Неизвестный Эрмитаж: Загадки и тайны главного музея России
Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Помимо картин европейских мастеров в собрании есть весьма любопытные артефакты

4 января 1772 года — знаменательная дата для всего российского искусствоведения, тогда, 250 лет назад, императрица Екатерины II Великая знатно «прибарахлилась». Из Европы в созданный ею же Эрмитаж прибыли сразу 158 картин, включая полотна Рембрандта. Впоследствии пополнение коллекции стало традицией, причём помимо обычных предметов искусства туда порой попадали крайне необычные предметы.

Великая русско-немецкая правительница не мелочилась, она щедро отсыпала «презренного металла», обменяв его на шедевры. В Санкт-Петербург приехали работы Тинторетто, Рубенса, Ван Дейка и других авторов. Плюс сразу семь картин Рембрандта, включая «Данаю» и «Святое семейство». Как бы сегодня сказали, крайне выгодные инвестиции.

Вкладывать деньги в искусство императрица начала едва взойдя на трон, уже через два года после начала правления на основе своей частной коллекции Екатерина основала Эрмитаж. И отправила эмиссаров в Европу, дабы те скупали предметы искусства. Причём не абы какие, а исключительно шедевры!

Не всё купленное успешно добралось до места. Осенью 1771 года двухмачтовый флейт «Фрау Мария», на борту которого находилось более 300 картин, куча драгоценного фарфора и прочих сокровищ, ушёл под воду в районе нынешнего города Турку. Сегодня это территориальные воды Финляндии, тогда — ещё шведские.

По горячим следам поднять груз не удалось, судно почему-то «потеряли». Нашли его только в 1999 году, финские аквалангисты подняли с борта затонувшего корабля рад предметов, но картин среди них не было. И вовсе не потому, что они давно сгнили. Нет — все полотна были заранее помещены в тяжеленные герметичные свинцовые тубусы, скорее всего, они и сейчас в полном порядке. Хотя реконструкция, конечно, понадобится.

Однако «Фрау Марию» никто не поднимает, хотя это просто, лежит она на глубине всего 40 метров.

«Поднять „Фрау Марию“ несложно, она находится на небольшой глубине, к тому же воды Балтийского моря холодные, в них отсутствуют жучки-древоточцы и другие вредители, поэтому можно говорить о хорошей сохранности дерева. Понятно, что ценный груз, находившийся на этом корабле, за 200 с лишним лет мог быть частично или полностью разворован. Но если картины, перевозившиеся на нем, остались, они упакованы в тубы, и можно предполагать их полную сохранность. Об этом говорит опыт наших исследований — все, что мы поднимаем, в хорошей сохранности», — считает контр-адмирал Константин Шопотов.

Проблема в том, что финны просто не отдают корабль и его сокровища. Хотя они полностью оплачены из российской казны и финны к ним не имеют никакого отношения. Но наше Росохранкультуры и государство в целом проявляет странную пассивность. Хотя решить вопрос проще простого. Финляндия очень сильно зависит от поставок российской электроэнергии, кроме как у нас, взять им её негде. Дернуть рубильничек — типа сломалось у нас что-то там. Починим, да, только сперва кораблик наш отдайте. Отдадут, никуда не денутся. Но на подобные шаги нужна политическая воля. А таковой в РФ как-то не наблюдается.

Неприятно, конечно, но не более того. Великих шедевров на борту затонувшей посудины, вроде как, не было. А уж по сравнению с собранием Эрмитажа… 3996 картин — столько насчитали после того, как императрица покинула этот мир. Ничего подобного в России не было, да и мире тоже. Только за это Екатерина II достойна имени Великой, а ведь это — мелочь, по сравнению с остальными её свершениями.

Само здание большого Эрмитажа тоже построили при ней. Или не построили, а восстановили? В 1765-м, опять-таки по велению правительницы, архитекторами был создан так называемый «Аксонометрический план Санкт-Петербурга», он сохранился до наших дней, хотя и в неполном виде. Крайне странный документ — часть города там лежит в руинах, часть уже восстановлена. Видны гранитные набережные, хотя, согласно официальной истории, их построили позже. Загадка…

Ряд экспонатов Эрмитажа тоже не поддаётся объяснению, например, огромные каменные вазы, выполненные с поразительным искусством. История большинства из этих экспонатов изобилует нестыковками, особенно это касается эллипсовидной Большой Колыванской вазы весом 19 тонн (вместе с основанием). Изготовлена она из цельного куска яшмы.

По одной версии, её вырезали на месте, на Колыванском камнерезном заводе (Алтай). Делали аж пятнадцать лет — с 1828 год по 1843 год. А установили в 1849-м, для махины вроде как четыре года строили фундамент. Как-то слишком долго…

Но есть и иные версии.

«Глыба, из которой вырезана знаменитая огромная зеленая ваза в Эрмитаже, весила сорок тонн. С великим трудом сто шестьдесят лошадей вывезли ее на валках из Ревневской каменоломни на Алтае, и по горным дорогам, по великому сибирскому тракту, водным путям Камы, Волги, Невы она была доставлена в Петербург», — писал в своей книге «Занимательная минералогия» геолог, академик Александр Ферсман.

Кто же прав? Или историки что-то путают? Во всяком случае, описанный ими путь транспортировки вазы, если её всё-таки изготовили на Алтае, просто невозможен. Глыбы — тем более. Реки мелкие и порожистые, судоходства там не было и нет.

Есть и большие расхождения в источниках. Так, различные СМИ того времени писали о этой вазе, упоминая её вес — 127 пудов с небольшим. Но это — всего две тонны! Да и описываемый очевидцами декор как-то не совпадает. Видать, вазы просто перепутали.

Большинство каменных ваз Эрмитажа невозможно повторить на уровне современных технологий. Пробовали, причём в сильно уменьшенном виде. Не осилили. Проблем много, главная из них — яшма очень хрупкий минерал, трещины и сколы просто гарантированы. Но на Большой Колыванской вазе их нет! На других, которые тоже изготовлены из различных монолитов, тоже всё ровненько.

«Я неоднократно внимательно рассматривал эти изделия, профессиональное любопытство, если хотите. Да и повторить, если уж на то пошло, тоже было желание. В уменьшенном виде, конечно. Купят, в этом сомнения нет, есть у меня соответствующая клиентура. Но КАК их вырезать — просто не представляю. Даже из мрамора или гранита. Нужен камнерезный станок с ЧПУ, руками это не сделать! Точные линии, как прямые, так и криволинейные, местами будто проточено на огромном токарном станке и на каком-то аппарате отполировано. Хотел бы я иметь такое оборудование… Да что там чаши, это так, мелочи. Вот атланты — это сила», — говорит владелец одной столичной камнерезной фирмы.

Да, атланты, которые «небо держат на каменных руках» — не меньшая загадка. Поставили их, якобы, в 1848 году, официальный автор скульптур — скульптор Александр Теребенёв. Вот только при совершенно космической чистоте поверхностей статуй авторство выбито на них грязно, со сколами. Примерно на уровне дитятка, который гвоздём выцарапывает на ограде короткое матерное слово.

Чтобы подивиться на чудеса Эрмитажа вовсе не обязательно глазеть на атлантов или идти искать залы с вазами. На входе вы попадаете в «лес» из колонн, причём каждая их них вырезана из монолита. Более того, колонны СТАНДАРТНЫЕ, ровно как и весь сопутствующий им декор. При ручном производстве подобное невозможно, единственная мысль — тот же станок с ЧПУ. Да и как туда затаскивали тяжеленные монолиты тоже неясно.

Ровно как всё непонятно с датами строительство. Новый Эрмитаж начала строить Екатерина Великая, а закончил его вроде как её внук, Александр I. Однако на ряде картин начала XIX века здание уже присутствует в полностью готовом виде. К чему бы это?

«Рисунки, а там более гравюры с видами различных архитектурных объектов не следует рассматривать как фотографии — в них всегда имеются неточности (иногда очень значительные). Такие рисунки являются не только историческим документом, но и произведением искусства, в котором художник не просто беспристрастно фиксирует реальность, а создаёт на её основе субъективный художественный образ», — считает заведующему сектором свода памятников Государственного института искусствознания Алексей Гриц.

Однако, чтобы создать подобный «субъективный художественный образ» требуются чертежи объекта. Представим себе картину, маслом: художник бегает по инстанциям и пытается получить доступ к информации с грифом ДСП. На него косо смотрят и периодически допрашивают: а нет ли у тебя, убогий, какого нехорошего замысла? Зачем тебе, богомаз, бумаги секретные? А не вольтерьянец ли ты какой? Против царя заговор плетешь? На каторгу захотел?!!

Есть в Питере ещё одна чаша, судя по всему, в Эрмитаж её затащить просто не смогли — так называемая «Царь-ванна». Её вес около 50 тонн, высота 1,96 метра, диаметр 5,33 метра, и глубина 1,52 метра. Монолит, из которого её вырезали, якобы, весил 150 тон или около того. Валяется сие чудо в полуразрушенном Баболовском дворце в Царском селе. Официальная версия её изготовления, конечно, тоже имеется, но даже «академические» историки стараются её не озвучивать. Ибо она просто глупая.

Вспоминая историю Эрмитажа, различные антисоветские (и антирусские!) личности очень любят поносить «проклятых коммуняк» (© шизофреничка Бабалера). Которые, якобы, нанесли собранию непоправимый урон. Дескать, цари собирали, а «красные» распродавали. Действительно, в конце 20-х — начале 30-х ряд картин и предметов декоративно-прикладного искусства были реализованы. Стране требовались деньги на Индустриализацию, и обмен не особо ценных с художественной точки зрения полотен на станки и прочее оборудование можно считать правильным шагом. А уж пошлятины вроде яиц Фаберже — тем более.

Гораздо опасней то, что творится в последние годы, точнее, десятилетия. Есть подозрения, что в собрании ряд подлинников уже заменены копиями. Впрочем, настоящие ценности, такие как загадочные вазы или феодосийские серьги не вывезти. Так как их просто невозможно подделать.

svpressa.ru

Добавить комментарий