Об этнографе Александре Адрианове - исследователе народного искусства хакасов
Адрианов слева и Потанин. Фото из архива

Большой вклад в изучение декоративно-прикладного искусства хакасов в начале ХХ века внес сибирский исследователь А. В. Адрианов. Им был собран большой материал по традиционному костюму и орнаменту хакасов. Коллекции, собранные этнографом, в настоящее время хранятся в Российском этнографическом музе, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Музее археологии и этнографии Томского государственного университета.

Безусловным достоинством собирательской деятельности Андрианова стало полное описание коллекций с указанием местного названия, места приобретения и имени владельцев. А. В. Адрианов писал:

«При самом поверхностном наблюдении над жизнью минусинских и ачинских инородцев бросается в глаза повсеместное распространение вышивок на костюмах. Ни у каких других народностей, с которыми мне приходилось иметь дело, каковы калмыки на Алтае, черневые татары в Кузнецком уезде, киргизы в Семипалатинской области, буряты в Иркутской губернии, остяки и самоеды на севере Томской губернии, наконец, сойоты по верхнему Енисею и монголы в Монголии, я нигде не видел такой любви к украшению одежды, как у инородцев Ачинского и Минусинского уезда».

Александр Васильевич Адрианов родился 26 октября 1854 года в слободе Белозерской Курганского округа Тобольской губернии. Отец его, Василий Васильевич, был священником в Алексеевской церкви в слободе Белозерской. Семья была большая: Александр был старшим, у Василия Васильевича и его супруги Марии Александровны было еще семь дочерей.

В 1864 году Александра в Тобольскую губернскую классическую гимназию, которая считалась лучшей в Сибири. Директором гимназии был с 1857 по 1862 года П. П. Ершов, знаменитый автор «Конька-Горбунка», отличавшийся демократическими взглядами, человек близкий лидерам областнического движения. Весной 1874 года Александр окончил Тобольскую классическую гимназию и получил аттестат зрелости.

Осенью 1874 года Адрианов поступил в Петербурге в Медико-хирургическую академию, откуда на следующий год перевелся в Петербургский университет, на второй курс физико-математического факультета. Огромное влияние на дальнейшую судьбу Адрианова оказала его встреча в Петербурге с лидерами сибирского областнического движения Н. М. Ядринцевым и Г. Н. Потаниным, вернувшимися из ссылки. В программу областников была положена просветительская деятельность и культурное строительство в Сибири, которая должна была вывести ее из положения колонии Российской империи.

В мае 1876 года, Г. Н. Потанин отправился в путешествие по Северо-Западной Монголии. Вернувшись, Потанин сразу же начал готовиться к новому путешествию, в которое пригласил А. В. Адрианова, возложив на него обязанности натуралиста и фотографа. Чтобы осуществить мечту о поездке, Александру пришлось, заручившись разрешением Совета Университета, сдавать выпускные экзамены досрочно. Уже 27 февраля 1879 года он получил диплом Петербургского университета, а спустя месяц после окончания Университета А. В. Адрианов был избран членом-сотрудником Русского географического общества.

Осенью 1880 года по поручению Г. Н. Потанина Адрианов из Иркутска отправился в Томск, договориться с единомышленниками по поводу издания там газеты «Сибирской газеты». Томск стал для Адрианова родным городом. «Сибирская газета» в Томске издавалась с 1881 до середины 1888 года и в ней Адрианов сотрудничал со дня основания. В дальнейшем он был издателем, редактором и постоянным автором статей. На страницах газеты освещалось изучение Сибири, прошлое и настоящее населявших ее коренных народов.

В 1889 года по требованию нового Томского губернатора Булюбаша Адрианов подал в отставку с занимаемых в Губернском управлении должностей. Попытки Адрианова устроиться на службу в Томске были безуспешны, он везде получал отказы. Наконец, управляющим Канивальским ему было обещано место в Управлении акцизными сборами Восточной Сибири в Новоселово Енисейской губернии.

В начале 1890 года Адрианов с семьей переезжает в с. Новоселово, затем в Минусинск. Так началась его почти 23-летняя служба в Управлении акцизными сборами Восточной Сибири. Работа не нравилась Адрианову, но в службе по акцизному ведомству были и положительные стороны. Это возможность разъездов и совмещения поездок по служебным делам с полевыми изысканиями, наличие свободного времени, а также материальное обеспечение семьи. В 1905 году Адрианов вернулся в Томск, где он продолжил работу в газете «Сибирская жизнь».

Об этнографе Александре Адрианове - исследователе народного искусства хакасовХудожественным творчеством коренных сибирских народов Адрианов начал интересоваться еще во время своих первых экспедиций в 1881 и 1883 годах. Первая коллекция была собрана в 1904 году когда он служил старшим ревизором акцизного управления в Минусинском уезде Енисейской губернии.

С 1904 по 1910 годы Адрианов по поручению Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, собирал этнографические коллекции среди качинцев, сагайцев и кызыльцев, которые в настоящее время хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, всего 18 коллекций. Коллекции Адрианова можно разделить на вещевые и иллюстративные (вырезки народных орнаментов).

Первая коллекция №600 была собрана А. В. Адриановым в 1904 году в качинских улусах Какашкин, Марьясов, Усть-Коксинкий, Саргов и Капкоев, которые включили в себя мужскую и женскую одежду, украшения, домашнюю утварь, предметы табакокурения, сапожные колодки и выкройки, плотничьи инструменты, сбрую и т. д.

Вторая коллекция №1263 собрана Адриановым в 1907 году у качинцев и сагайцев. Третья коллекция №1277 собрана Адриановым в 1907 году в улусах Саргов, Шоев, Таигитов, Какашкин. Четвертая коллекция №1279 собрана Адриановым в 1907 году в улусе Заварзин. Пятая коллекция №1282 была собрана в 1906 году в улусах Чарков, Какашкин, Межеков, Тазьмин, Чекин, Ингашева, Заварзин.

В 1907 году А. В. Адрианов извещал директора этнографического отдела музея Императора Александра III Д. А. Клеменца в письме от 18 сентября об исполнении его поручения по сбору коллекции среди инородцев Минусинского уезда:

«Вся моя поездка нынешним летом длилась 2,5 месяца с 25 июня по 11 сентября из которых два месяца я провел в разъездах среди инородцев, причем 5 недель падают почти исключительно на собирание коллекций. Моим отправным и конечным пунктом, как в 1904 году был улус Какашкин на левом берегу Енисея, под Малыми Оглахтами. Здесь была моя штаб-квартира, сюда свозили купленные вещи, здесь они ремонтировались и паковались, здесь живет и мой перевозчик и помощник сагай Чибижеков».

В общей сложности в 1907 году Адрианов проехал 530 верст по маршруту Какашкин-Джабал-Саргов-Анкашев-Кызылчал-Заварзин-УстьБиджа-Нарылков-Аскыров-Вершина Биджа-Кутен Булук-Тазьмин-Чарков-Кастаг-Синявино-Болганово-Малые Сиры-Аскиз-Сунднюгашева-Майнагашева-Чекин-Кызласов-Тиников-Боргояков-Усть Есь-Асочаков-Аскиз-Усть Абаканское.

Путешествовал Адрианов по Абаканской инородной управе и Аскизкой инородной управе на телегах. Он писал:

«Способ передвижения, практиковавшийся мною был таков: я нанимал инородца с тройкой лошадей, приспосабливал длинную телегу для укладки в ней груза и ездил по улусам с одним ящиком неделю-полторы, а затем отсылал в ним вещи, которые часть отсылались и нанимал другого ямщика. Я платил ямщику по три рубля в сутки».

Шестая коллекция №1288 была собрана в 1908 году в улусах Кизылчан, Иреса Мойнагашева, Василия Тазьмина, Синявин, Изандженова, Чекин, Сыры, Черпаков Аскизской инородной управы.

Особенно интересовал А. В. Адрианова орнамент минусинских и ачинских инородцев. Во время первых поездок в Минусинский и Ачинский округа Адрианов стал возить с собой острые ножницы, полагая, что достигнет лучших результатов, если местные мастерицы выкройки для него будут вырезать хорошим инструментом. Однако, по его признанию, он ошибся, так как женщины портили выкройки, пользуясь острыми ножницами, и отказывались от них, предпочитая грубые, огромные. Такими полуаршинными ножницами, предназначавшимися для стрижки овец, они вырезали тонкие и изящные фигуры. За несколько поездок в Минусинский и Ачинский округи Адрианов собрал у местного населения коллекцию, содержащую около 200 выкроек для вышивок хакасов. Их он воспроизвел на особом сорте бумаги (ферро-пруссиатной) и составил из них альбомы, которые ныне хранятся в Санкт-Петербурге и Томске.

Несколько коллекций Адрианова состоят из выкроек «улгу» орнаментов. Седьмая коллекция №1600 была собрана в 1908 году и состоит из выкроек «улгу» для вышивок мастериц Т. Болгановой (улус Болганов), А. Горбунаковой (улус Джебал на р. Енисей), Т. Шоевой (улус Саргов), К. Тазьминой (улус Тазмин), М. Чарковой (улус Чарков), Т. Заварзиной (улус Заварзин), Инкижековой (улус Инкижеков). Восьмая коллекция №2101 собрана Адриановым в 1908 году и состоит из выкроек В. Орешковой (с. Синявино), Е. Доможаковой (улус по р. База), В. Майнагашевой и Е. Майнагашевой (улус Иреса Майнагашева), М. Барахтаевой, А. Черпаковой и Т. Косточаковой (улус Черпакова). Девятая коллекция №2102 собрана Адриановым в 1908 году у мастерицы Боргояковой (улус Боргояков). Десятая коллекция №2103 собрана в 1908 году у мастериц А. Кызласовой, П. Кызласовой (улус Чекин).

Одиннадцатая коллекция №2403 собрана в 1910 году в районах проживания кызыльцев в улусе Тайдонов, Чебаки, Подкаменный, Половинка, Ключик, Тарча, Тунгужул, Большой Тайдонов Кызыльсой инородной управы.

Двенадцатая коллекция №2536 была собрана в 1909 году в улусе Сенявино.

В январе 1912 года А. В. Адрианов выступил на Всероссийском съезде художников в Петербурге с докладом «Об орнаменте у сибирских инородцев». Съезд проходил в конференц-зале Императорской Академии художеств с 27 декабря 1911 по 5 января 1912 года А. В. Адрианов выступил на заседании Первого отдела, носившего название «Вопросы эстетики и истории искусств». На семи заседаниях отдела было заслушано 20 докладов. Среди выступавших на этом отделе были такие прославленные художники и деятели культуры, как И. Е. Репин, Д. В. Айналов, В. В. Кандинский и др.

В докладе А. В. Адрианова «Об орнаменте у сибирских инородцев», который был иллюстрирован многочисленными образцами работ сибирских инородцев, а также многими рисунками, Адрианов говорил:

«Я не беру на себя задачи определять художественное и научное значение собранных мною образцов инородческого орнамента, указывать его место в ряду орнаментов других народов, его самостоятельное или подчиненное значение, устанавливать его влияние. Главная моя цель - обратить внимание лиц, более меня сведущих в этом вопросе, на необходимость изучения орнамента сибирских инородцев и вообще народностей, населяющих Сибирь; я уверен, что занявшиеся таким изучением найдут здесь много нового и богатого по содержанию материала».

В конце 1916 года Адрианов возвращается из ссылки в Томск и приступает к редактированию газеты «Сибирская жизнь». С 1918 года Адрианов был активным идейным противников Советской власти, которую вел в газете «Сибирская жизнь» энергичную агитацию против большевиков, чуть открыто не призывая к восстанию. 22 декабря 1919 года Адрианов был арестован и был обвинен в «систематической борьбе с Советской властью» путем агитации в газете. 29 февраля 1920 года Адрианов Томской ЧК за публицистическую деятельность, за выступления в печати против диктатуры большевиков был приговорен к расстрелу. 7 марта 1920 года А. В. Адрианов был расстрелян в числе двадцати шести приговоренных «активных противников Советской власти».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, Председатель Хакасского регионального отделения АИС Маина Чебодаева.

Добавить комментарий