Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов».

Публикация будет интересна историкам, искусствоведам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

Декоративно-прикладное искусство хакасов было тесно связано с предметами материальной культуры. Дерево было одним из распространенных материалов, подвергавшихся художественной обработке. Постоянная жизнь в окружении девственной природы, простота обработки и легкость технологического процесса, которая не требовала сложных технических приспособлений, обусловили широкое применение в быту хакасов деревянных изделий. Очевидно, большое значение имело и такое важное качество деревянных предметов, как легкость и прочность, отвечавшие условиям кочевой жизни хакасов.

Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов

Фото: Государственный Эрмитаж

Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов лежат в таштыкской археологической культуре, которая была распространена в Хакасско-Минусинской котловине во II веке до н. э. -V веке н. э. Будучи во многом преемнице тагарской, таштыкская культура принципиально отличается от неё широким распространением железа. О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения, которые разделяются на грунтовые могилы и склепы. В погребальной традиции таштыкская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования и нанесение татуировки как у мужчин, так и у женщин. Появляется также и новое в погребальной культуре: с лица умершего снимают гипсовую маску, которую изготавливают из глины с добавлением гипса и известняка. Перед захоронением погребальные маски расписывали, часто красной краской. На лбу погребальной маски обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки лица наносились имитирующие румянец пятна.

Изучением таштыкских памятников занимались известные ученые-археологи: А. В. Адрианов, С. А. Теплоухов, С. В. Киселев, Л. Р. Кызласов, М. П. Грязнов, Э. Вадецкая и С. Панкова и др. Благодаря раскопкам и обнаруженным там предметам музейные коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Хакасского национального краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея пополнились бесценными художественными памятниками мирового уровня из Оглахтинского могильника (1903), Ташебинского дворца (1941-1946) и комплекса на горе Тепсей (1960-1970).

Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов

Археолог М. П. Грязнов

В 1968 году под горой Тепсей в склепе №3 археологической экспедицией под руководством М. П. Грязнова были обнаружены деревянные планкетки с контурной резьбой со сценами из героических сказаний, всего в данном склепе было найдены одна планкетка сохранившаяся полностью и шесть планкеток во фрагментах. В настоящее время данные планкетки хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и радуют посетителей постоянной экспозиции в зале «Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье».

Неизвестные таштыкские мастера в сюжетах на планкетках обращаются к мифологическим сюжетам, смысл которых ученым раскрыть пока не удалось. Планкетки длиной до 1 м и шириной 6-12 см, с рукояткой на одном конце, с двух сторон покрывали едва заметные тонкие контурные рисунки, вырезанные острием ножа. На одной стороне планкетки изображались животные – бегущие олени, лоси, медведь, волки др. звери, на другой – батальные сцены- композиции на темы героического эпоса и исторических повествований. На планках изображены скачущие всадники на лошадях, пешие воины с луком и стрелами, одетые иногда в боевые доспехи. В целом же сюжеты на планках посвящены военным и охотничьим сценам.

Об историческом значении обнаруженных планкеток с контурной резьбой написал ленинградский археолог М. П. Грязнов:

«Эта находка открыла новое звено в развитии изобразительного искусства древних народов Азии, богатого сюжетами и художественными образами, самобытное и своеобразное, оригинальное по стилю и в то же время тесно, связанное с общей линией развития искусства народов Центральной и Средней Азии. Тепсейская находка позволила нам значительно полнее и шире представить искусство таштыпской эпохи на Енисее по сравнению с первобытным творчеством других периодов последних двух тысячелетий. Значение этой находки входит далеко за пределы собственно енисейской тематики».

Традиции контурной техники резьбы по дереву были продолжены в народной культуре хакасов в ХIХ-нач. ХХ века при декорировании деревянных шкатулок и сундуков «абдыра» и ящичков «харчах», где хранились женское приданое, церковные свечи, женские украшения и деньги. Изготовлением деревянных бытовых предметов занимались мужчины, мастера «агасха киртчен ус» (мастер резьбы по дереву). Инструментом для резьбы по дереву служили тесло, резец типа долота, молоток, топор и специальные ножи с кривым лезвием. Связанные с кочевым скотоводческим хозяйством, мастера работали в одиночку по заказам, от случаю к случаю, получая за это оплату чаще всего натурой. Именно о таких мастерах у хакасов бытовала пословица «Десять пальцев, источающие искусство». На языке хакасов это звучит поэтично, метко выражая талант и виртуозное искусство мастера. Работа мастеров по дереву ценилась довольно дорого, поэтому не каждый мог позволить себе сложные заказы.

Изображения на поверхность сундуков и ящиков наносилось на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохранялись неизменными, но могли и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придавала узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике на первый взгляд кажется простой и легкой, но добиться качественного и хорошего рисунка можно только после получения необходимых навыков в изучения приемов традиционных техник резьбы по дереву.

Фондовая коллекция Хакасского национального краеведческого музея насчитывает ряд интересных по декору сундуков «абдыра», но наиболее интересным с художественной точки зрения является сагайский деревянный сундук «абдыра», с выполненной контурной резьбой на стенках сундука. В музей сундук поступил летом 1970 года и был привезен этнографом К. М. Патачаковым из улуса Картоев Аскизского района Хакасской автономной области. Сундук размером 102х50х54 см, был изготовлен из кедра, использовался сундук для хранения зерна, ореха и других сыпучих продуктов. Данный предмет принадлежал Анисье Васильевне Тахтараковой (1922-?). Со слов дарительницы, «абдыра» принадлежал ее отцу В. П. Тахтаракову (1870-1946) и был изготовлен ее дедом Т. С. Тахтараковым в 50-е годы ХIХ века.

Истоки контурной резьбы по дереву у хакасов

На передней стенке деревянного сундука «абдыра» резчик разместил композицию со сценой охоты, где изобразил антропоморфные и зооморфные фигуры и «мировое древо», а также две советские пятиконечные звезды, которые, возможно, были нанесены уже позднее, в 1930-е годы. Сцену охоты на животных мастер изобразил в динамике, фигуры людей и животных показаны в движении. Также на ящике резчик изобразил две родовые хакасские тамги.

Таким образом, контурная техника у хакасов занимала важное место в декоративно-прикладном искусстве хакасов ХIХ-нач. ХХ веках, данной техникой украшались деревянные шкатулки и сундуки «абдыра», ящички «харчах» и музыкальный инструмент «чатхан». Но, со временем традиция декорирования этой техникой деревянных предметов у хакасов стала утрачиваться и в настоящее время сложно найти творческие работы мастеров, которые использовали бы эту технику в работах, что свидетельствует об утрате традиции контурной техники резьбы у хакасов.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий