Испуганный художник не может быть открытым, или Нужно ли Хакасии современное искусство
Фото: selfhacker.net

Музей, арт-пространство или школа? Что нужно столице Хакасии? - таким мог быть заголовок у этой статьи. Однако недавние события в культурном пространстве города, когда закрылась на неопределённый срок Абаканская картинная галерея им. Ф.Е. Пронских (АКГ) после скандала с выставкой «Внутри», заставили задуматься не только о проблеме экспонирования работ художников в Абакане. Что из себя сегодня представляет современное искусство и могут ли художники чувствовать себя в безопасности, вот о чем получился этот материал.

С одной стороны, многие считают, что в главном музее Хакасии сегодня достаточно места, чтобы проводить выставки там. Есть мнение, что в городе нужен отдельный музей современного искусства. А кто-то уверен, что само понятие «музей» уже устарело.

Корреспондент 19rusinfo.ru попытался разобраться, чего хотят современные художники Хакасии, и так ли им необходимо новое здание для выставок.

Тема, что молодым и независимым художникам в Хакасии негде выставлять свои работы, муссируется в Абакане уже не первый год. С выставочным залом «Чылтыс» АКГ еще нужно договориться. Вероятно, не все работы пройдут отбор и критику того же Управления культуры, молодежи и спорта администрации Абакана (УКМиС), которое курирует работу абаканской галереи. Не все поймут современное или актуальное искусство, в чем общественность смогла убедиться после того, как художников не только Хакасии, но и зарубежья прокатили с выставкой «Внутри».

Запрет - это самокастрация общества: художник об отмененной в Хакасии выставке «Внутри»

Да, эта громкая и скандальная тема еще долго будет аукаться администрации Абакана и всем причастным. Шумиха в культурной сфере Хакасии случается редко, но если и происходит, то послевкусие остается, как после плохого шампанского.

Все-таки городское выставочное пространство настолько консервативно, что вряд ли в ближайшее время публика сможет увидеть в АКГ что-то смелое, нонконформистское. Все также будут выставляться Союз художников РХ с отчетными выставками, творческое объединение «Теплые краски» и какое-нибудь прикладное искусство. Все.

Какого-то своего творческого объединения у свободных молодых художников в Хакасии нет. Впрочем, есть кое-какой опыт самоорганизации в социальных сетях, где творцы обсуждают искусство и выкладывают фото своих работ. Сколько этих самых творческих, рукастых, инакомыслящих, независимых в республике, никто не считал. Похоже, всех устраивает, что сидят они по своим норкам, рисуют, пишут в стол и не высовываются.

Так несколько лет назад существовал ВКонтакте местный арт-проект «Центрифуга» (или «Артцентрифуга»). Молодые смелые художники провели несколько выставок в Абакане. Одной из самых запоминающихся стала встреча-выставка «Под яблоней» в городском парке культуры и отдыха летом 2016 года. Еще раньше художники Абакана и его окрестностей, как о них писали в интернете, устроили в 2014 году первую экспозицию «В формате неба», а в 2015 выставлялись c проектом «Стимпанк» в легендарном абаканском кафе «Salvador».

В мае 2018 года «Центрифуга» объявила, что арт-проект закрыт и поблагодарила всех за поддержку.

Если сегодня художники захотят организовать и провести что-то похожее на «Выставку под яблоней», то не исключено, что их привлекут. За что что-нибудь навроде стихийного митинга. Все мы знаем, был бы человек, а статья найдется.

Тем временем в Союзе художников Хакасии, отметившим в прошлом году свое 30-летие, состоит 31 человек. Кто эти люди? На слуху лишь имя председателя организации известного художника Александра Кобыльцова, который возглавляет Союз с 2015 года.

Получается, что в год в это объединение вступал один человек. Кстати, Кобыльцов работает директором и преподавателем Детской художественной школы имени Д.И. Каратанова в Абакане с 1992 года. Не кажется ли вам странным, что художников в Союзе могло быть и больше за 30 лет, но молодые не особо торопятся в эту организацию. Или Союз художников Хакасии не желает в свои ряды молодых? Вопрос интересный и открытый.

В любом случае, у этой организации на вполне законных основаниях есть возможность выставляться - хоть в музее, хоть в галерее. Обычно это проходит в духе советского реализма: с торжественными речами, грамотами, благодарностями и публикациями в СМИ. Пресно и уныло, как говорят многие коллеги, уже уставшие за долгие годы писать о хакасских пейзажах с менгирами и лошадях у стога сена в сибирской глубинке.

Однако вернемся к проблеме экспонирования, с чего начали. Чтобы не быть голословным, корреспондент 19rusinfo.ru провел опрос среди неравнодушных горожан, кто так или иначе имеет не последнее отношение к культуре и искусству. Вопрос звучал так: «Нужен ли Абакану Музей изобразительного искусства? Или, может быть, Музей современного искусства?».

- Думаю, что нет. Абакан даже выставку-то современной живописи в недавнем прошлом провести не смог. Крайне неоднозначно с художественной точки зрения выглядели объекты инсталляции к 90-летию Абакана: жарки, медведь какой-то и пр. Подозрительно неэстетичны малые художественные формы. Довольно бесвкусны архитектурные решения. Т.е. не дорос наш уездный городишко до художественного. Вот есть у него народный хор для свадеб и духовой оркестр для похорон - художественные запросы абаканцев закрыты с лихвой, - ответил житель Абакана Станислав Угдыжеков.

Абаканский фотограф Александр считает, что городу скорее всего нужен Музей современного искусства, а выставляться в нем могут все желающие.

Другой собеседник агентства, пожелавший остаться анонимным, полагает, что понятие «музей» устарело. Куда современнее сегодня могло бы звучать «арт-пространство».

С этим мнением согласен Денис:

- Абакану нужна пилюля адекватности. Будь у меня финансовая возможность, то я бы построил некий автономный от Минкультуры архитектурный объект для реализации творческих проектов и выставок.

А что касаемо музея, то не уверен, что он будет необходим нашему социуму.

Куратор и организатор так и не состоявшейся выставки «Внутри» Анна Дятловская сказала следующее:

- Абакану нужна школа современного искусства. Выставочного пространства в Абакане хватает, его не всегда есть чем заставить. А вот образовательное учреждение, чтобы культуру современного искусства воспитывать и нести в эти музеи, вот это просто необходимо.

По мнению жительницы Абакана Евгении, в столице республики есть несколько выставочных пространств, просто их нужно грамотно эксплуатировать.

- Одно из них — это краеведческий музей. Достаточное для проведения международных, персональных выставок. Но, если правильно подавать работы. До сих пор я не видела, чтобы работы выгодно подавались. Там нормально нет освещения каждой работы. Соответственно, живопись, например, теряет свою информацию. Каждый раз я расстраиваюсь, когда не вижу достаточно цвета. Как правило, грамотная эксплуатация того пространства, которое есть, была бы для Абакана достаточной.

Кстати, о проблемах с освещением экспозиций в АКГ зрители писали не раз. Например, публика жаловалась, что на последней выставке работ заслуженного художника России Григория Краснова, невозможно было рассмотреть его живопись, местами картины бликовали.

Что касается Музея современного искусства в Абакане, нужен он или нет, то Евгения рассказала:

- Последние события показали, что нет. Я читала критику в адрес наполнения выставки. Считаю, если человек не принимает чуждую ему точку зрения, выраженную в современном искусстве, то зрителю нужно помогать расширять свое восприятие, приучать, давать разные варианты интерпретации, подготавливать к широте восприятия. Это длительный процесс. Кто его может контролировать? Это должна быть работа государства, скажем так, просветительская работа для провинции. Чем у нас занимается государство? Государство занимается цензурированием. Выпускает законы о пропаганде, о разжигании, оскорблении. То есть когда нужно думать, не попадает ли месседж под статью.

В пример собеседница привела историю с московским художником Иваном Волковым и его инсталляцией на Марсовом поле  в Петербурге 14 января этого года. Против Волкова тогда возбудили уголовное дело по статье 244 УК РФ (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения).

- Наказали за что? Не за его мысль, а за другое. О чем это говорит? Что у художников нет безопасности. А когда нет безопасности, то нет свободы выражения. Испуганный художник не может быть открытым, смелым. Цензура не предполагает новые точки зрения. Что такое современное искусство? Это когда прозорливые люди, художники своим образным мышлением, своим безграничным, необъятным, свободным мышлением, фантазией дают некий ракурс на актуальное, на волнующее, проблематичное.

Это помогает зрителю посмотреть на ситуацию с разных сторон. Современное искусство — это про свободу мышления. А ханжество, цензурирование, необходимость лавирования среди законов — это обедняет современное искусство. Творец должен иметь гарантию безопасности своих высказываний. Тогда это простимулирует современное искусство и зрителя расширять свои горизонты, - поделилась своим мнением Евгения.

Выходит, что дать эту гарантию современным творцам не может никто, что и доказала последняя выставка «Внутри». И сама по себе проблема, где выставляться молодым, не такая уж и новая, впрочем, как и с самим современным искусством, которое уже давно отстаивает свои права на свободу. А ее в культуре, как и чистого воздуха в столице Хакасии зимой, днем с огнем не сыскать.

Провокации и глупости: что ответили художникам выставки «Внутри» власти Хакасии

Теперь услышанное однажды «Культуру должны бояться» не кажется смешной герметичной шуткой. Видимо, да, боятся молодых и смелых, которые все чаще переходят дорогу законсервированным союзам и объединениям, готовым плясать под дудку госзаказов, госпрограмм и планов. Не всегда за политиками приходят, как за первыми, а как раз за художниками и поэтами. В российской истории таких примеров масса. Какое крутое пике продемонстрирует на сей раз историческая спираль, увидим. Только ракурс, как всегда, будет у всех разный.

Светлана Стафиевская

Добавить комментарий

Комментарии  

Нихочу никого обидеть, но это замечательно, хоть где-то останутся места свободные от Вашего современного "искусства"