Образ Родины в творчестве живописца Михаила Бурнакова
Фото предоставлено Маиной Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Образ Родины в творчестве живописца Михаила Бурнакова (1933-1977)".

Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

Яркой страницей в истории изобразительного искусства Хакасии стало творчество живописца Михаила Андреевича Бурнакова. В центре внимания художника тематическая картина, портрет и пейзаж.

Художник, получил хорошую профессиональную подготовку в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской Е. Е. Моисеенко, известного ленинградского живописца. Особенно выразительно художник проявил себя в серии выразительных портретов своих земляков, как талантливый портретист, обладавший тонким колористическим даром. Часто бывая на своей малой Родине в улусе Лырсы, Бурнаков хорошо знал быт и жизнь хакасских сельских жителей и сумел передать его в правдивых и поэтичных полотнах.

Образ Родины в творчестве живописца Михаила Бурнакова

Михаил Андреевич родился 30 мая 1933 года в улусе Лырсы Аскизского района в крестьянской семье. Рос и воспитывался он в большой семье, где ему, как старшему из детей приходилось быть опорой матери в воспитании младших братьев и сестер. В 1939 году Бурнаков пошел в первый класс Усть- Чульской семилетней школы. В 1942 году его отец Андрей Васильевич (1906-1943) был призван в ряды РККА и в феврале 1943 года пропал без вести.

В 1946 году Бурнаков окончил Усть-Чульскую семилетнюю школу и поступил в Абаканское педагогическое училище. Во время учебы в педучилище участвовал на курсах юных художников при училище, где три раза занимал первые места за карандашные портреты и за рисунок, посвященный «Выборам». В годы учебы в Абаканском педагогическом училище Бурнаков посещает художественную студию при Областном доме культуры, где постигал основы рисунка и композиции, много работал над собой и занимался самообразованием.

В 1946 году при Областном Доме культуры возобновил свою работу кружок начинающих художников, которым руководил демобилизованный из рядов Советской Армии Д. П. Черепанов, окончивший факультет живописи Омского художественного училища (1938). Д. П. Черепанов стал первым учителем Бурнакова. Это был деятельный, инициативный человек, сыгравший значительную роль в становлении профессионального изобразительного искусства в Хакасии. Под его руководством лучшие работы кружковцев Абаканского дома культуры отправлялись на художественные выставки в Красноярск и Москву.

Сам М. А. Бурнаков об этом вспоминал так: «Так бы оно и было, не повстречайся мне художник Дмитрий Черепанов, Помню, пришел к нему, в Дом культуры, на занятие изокружка. Уже после первых штрихов, сделанных новых учеником Дмитрий Петрович угадал в парне дарование. Весной выезжали на острова абаканских проток, на этюды и много говорили о художниках Гойи, Рембрандта, Микеланджело, Репине».

После окончания в 1950 году Абаканского педагогического училища Бурнаков год проработал учителем начальных классов в Усть-Чульской семилетней школе.

В 1951 году Бурнаков поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова на декоративно-оформительский факультет. В студенческой характеристике Бурнакова отмечено:

«Бурнаков М. А. за время обучения в училище проявил себя как хорошо успевающий, дисциплинированный учащийся. Получал только отличные и хорошие оценки - рисунок «пять», живопись «пять», композиция «пять». Очень одаренный в живописи и рисунке вел большую общественную работу (был комсоргом группы).

В настоящее время он работает над дипломом «Охотники». Работа требует от него большого напряжения и Бурнаков не может брать работу для заработка, как он практиковал до настоящего времени. Его материальное положение в настоящее время крайне бедственно. Он ставит вопрос об оставлении учебы. Дирекция ходатайствует об оказании Бурнакову материальной помощи, чтобы дать ему возможность окончить училище».

В 1956 году Бурнаков поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1956-1962). В Научном архиве Академии художеств сохранилось заявление Бурнакова о приеме в институт, где он обосновывает желание учиться в институте:

«Прошу рассмотреть мое заявление в ниже следующем Хакасская автономная область до настоящего времени не имеет ни одного национального художника и вообще художников с высшим образованием. В 1951 году Хакасский областной исполком направил меня в институт им И. Е. Репина, но ввиду отсутствия подготовки рекомендовали подготовиться в училище. В том же году я поступил в Ленинградское художественное училище.

Закончив художественное училище, чувствую, что я еще не подготовлен для полной самостоятельной творческой работы вдали от музеев и художников - руководителей. Я хочу здесь получить профессиональные знания и умение, чтобы потом творчески работать в Хакасии. Поэтому прошу Вас и приемную комиссию дать мне возможность продолжить свое художественное образование в стенах института им И. Е. Репина на факультете живописи».

Бурнакову посчастливилось, учится у Евсея Евсеевича Моисеенко, который много дал ему в постижении секретов профессионального мастерства. Студенческие годы были трудными и лишь огромное желание учиться помогло Бурнакову пережить материальные трудности, выдержать напряженность учебного процесса. Все, кто знал Бурнакова в студенческие годы помнят его единственный коричневого цвета фланелевый спортивный костюм, в котором он ходил ежедневно.

Ленинградская академическая школа сформировала из Бурнакова мастера психологического портрета. Своих учеников Е. Е. Моисеенко учил стремлению к емкой и точной изобразительной метафоре, овладению искусством композиции и рисунка, четкой организации холста, пониманию цвета, тона и их взаимодействия, воспитанию самостоятельного мышления. Воспитывая у студентов зрительное воображение Моисеенко не раз повторял, что только неразрывная связь рисунка и живописи является основой профессиональной подготовки художника.

В институте у Бурнакова появилась любовь к натуре, материалу, краскам, способность к строгому анализу и самоконтролю в работе. Навыки, которые он приобрел в мастерской Моисеенко, послужили фундаментом, на котором развивались живописные и композиционные способности этого художника, проявившиеся в дальнейшем. Знания, полученные им в академической школе, способствовали развитию мастерства других хакасских живописцев, которые многое брали из творческой манеры М. А. Бурнакова.

В 1958 году Бурнаков впервые принимает участие в художественной выставке в Абакане, посвященной 250-летию присоединения Хакасии, к России представив на ней работы: мужской портрет, портрет Тамары, портрет Любы, «Скачки», портрет девушки, девушка в платке, «На манеже». Небольшие по размеру холсты, говорили, прежде всего, о внимательном и бережном отношении молодого автора к натуре. В них отмечен хороший профессиональный уровень и, пожалуй, самое ценное в работах обозначились тематическая направленность художника - это тематическая картина и портрет.

 

В 1962 году Бурнаков возвращается в Абакан.

В 1963 году Бурнаков представляет на краевой художественной выставке, посвященной «100-летию Енисейскому пароходству» портреты: старшего мастера Минусинского РЭБ флота В.Д. Калинина (1963), капитана пассажирского теплохода Р.Г. Карташева (1963) и капитана А.Н. Алексеева (1963). Эти работы стали первыми творческими удачами молодого художника и убедили, что он - по призванию портретист. Бурнакова интересуют его современники люди труда, в повседневной обстановке, с заботами и делами, и их характеры – такую ставил перед собой творческую задачу М. А. Бурнаков.

Образ Родины в творчестве живописца Михаила Бурнакова

В эти же годы Бурнаков проявил себя как способный и тонкий портретист, став автором серии выразительных национальных портретов своих земляков: «Женщина в национальном костюме» (1967), «Старушка с жерновами» (1967), «Старик Оппан» (1967), «Сестры» и др. Хорошо зная быт, среду, жизнь хакасского народа он сумел отразить ее в правдивых и поэтичных образах. Особенно удачны у Бурнакова женские портреты: старушек, веселых и застенчивых девочек, молодых и пожилых хакасок. Художник изучал тщательно изучал в местном музее национальные костюмы, делая зарисовки узоров вышивки на шубах, женских рубахах и цветастых платках.

В картине «Хакаска в национальном костюме» (1967) автор создает конкретный и в то же время обобщенный образ хакасской женщины, проникнутый неповторимым национальным своеобразием и колоритом. Бурнаков полностью доверяется натуре, которую передает с предельной достоверностью. Художника отличает искренность и преклонение перед этой старой женщиной, облик, которой насыщен достоинством, мудростью и покоем, которые даются человеку, прожившему трудную, но достойную жизнь.

Образ Родины в творчестве живописца Михаила Бурнакова

С начала 1970-х годов в портретных работах М. А. Бурнакова, значительную часть составляют полотна, посвященные образам хакасской интеллигенции: журналиста Ф. Г. Бытотова (1971), кандидата химических наук П. А. Боргоякова (1972), врача М. И. Кичеева (1972) и писателя М. Е. Кильчичакова (1977) – в работах появляется новый герой, постепенно оттеснивший своего деятельного и энергичного предшественника. Это человек «размышляющий»: не столько его деятельность, профессия и труд, сколько способность мыслить, интеллект, углубленная сосредоточенность на серьезных вопросах жизни подчеркивают достоинство этих персонажей. В портретах он подчеркивает активное душевное и интеллектуальное начало, создавая выразительные и запоминающиеся характеры людей. Напряженность, внутренняя сосредоточенность и одухотворенность составляют главное содержание портретов М. Бурнакова.

В 1976 году М.А. Бурнаков в картине «Сибирские партизаны» (1974) обращается к тематической картине. Его произведение - первое, в котором воплощена тема борьбы за советскую власть на территории Хакасии. Оно представляет групповой портрет, где запечатлены образы народных полководцев П. Е. Щетинкина, А. Д. Кравченко и С. К. Сургуладзе. Картина удачна по композиции и цветовому решению. Большую роль в полотне играет сибирский пейзаж, где Саянские горы с белоснежными вершинами, альпийские луга, горные перевалы и светлое голубое небо, как бы создают своеобразную рамку для героев Гражданской войны, которые показаны стойкими и убежденными борцами за свое дело.

С 1958 года Михаил Андреевич Бурнаков был участником областных, краевых, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. В 1968 году Михаил Андреевич Бурнаков стал членом Союза художников СССР. В настоящее время творческие работы художника хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, Абаканской картинной галерее, Минусинском краеведческом музее, Красноярском художественном музее и частных собрания.

Главным жанром в творчестве художника Михаила Бурнакова стал портрет, где мастер с глубоким проникновением и тонко воплотил образы своих земляков. Никто из художников Хакасии не писал так много и с такой любовью людей своего улуса Лырсы, как делал это он. Его портреты жизненный и просты, они несут определенный художественный идеал человека, который обладает всеми конкретными и национальными чертами, а также несут печать больших наблюдений, размышлений о характерах и судьбах людей Хакасии. 

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий