высокую оценку театрального эксперта получили и прекрасное с множеством интересных находок сценическое оформление художника Екатерины Ряховской, и слаженная техническая работа специалистов закулисья – звука, света, машинерии, творящих эффекты моментов аттракциона для зрителя, который находился в напряжении от удивления и шока.
Достойно представлены работы артиста Сергея Доможакова - Понтий Пилат (нерасплёсканность, сдержанность, жесткость, обращенность во внутрь себя, соответствующий той миссии, которая возложена на него); архисложный персонаж Иешуа - артиста Аната Быдышева; выразительный и эффектный образ Воланда в исполнении артиста Николая Бельтерекова; прекрасная свита - Гелла (артистка Алиса Толмачева), Коровьев (Валентин Ульчугачев), Азазелло (Александр Асочаков), супер дьявольский кот Бегемот (Арлекин Толмачев).
Творческие заявки главных героев романа покорили театрального критика. Артист Максим Султреков, предстал как открытый «болевой Мастер» с чуткой природной мягкостью, объемом творческой души, а возлюбленная Маргарита в исполнении Александры Тахтобиной - воплощение оберега, защиты тонкой ранимой природы Мастера. Не остались без внимания пластическое решение спектакля, массовые картины, прекрасные образы ветеранов сцены создающие состояние чувственности.
Театральный критик, акцентировала внимание коллектива на то, что «Мастер и Маргарита» - сложный интересный материал для профессионального роста, который требует тщательной подготовки, где не зависимо от объема, очень важен текст-спектакль, требующий максимальной актерской дисциплины.
«Разговор критика с труппой длился долго. Он был очень полезен и плодотворен. Артисты задавали интересующие их вопросы, на которые получили исчерпывающие ответы.
Екатерина Борисовна поблагодарила творческий коллектив за качество театральной культуры, пожелала труппе оставаться в профессиональной форме – пластической, вокальной и такой же живой, подвижной, современно мыслящей.
Театр Топанова искренне благодарен театроведу, кандидату искусствоведения, доценту Театральной школы К. Райкина, педагогу Российского института театрального искусства (ГИТИС), Высшей школы сценических искусств Г. Г. Дадамяна - Екатерине Морозовой за профессиональный анализ работ, откровенное мнение и за добрые напутствия», - сообщает пресс-служба театра.
Комментарии