Ученые узнали правду о рождении хакасского сказителя Макара Доброва
Фото предоставлено А. Нилоговым

Старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований Алексей Нилогов рассказал читателям 19rusinfo.ru о восстановлении точной даты рождения хайджи Макара Доброва.

Вот содержание материала:

«Точная дата рождения хакасского сказителя (хайджи) Макара Доброва (умер в 1969 году) была неизвестна. В справочной и энциклопедической литературе был указан лишь 1903 год.

Мы решили найти подлинную запись о рождении Макара Константиновича, который родился в аале Усть-Камышта, ближайший церковный приход - в селе Аскиз. Просмотрев метрические книги по Аскизской Петропавловской церкви за начало XX века, которые хранятся в Национальном архиве Хакасии, мы не выявили искомую запись.

Встречались записи по родственным семьям Тобровым (так в документе), инородцам первой половины Шалошина рода, однако нас интересовала семья Унаса (Константина) Тоброва/Доброва. Тогда мы решили поискать ответы в метрике по Николаевской церкви с. Усть-Абаканского. Она была выявлена за 1902 год.

Это тройная метрическая запись о крещении внебрачных детей инородца Константина Михайлова Тоброва и невенчанной жены его Елены Архиповой. Крещение состоялось 10 (23) ноября 1902 года. В возрасте 4 лет был крещён Роман (№ 100), в возрасте 3 лет - Филипп (№ 101), в возрасте 1 года - Макарий (№ 102).

Таинство крещения совершил священник Василий Антонович Самойлов. Восприемниками (крёстными) выступили: первой половины Шалошина рода инородец Василий Константинов Тобров и инородческая жена Вера Симеонова Азракова, инородческая дочь девица Татьяна Симеонова Шадрина, инородческая жена Татьяна Константинова Сафьянова.

Таким образом, М. К. Добров родился в 1901 году, а теперь точно установлена и дата его крещения - 23 ноября 1902 года. Основанием этого послужили документы из Национального архива РХ». 

Алексей Сергеевич Нилогов,

кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований, старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ

Добавить комментарий

Комментарии  

Знать все это надо. Но ученый должен делать обобщения, тогда краеведение превращается в науку. А посему возникает вопрос: а не занимает ли этот человек чужое для него и очень важное место? Такие публикации можно делать и вне института. В Красноярске существует целое направление краеведов, занятых историей своих и пр. родов. Но никто под них институт не отводит.